Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

22 мая — Перенесение мощей Святителя Николая

ОБРАЗ КРОТОСТИ

В эти майские дни в тысячах русских храмов будут произнесены тысячи проповедей о Святителе и Чудотворце Николае Мирликийском. Вот небольшие отрывки из проповедей, сказанных когда-то, — сказанных великими подвижниками веры Христовой и знаменитыми русскими священниками. Мы постарались выбрать для вас всё самое важное, самое душеполезное, что можно сказать на празднике любимого всем православным народом Святителя.

Святитель и исповедник Лука (Войно-Ясенецкий):

«Смеем ли забывать, сколько чудес знаем мы от мощей Святителя Николая? Знаем мы, что гроб Святителя Николая, содержавший его святые мощи, когда вскрыли его приехавшие за ними посланные из Бари, оказался полным благовонного мира. Нам ли не почитать мощи святых, особенно таких святых, каким был великий Николай, чудотворец Мирликийский?

Будем же смиренны, не будем смущаться грубыми нападками со стороны неверующих, со стороны протестантов и сектантов, насмехающихся над нашим почитанием святых мощей.

Будем заботиться о том, чтобы и наши тела в своё время стали мощами, святыми мощами. Надо вам знать, что в песнопениях погребальных бренные останки всех христиан именуются мощами — тем же словом, которым обозначаются тела усопших святых, потому что все христиане освящены Духом Святым, потому что в них обитает Дух Святой, потому что должны они быть храмами Духа Святого».

Протоиерей Родион Путятин:

«Вот каковы бывают добрые пастыри: они ничего не жалеют для своих пасомых, саму жизнь они готовы положить за них. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. Таков был в жизни Святитель и Чудотворец Николай, память которого ныне прославляет Святая Церковь! Не думая о своём спокойствии, он, как на крыльях, летал всем на помощь; забывая себя, он день и ночь заботился о спасении всех.

Таковы бывают добрые пастыри, такими должны быть и все мы. Пастыри жертвуют собой для своих пасомых, а мы должны жертвовать собой друг для друга. Да, непременно должны, ибо мы только то и сохраняем, что жертвуем, то только и оставляем себе, что отдаём другим, тем только будем сами некогда жить в будущей жизни, что делаем ныне для ближних».

Протоиерей Григорий Дьяченко:

«Он на самом деле преподаёт нам превосходное правило веры. Век, в который жил он, обиловал ересями. Но Святитель Николай не любил «мудрствовать паче, еже подобает». Будучи преемником апостолов по званию пастыря, он был преемником и их простоты по вере. Он мыслил согласно с мыслями Отцев Церкви веков предшествовавших и учил так, как они учили. Он был не только прост, но и ревностен. За имя Христово он потерпел многое: его лишали имущества, заключали в темницу, угрожали смертию. Но светлая и твёрдая вера его сияла в самой темнице, где он укреплял исповедников Христовых; она же на соборе Никейском посрамила лжеучителя Ария, отвергавшего Божество Иисуса Христа. И нам, братие, «без веры невозможно угодити Богу» (Евр.11,6). Тщетны, ничтожны все совершенства наши пред Богом, если нет в нас веры. Верою, говорит апостол, вселяется Сам Иисус Христос в сердце (Еф.3,17), и верующий может сказать: «живу не к тому аз, но живет во мне Христос» (Гал.2,20). Но такие плоды спеют в человеке тогда, когда вера его проста и ревностна. Недаром говорят: в простых сердцах Бог почивает».

Протоиерей Димитрий Смирнов:

«Вот Святитель Николай имел дар — милующее сердце. Всем, кто нуждался в помощи, он стремился помочь и за это приобрёл благодать у Бога. Конечно, он наверняка и молился, и постился, и пастырь Христов был угодный Богу, но главный его подвиг — то, чем он прославился, — было милосердие. Вот чему нас учит Святитель Николай. У него было такое милующее сердце, что он не мог пройти мимо, если кто-то в чём-то нуждается. Он обязательно хотел спасти, помочь, накормить. Есть такой даже термин в богословской литературе: деятельная любовь. Поэтому если у нас не получается дело молитвы, если мы не разумеем Священное Писание, если мы не в состоянии поститься, то мы можем приобретать благодать делами деятельной любви».

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

«Тропарь Святителю мы все хорошо знаем: в этом тропаре мы называем его «правилом веры и образом кротости»…

Кротость это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. В современном общественном сознании менее всего присутствует такое понятие, как кротость, и практическое мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас исключает это понятие. Сегодня многие считают, что в основе успеха — а успех является целью жизни многих людей — лежит непременно борьба. Мир устрояется по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обезпечить свою собственную победу. Какая уж тут кротость, ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен.

Можно себя удерживать от раздражения, можно сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми установками, — но это не будет кротостью. Кротость проистекает из внутреннего состояния духа, ведь кротость есть внешнее проявление человеческого смирения. Это, если хотите, особая философия жизни — правильная философия… Это особое отношение к Богу, к окружающим людям и к самому себе. В смирении человек как бы уступает своё центральное место — Богу; в смирении человек обнаруживает свои лучшие качества; в смирении человек устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба.

В конце концов, человеческое смирение это огромная сила, когда человек достигает поставленных перед собой целей, не обижая других людей, не нанося им ущерба и урона… Действительно, нужно иметь огромную силу, чтоб так жизнь прожить. Но если в основе наших поступков есть мировоззрение, то в основе кротости также лежит определенное мировоззрение — христианский взгляд на жизнь, и он формируется христианской верой. Вот почему мы говорим, что Святитель Николай есть «образ кротости», — потому что он был «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, то тогда внутреннее смирение и кротость станут естественным проявлением этой веры».

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Святителю отче Николае, помогай нам, ведь ты столп и нашей Церкви! Помогай нам, ведь по-прежнему дух века, дух мира сего дышит на нас, на Церковь своим смрадным дыханием, поражая нас маловерием, малодушным неверием и убийственной холодностью к вере».

предыдущаяя    следующая