Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Память 30 июля

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ДЕВУШКА С МОЛОТОМ В РУКАХ

На Руси её называли Лазоревой Мариной, Огненной Мариной, в православной Болгарии — Опалённой Мариной.

Она жила в то время, когда христиане твёрдо верили: угодить Богу можно только мученичеством. Тогда люди спешили исповедать веру Христову, едва лишь замечали, что это стало опасно для жизни. Тогда десятки добровольцев, увидевших казнь христианина, шли на плаху вслед за ним, объявляя, что они тоже христиане. Тогда детей воспитывали в той мысли, что скоро за ними придут и что это будет самое радостное событие в их жизни.

Нам никогда не понять того времени. То была совершенно особая благодать, и силы людям давались особые, и чудеса тоже были неслыханными. Мы сейчас, перечитывая жития древних мучеников, только плечами пожимаем: «Что-то тут явно преувеличено!..». А это время было такое: в мир входила новая вера, и приход её был подобен торжественному, великолепному прибытию нового царя в столицу, — отсюда и чудеса невероятные, и самоотверженность человеческая небывалая доселе. Тот, кто этого не видел, тот никогда до конца не поймёт, а может быть, и не поверит рассказам о первохристианах.

Вот и святая Марина. Её житие было настолько чудесным, что даже в древности, даже в V веке, тогдашний папа Римский (ещё не католик) повелел считать рассказ о Марине вымыслом, апокрифом. Впрочем, Церковь его мнение отвергла (тем более что житие Марины было написано очевидцем её страданий), и мученица почитается христианами до сих пор.

Древние славяне, ещё не отошедшие как следует от язычества, были так поражены чудесами Марины, что возомнили о ней как о некой могущественной языческой богине, повелительнице молний и зарниц. Долго ещё русские крестьяне были убеждены, что Марина — родная сестра пророка Илии и вместе с ним ездит в огненной колеснице по небу, избивая бесов молниями, точно бичами. Отсюда и пошло её именование Огненной и Лазоревой (по цвету неба).

А между тем Марина на момент своей мученической кончины была простой пятнадцатилетней девочкой из провинции. Ну, конечно, житие говорит о ней как о несравненной красавице, в которую не мог не влюбиться высокопоставленный римский чиновник — префект Олибрий. Но мы не знаем, была ли это обычная плотская девичья красота или благодать Божия, которая светила и слепила глаза людям. Такое случалось в истории Церкви: многие святые даже прятали свои лица под покрывалом — так ярок был свет благодати. Учтите ещё, что отец Марины был языческим жрецом, а значит, для девочки прийти ко Христу было особенно трудно и особая благодать для этого требовалась.

Всё происходило, как нередко в то время: префект страстно мечтал взять Марину в жёны, она отказывалась, говоря, что у неё один Жених — Христос… Страстная любовь римлянина быстро сменилась безумной ненавистью, и тогда префект вспомнил, что христиан не только разрешается убивать, но и предписывается это делать, и со всей возможной жестокостью. И несостоявшийся жених показал себя весьма законопослушным, старательным чиновником. Марину подвергли таким пыткам, что самому префекту стало дурно, и он, расплакавшись, отказался смотреть на мучения девушки (однако пытки не отменил). Марина же, как говорят, сохраняла спокойствие, точно всё это происходило не с ней…

Мы, не жившие в то время, никогда не поймём, что те христиане относились к мучениям, как монах относится к молитве и посту, как мирянин относится к браку и милостыне… Мучения за Христа — это был их способ служения Богу, способ общения с Богом, а общение с Богом — это самое сладкое, самое желанное, что может быть для христианина… Причём пост можно нарушить, милостыню не подать, брак осквернить, а мучения, если уж они пришли, не обойдёшь и не слукавишь — приходится принимать их как есть, полной мерой. И полной мерой принимать за них благодать.

Поэтому что ж удивляться, что Марина, и без того изобиловавшая благодатью, начала после пыток, перед казнью, являть неслыханные чудеса. Не будем перечислять их все, скажем только об одном — о битве с диаволом.

Ночь перед казнью Марина провела в темнице — там и явился ей отец лжи. В некоторых изложениях жития говорится о том, что мученица сама попросила Господа явить ей врага рода человеческого, чтобы посрамить его, — почему бы и нет? Вот и св.мч. Трифон, живший в те же годы, молился о том же… Кто-то рассказывает, что лукавый только пугал святую, обернувшись то кроваво-красным змеем, то чёрным псом, а кто-то говорит, будто он произнёс целую речь, хвастаясь перед Мариной, как он умеет обольщать праведников: «Я заставляю сомневаться даже святых, изменяю их рассудок, смущаю сердце, а ночью, во время сна, влагаю в них желания… Я вкладываю в их сердца горящий огонь страсти, и грех становится острым мечом, ранящим души. Я насмехаюсь над всяким человеком, погрязшим в распутстве, помрачая его ум, делаю гордым и надменным. Я стараюсь уловить в свои сети всех людей, но особенно подобных тебе — непорочных и чистых дев… Я нападаю на девственниц и придумываю, как страстью блуда увлечь их в пропасть отступничества и погибели». Правда, свт.Димитрий Ростовский этих слов лукавого не приводит, но так ли важно для нас, произносились они в ту ночь или не произносились, — нам важно иметь их в виду, ибо в жизни всё так и происходит — по этим словам…

Святая Марина сокрушила диавола: по одним рассказам, только лишь крестным знамением, по другим — и тяжёлым медным молотом, который валялся в камере. Нередко с этим молотом её и изображают на иконах, главным образом на греческих. Молот — символ отнюдь не христианский (знатоки символов понимают это). Можно сказать, что Марина сокрушила нечистого его же собственным орудием.

Когда палач занёс над ней меч, его вдруг пронзила жалость к этой девочке-подростку, а вслед за жалостью вспыхнуло и другое чувство — более глубокое и светлое. Нет, не плотская любовь, как вы, может быть, подумали, но любовь к Богу. Надо знать, каких именно людей нанимали в палачи, чтобы в полной мере оценить это чудо Господне. Палач опустил меч и во всеуслышание объявил себя христианином. «Делай своё дело! — спокойно сказала ему Марина. — Ты не поможешь мне, если промедлишь с исполнением приказа». И он не стал медлить и следом за мученицей сам встал у плахи.

…В ХХ веке не было другой страны, где имя Марина было бы так распространено, как в России. Можно поэтому сказать, что святая мученица — Огненная Марина, Лазоревая Марина — была в этом столетии одной из главных покровительниц нашей державы.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая