Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4 декабря — Введение во храм Пречистой Девы

ПУТЬ В НЕПРИСТУПНЫЕ ГЛУБИНЫ

На наши вопросы о празднике Введения Девы Марии во храм отвечают святые отцы древности и духоносные старцы нашего времени.

— А для чего вообще необходимо было приводить Деву Марию во храм? Неужели она не могла жить дома и радовать престарелых родителей? Можно ведь и дома служить Богу…

Свт. Григорий Палама:

— Имевшая Своё тело чище самих очищенных добродетелью духов, так что оно могло принять Само Ипостасное Слово Пребезначального Отца, Приснодева Мария, как Сокровище Божие, по достоянию ныне помещена была во Святое святых, чтобы в надлежащее время, как и было, послужить к обогащению и к премирному украшению. Поэтому Христос Бог и прославляет Свою Матерь, как до рождения, так и по рождении.

— В Акафисте Божией Матери мы говорим о Пречистой, что Она — «Святая святых большая». Как это следует понимать?

Арх. Иоанн Крестьянкин:

— Сердце Её, отданное Богу, стало нерукотворённым храмом, вместилищем Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим Христос — Её Сын и Сын Божий — приидет и учредит законность этого нового, нерукотворённого храма, основанием которого станет Он Сам. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1Кор.3,16—17). И вот всем нам в этот великий день нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, всё тот же, и начинается он на пороге рукотворённого храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворённым храмом, и Дух Божий поселяется в нём.

— Все рассказы из Священного Писания и Священного Предания следует понимать и буквально, и иносказательно. Какое иносказание мы можем увидеть в истории о Введении во храм?

Митр. Антоний Сурожский:

— Вот о чём говорит нам праздник: о том, как с первых Своих шагов, напутствуемая матерью и отцом, наставляемая Ангелом, Она вступает в те глубины молитвы, безмолвия, благоговения, любви, созерцания, чистоты, которые составляют подлинное Святое святых. И разве удивительно после этого, что мы этот день празднуем как начало спасения: первая из всех тварей Пресвятая Дева вступает в эти непроходимые, неприступные глубины, вступает в то общение с Богом, которое будет расти и расти, незапятнанно, незатемненно, неоскверненно в течение всей Её жизни, до момента, когда, как пишет один из западных писателей, Она сможет, в ответ на Божий призыв, произнести Божие имя всем умом, всем сердцем, всей волей, всей плотью Своей и вместе с Духом Святым родить воплощённое Божие Слово.

— А какое поучение для повседневной христианской жизни мы можем вынести из праздника Введения?

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

— Все эти события можно разделить на три важных этапа, и за каждым из них стоят люди. Первый — это посвящение Девы Марии Богу. Кто стоит за этим событием, за этим решением? Её родители. Именно родители принимают такое решение, никто другой не имел права это сделать. Затем первосвященник, наставник народа, — это он открывает свои объятия Младенцу, он вводит Её во Святая святых. Велика роль наставника в человеческой жизни — так же, как и родителей. Ну и, наконец, Сама Дева Мария, взбирающаяся по этим пятнадцати огромным ступеням. За этим событием — только Она и никто другой. Трудно было идти такому маленькому ребёнку, но Мария шла, и за этим событием Её воля, Её произволение, Её жертва.

Иоаким и Анна могли посвятить девочку Богу, а могли не посвятить. Могли привести в храм, а могли не привести. Вот так и сегодня, и всегда, на протяжении всей истории, родители могли сделать или не сделать. А если не сделали, то они разделяют ответственность — пред Богом, пред людьми, пред обществом — за поведение своих детей.

Первосвященник мог и не выйти навстречу Марии, мог не ввести Её во Святая святых, вводя тем самым душу Младенца в живое соприкосновение с Божественной силой, с Божественной благодатью. Но он это сделал. Наставники — а это всё старшее поколение, особенно те, кто влияет на умы и сердца людей, педагоги, преподаватели, журналисты, писатели, продюсеры фильмов — несут ответственность за формирование молодого поколения. И от этой ответственности пред Богом и пред историей не уйти.

Ну и, наконец, личный фактор. Ведь Младенец Мария Сама взбиралась по этим крутым ступеням, преодолевая то, что ребёнку в три года преодолеть практически невозможно. Наверное, это требовало огромной целе­устремлённости, силы воли, способности терпеть, — и Она это сделала. Поэтому ответственность за жизнь, за свою собственную жизнь, несёт в первую очередь сам человек. Как он идёт по ступеням жизни? Младенцу было трудно подниматься. Наверное, легче было спрыгивать с этих ступенек и идти вниз. Именно так многие из нас поступают. Когда тебя манят в пропасть твои собственные инстинкты, твои слабости, псевдоидеалы и псевдоценности, нужна сила личности, чтобы подниматься вверх, несмотря ни на что. И как важно, когда родители приводят человека к этой начальной позиции и говорят ему, что нужно идти вверх. Как важно, чтобы рядом были наставники, которые во время этого восхождения никогда бы не отступили и были с человеком до самого конца. И наконец, как же важно, чтобы на этом пути состоялась встреча с Богом, реальное соприкосновение с Божественным присутствием! Тогда у человека вырастают крылья, он становится сильным, по-настоящему свободным, независимым от многих соблазнов и греховных притяжений. Он становится способным подниматься вверх, на самую вершину, — туда, где дверь к Царствию Божиему.

— История Введения во храм — поразительный рассказ о чуде Божием. Наверное, можно сказать, что вся жизнь Пречистой была чудом…

Протоиерей Александр Шаргунов:

— Мы говорим, что Божия Матерь — предызбранная от всех родов прежде создания мира. И введение Её во Храм, во Святое святых, — свидетельство этому. Но самое поразительное в жизни Богородицы и Матери Света — это то, что Она должна была пройти через мрак веры. Часто противопоставляют веру и видение. Преподобный Силуан Афонский пишет, что одно дело — верить в Бога, а другое — знать Его. И святые отцы всех веков говорят, что Божия Матерь видела, знала, что должно произойти. Но Она не была бы столь возвеличена Богом, если бы Ей не было дано пройти через мрак веры. Потому что Она более всех должна была приобщиться тайне крестной богооставленности Своего Сына и потому что Ей, как нашей Матери, надо было приобщиться тому, что переживает каждый из нас.

предыдущая    следующая