Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Люди Твоя, Господи

«БУДЬ ВЕРЕН МНЕ ДО СМЕРТИ…»

Скоро минет шесть лет с тех пор, как наш батюшка, митрофорный протоиерей Владимир Фоменко, ключарь собора Владимирской иконы Божией Матери, оставил земную жизнь ради жизни вечной.

Отец Владимир выбрал нелёгкий жизненный путь. Он очень рано и без видимой внешней причины — его семья не принадлежала к духовному сословию — связал свою судьбу с Божьим храмом.

Отец батюшки, Трофим Устинович Фоменко, из белорусских крестьян, погиб во время Великой Отечественной войны; мать, Мария Трофимовна, растила двух сыновей без мужа. «Когда я родился, — вспоминал о.Владимир, — в Минске не было действующих храмов, многие церкви оказались разрушенными. И не было в городе ни одного священника, который мог бы совершать таинства. Все священники были высланы или расстреляны».

Во время войны вышло некоторое послабление: кое-где стали открывать храмы, кое-кого из священников стали возвращать из ссылок и заточения. Тех, кого не успели заточить и сослать, оставили в покое. Так у религиозно настроенного мальчика появился духовный отец, протоиерей Владимир Томашевич, человек высокой духовности, прекрасно образованный и чуткий. Отец Владимир вспоминал о нём с глубокой благодарностью. Он-то и благословил юношу на поступление в Минскую (Жировицкую) духовную семинарию. Но прежде чем закончить её, о.Владимир должен был пройти армейскую службу, о которой он тоже вспоминал с благодарным чувством, так как в исполнении воинского долга видел необходимую для мужчины жизненную школу.

В ту пору в Жировицкой семинарии был первоклассный преподавательский состав. Наибольшее влияние на о.Владимира оказал ректор семинарии архимандрит Антоний (Мельников). Это был блестящий эрудит, авторитетный богослов, человек  широчайше­го культурного кругозора, добрый пастырь и воспитатель. При нём Минская духовная семинария стала образцовым учебным заведением. Но благополучие Церкви отнюдь не входило в планы властей предержащих. Минская духовная семинария в 1963 г. была закрыта, а архимандрит был переведён в другую семинарию. В 1978 году он — уже митрополит Минский и Белорусский — был назначен на Ленинградскую кафедру. Из всех замечательных пастырей, с которыми судьба сводила о.Владимира, владыка Антоний произвёл на него, как кажется, самое сильное впечатление. В своё время о.Владимир был у владыки келейником, а затем многие годы поддерживал с ним тесные отношения.

Между тем после обучения в Минской семинарии о.Владимир поступил в Ленинградскую духовную академию, которую закончил в 1966 г. со званием кандидата богословских наук за труд «Догматическое значение иконопочитания».

Господь наградил о.Вла­димира счастливым браком. В семье царили любовь, взаимопонимание, которому в немалой степени способствовал тот факт, что матушка Ольга, будучи из священнического рода, воспринимала заботы мужа с пониманием и участием.

В 1971 году о.Владимир был назначен штатным священником в Николо-Богоявленский кафедральный собор, где в течение 16 лет учился сам у старших и опытных иереев и учил других — разнородную, пёструю паству всех возрастов и званий. В начале 1970-х годов о.Владимиру довелось отпевать в этом соборе Анну Андреевну Ахматову. Народу в храме было так много, что казалось: без жертв не обойдётся. Но Господь управил. Последняя дань, отданная Анне Андреевне Ахматовой, в конце концов ничем дурным не омрачилась.

В апреле 1990 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, была освящена Владимирская церковь на Владимирской площади. Тогдашний митрополит Алексий назначил энергичного, умного и не лишённого практической сметки протоиерея Владимира Фоменко ключарём храма для скорейшего восстановления его и возрождения приходской жизни. С этих пор и до конца своих дней (то есть без малого 20 лет) о.Владимир отдавал все силы любимому храму.

О.Владимир, обращаясь к пастве, то и дело повторял, что идя в храм, нужно оставить за его порогом весь сор из накопившихся обид, подозрений, дурных желаний, которые тяготят и смущают душу, мешая ей радостно общаться с Богом. О.Владимир любил называть храм лечебницей. Именно лечебницей всегда и был собор Владимирской иконы Божией Матери для его прихожан.

Не жалея времени, о.Владимир вникал в просьбы всех, кто имел в нем нужду, и либо утешал, ободрял, либо запрещал, но никого не отпускал от себя в унынии и мраке. Все уходили с надеждой на Божию милость. Если услышанные им житейские истории могли послужить вразумлению других, о.Владимир, опуская имена, рассказывал о них в проповеди.

И словом и делом о.Владимир учил свою паству любви. Он объяснял, что не только в храме, но и за его стенами прихожане должны чувствовать себя одной семьёй, а значит, мириться с чужими слабостями, прощать их, помнить о своём несовершенстве. Он призывал поближе узнавать друг друга, помогать друг другу, объединяться в решении какой-нибудь насущной задачи, в общем труде на благо отдельного человека или общества, Церкви.

Он знал своих старушек по именам, знал их домашние дела и обстоятельства, отношения с родными и близкими, и этих близких тоже знал. Некоторые из таких старушек кочевали, пока были силы, за своим батюшкой из храма в храм по путям новых его назначений. Они старались выразить ему свою признательность, подарить что-нибудь из сада-огорода, извиняясь за малость дара, на что о.Владимир шутливо отвечал известным присловьем: «Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь». И всем было от этих слов по-домашнему весело, тепло и уютно, так что любовь пастыря к своей пастве была разделённой.

Он много работал и спешил сделать как можно больше — помимо богослужений и треб восстанавливал собор, где действовали и по сю пору действуют и знаменитый детский хор под управлением И.В.Болдышевой, и школа звонарей, и известные далеко за пределами храма талантливые реставраторы. Он был блестящим проповедником-импровизатором. Около 20 лет он был духовным наставником Пасхального фестиваля в Петербурге.

В дни семидесятилетнего юбилея, за полгода до смертной болезни, о.Владимир, подводя итоги, сказал: «Оглядываясь на свой жизненный путь, прежде всего хочу возблагодарить Господа Бога за то, что даровал мне прожить такой век… Я обязан вере православной и Матери-Церкви… Несомненно, я благодарю Бога за то, что Он послал мне верную супругу Ольгу Владимировну, дал мне семью, которую я очень люблю и которой очень дорожу. Слава Богу, что мне пришлось жить в таком прекрасном городе и служить в таком величественном соборе, каких я не видывал в юности… Это главное, на чём пастырь и мирянин должен строить свою жизнь, лучше не сказать. Остальное всё — в руках Божиих».

Валентина Евгеньевна ВЕТЛОВСКАЯ, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

предыдущая    следующая