Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Шаг вперёд, два назад

О СОВРЕМЕННЫХ ХОМУТАХ

Гаджеты (англ. gadget — приспособление, безделушка) — устройства, предназначенные для облегчения и усовершенствования жизни человека. Они прочно вошли в нашу жизнь: в спорте — фитнес-трекеры, смарт-браслеты, «умная одежда»; в медицине — электронные пластыри, трикодеры, экзоскелеты; для развлечения — смартфоны, планшеты, музыкальные плееры, игровые приставки, очки для виртуальной реальности… Казалось бы, всё на пользу человечеству. Но слово гаджет — фр. gâche — означает «скоба», «хомут». Хомут — это дуга, надеваемая на шею лошади, чтобы запрячь её, например, в телегу. Куда впрягают нас при помощи гаджетов и чем грозит человечеству этот хомут, размышляет председатель Собора православной интеллигенции священник Алексий МОРОЗ.

Многие постоянно держат телефон и компьютер в режиме работы и даже просыпаются ночью — проверить, не пропустили ли они SMS или новую информацию в «Фейсбуке». То есть даже когда человек отдыхает, его сон тревожен, когда чем-то занят — постоянно отвлекается, деля внимание между действительностью и дисплеем. Я даже не буду говорить о том, что долгое сидение перед компьютером, с планшетом и прочими гаджетами влияет пагубно: нарушается осанка, наплывает ожирение, портится зрение.

Поговорим о духовной стороне этого дела. Человек, погружаясь в виртуальный мир при помощи гаджетов, уходит от мира Божественного, мира материального. Армия гаджетов — это мир человеческой фантазии, который не имеет под собой никакого основания для бытия, живёт по иным законам, нежели мир духовный, Божественный. Более того, наши фантазии подпитываются страстями, а первым фантазёром Св.Отцы называют дьявола. Ибо он вообразил о себе, что он равен Богу. Но, оторвавшись от Бога, вступив с Творцом в соперничество, дьявол из светлого Ангела превратился в мерзкого беса. Таким образом, человек, погружаясь в мир фантазий и иллюзий, становится подвластным демоническому влиянию.

Что представляет собой виртуальный мир? Там много страстей и того, что им потакает, развивает. В тех же компьютерных играх главенствуют агрессия, убийство, насилие, гордыня, тщеславие… Всё, на что душа-христианка накладывает запрет, там приветствуется. Всё, что лежит в человеческом подсознании, что коренится в области первородного греха и родовых грехов, через что дьявол имеет власть над душою, — поднимается, и человек начинает этим жить. Меняется его психика и душевная направленность, а духовная — притупляется и блокируется.

Мы с вами живём в мире, которым правят информация и те, кто имеет к ней доступ и влияет на её подачу. Человек с детства в изобилии получает разнообразную информацию, не успевая её осмыслить и сделать выводы. А его уже с головой накрывает следующая волна информации, а за ней — другая… Это как калейдоскоп, постоянно меняющийся. Недаром учёные заговорили о клиповом сознании, свойственном современному человеку. То есть человек не видит проблемы целиком, не воспринимает мир цельным, он видит его отдельными кусочками, а сложить вместе не может. Человек прочитал и услышал вроде бы много, а в памяти ничего не отложилось — только безполезные фрагменты. Но наука говорит, что любую информацию мы принимаем в себя, она переходит в наше подсознание и там хранится, воздействуя на наше сознание. Именно в подсознании, вне зависимости от нашего разума, накопленная информация формирует мотивы наших поступков, наши желания. Мы можем даже не отдавать себе отчёта в том, почему именно так отреагировали на что-то. Пример: человек смотрит фильм и отождествляет себя с главным героем, сопереживает ему. А потом модель поведения героя начинает воспринимать как свою. Но если это был антигерой? В аналогичной ситуации зритель будет действовать, как он, — зло, сокрушительно, жестоко. Многие потом говорят: «Я не понимаю, почему так поступил». Этим пользуются манипуляторы сознания, лепящие человека нового образца.

Нынешних школьников не зря называют «детьми ЕГЭ» — у них уже изменена психика, изменён угол восприятия существующей действительности, развито клиповое сознание. Они нацелены не на изучение науки в целом, не на осмысление и связывание воедино отдельных фактов, а на запоминание выборочных фрагментов, на которые их натаскивали преподаватели. Их знания — рассыпанная мозаика. Такие дети ленивы, страдают расслаблением внимания, способны только смотреть, но не участвовать в процессе. Они сформированы по гедонистическому образцу, который и нужен современной мировой элите, современному мировому правительству. Ведо΄мая страстями толпа, жующая безконечную информационную жвачку, не дающую ничего ни уму, ни сердцу, не стремится к духовной жизни, оккультно обработана и подготовлена к воздействию на неё демонического мира. Она легко управляема и, если надо, уничтожаема и переселяема. Не случайно в современной стратегии воспитания есть установка: подготовить человека, легко приспосабливающегося к быстро меняющимся условиям.

Речь не о физическом выживании в трудных природных или экономических условиях. Этим нас не напугаешь… Существует так называемая теория управляемого хаоса, разработанная в американских институтах. У нас она внедряется, в частности, через Высшую школу экономики. Люди, которые не имеют системных знаний, но обладают информацией в определённой области, — узкопрофильные работники — в случае нужды быстро переключаются на другой вид деятельности, нахватавшись поверхностной информации. Это всё — под заказ транснациональных корпораций, которым не нужны сведущие, глубоко знающие люди, ибо знания — это сила и ими должна обладать только элита. Остальные — рабочая скотина.

— Поэтому сворачиваются, усекаются школьные программы? Не во многих школах, например, изучается астрономия, а я в советское время изучала её в десятом классе. Ныне же старшие классы делятся на гуманитарные, математические… Попавший в математический класс мало что понимает в химии или биологии…

— Совершенно верно. При этом учебники написаны безобразно, языком недоступным для понимания детей. У меня сын учится в девятом классе, но даже я, будучи доктором наук, профессором, беру учебник обществоведения и не понимаю, что там написано! Перечитываю три раза страницу, чтобы вычленить хоть какую-то мысль. Для чего это делается? Чтобы отбить у детей охоту к учению. Подросток думает: «Всё равно я ничего не понимаю», — и садится за компьютер, где поток развлекательной информации, море игр, много завлекательных сайтов, где он чувствует себя уютно. Так растят людей с клиповым сознанием, которые считают для себя честью обслуживать транснациональные корпорации мировой элиты. Такому человеку всё равно, что происходит в его родной стране, кто и как распоряжается её богатствами.

Посмотрите: в школах на переменах, в метро, в кафе сидят подростки, молодёжь и играют с помощью гаджетов. Две подруги пришли в кафе, но не общаются между собой — каждая уткнулась в свой смартфон. А недавно иду в церковь, там идёт служба, а на ступеньках сидят подростки, с головой ушедшие в свои айфоны, планшеты и прочие гаджеты. Разве это нормально? Нас разобщают, убивают дружбу, свойственную русскому народу соборность. Ленивых, обозлённых эгоистов становится всё больше. Они оторваны от Божественного мира бытия и ввергнуты в мир ирреальный. Это очень страшно. Такие люди не способны воспринять Бога. Гаджеты заменяют нашим близким учёбу, работу, общение с друзьями, прогулки, спорт… Если произнести слово «гад-же-ты» по слогам, с русским осмыслением его, то получается правильная характеристика этих устройств, губящих наши здоровье и душу.

Человек уже не может без быстро сменяющейся информационной подпитки, у него начинается «ломка». Известный факт из области психологии: люди, много смотрящие телевизор, становятся созависимыми от него. Раньше как было? Посмотрели фильм — и обдумываем увиденное, делимся впечатлениями, переживаем. А сейчас? Закончился один фильм, тут же начался другой, потом — третий, четвёртый. В уме — каша, в памяти — обрывки. Увы, телеман подключён в общему психополю людей, смотрящих в одно и то же время одну и ту же передачу, шоу и испытывающих одинаковые эмоции. Это психополе невидимо, но оно существует, как существует электрический ток, — наши эмоции излучают определённого рода волны. Без этой энергетической подпитки у людей развивается невроз.

— Но ведь и польза от гаджетов есть, и не только получение информации. Так, снабженные датчиками GPS гаджеты могут служить элементами системы раннего оповещения о землетрясениях. А приложение Dream On во время сна производит нужные звуки, и человек видит тот сон, который сам выбрал, перед тем как лечь в кровать. Например, цветочную поляну, море.

— Сон должен быть глубоким, здоровым, приносящим отдых организму. А на море или цветочную поляну лучше отправиться въяве.

Да, многие гаджеты помогают, например в медицине. Это, с одной стороны, шаг вперёд, прогресс, но это и два шага назад, ибо люди разучиваются общаться, уходя в нереальный мир. Внешняя жизнь людям кажется серой, неинтересной, здесь невозможно добиться блестящего результата без учёбы и труда, а в виртуальном мире можно: нажал кнопку — и целый город построил, нажал второй раз — сад вырос. А чтобы на земле что-то вырастить — надо спину гнуть, мозоли на руках лопатой натирать, поливать, пропалывать. Там ты супергерой, орды врагов можешь нажатием кнопки уничтожить, ты всемогущ. А в реальной жизни всегда найдётся кто-то умнее и сильнее тебя… Поэтому каждый должен решить для себя: хочет он быть ограниченной, отор­ванной от реального мира личностью или жить в мире, созданном Богом.

Записала Ирина СИБИРЯКОВА

предыдущая    следующая