Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

31 мая — День Пресвятой Троицы, Пятидесятница

«ТИХООБРАЗНАЯ РАДОСТЬ»

Есть ли в мире тайна более глубокая, чем тайна Пресвятой Животворящей Троицы? Нет, нет… Мало сказать, что Неслиянность и Нераздельность Троичного Божества невозможно вывести путём логических умозаключений — ум тут безсилен. Безсильна и природа: нет в природе никакого подобия Святой Троице. Святой Патрик пытался дать понятие о Троичности, показывая своим духовным детям листик клевера: «Вот, смотрите — три лепестка, а растение одно!» Но нет, подобие не получается, — не получается по многим причинам: потому хотя бы, что клевер будет жить, и если оторвать один лепесток, а Троица нераздельна. Совершенной троичности в природе нет. Тогда, может быть, чудо, как нечто сверхприродное, способно объяснить нам великий догмат? Святитель Спиридон Тримифунтский объяснил Троицу так: сжал в руке кирпич, и тот чудом разделился на три составляющие — глину, воду и огонь. Весьма наглядный пример, в особенности если принять глину за образ Отца, воду — за образ Сына и огонь — за образ Духа. Но нет, опять-таки не выходит полного подобия, ибо кирпич — это некий отдельный предмет, в котором глина, вода и огонь слились совершенно, а Троица Неслиянна! Нет! Даже чудо не в состоянии дать полное понятие о Троице: Она превыше и чуда.

И всё-таки Святые Отцы дерзали говорить о Пресвятой Троице — не пытаясь понять Её, но стараясь хотя бы очертить границы этой тайны.

Вот как делал это свт. Иоанн Златоуст:

«Для меня и для всякого верующего остается твёрдым тот догмат благочестия, что где представляется говорящим один Отец, там подразумеваются вместе и Сын, и Дух Святой; где говорит Сын, там и власть Отца; где действует Дух Святой, там действует и Отец, — не разделяется слава Святой Троицы, как не разделяется и учение Истины.

Никто не разделяет Отца, и Сына, и Святого Духа — ни время, ни протяжённость времени. Прежде веков Отец, прежде веков Сын, так как Он сотворил века, прежде веков Дух Святой. Никогда не разделяется природа, никогда не разделяется сила; внимай тщательно: царствует Отец, царствует Сын, царствует Дух Святой».

А вот что говорит премудрый прп.Иоанн Дамаскин:

«Итак, относительно рождения Сына нечестиво говорить, что в середине (между рождением и нерождением Его) протекло время и что бытие Сына наступило после Отца… Ибо рождение состоит в том, что из существа рождающего выводится рождаемое, подобное по существу. Творение же и произведение состоит в том, чтобы извне и не из существа того, кто творит и производит, произошло творимое и производимое, совершенно не подобное по существу».

Поясним эти слова прп.Иоанна на примере человеческом. Если женщина рождает младенца, то младенец этот — такой же человек, как и его родители: у него та же человеческая природа, тот же человеческий ум, та же человеческая душа. В этом смысле ребёнок равен своим родителям. Если же мастер создаёт некую вещь, то эта вещь не будет равной своему творцу: она по природе своей стоит неизмеримо ниже человека.

Так и Бог. Если Он рождает, то рождает равного Себе Сына — столь же Безначального, Безконечного, Всемогущего, Всеведущего, как и Отец. Если же Господь творит, то твари его стоят неизмеримо ниже Бога по природе своей.

Праздник Святой Троицы — это память о схождении Духа Святого на апостолов. Вот как говорит о Духе Святом прп.Силуан Афонский:

«Души святых вкушают Духа Святого ещё на земле. Это и есть то «Царствие Божие», которое «внутри нас», как говорит Господь. Страдает и скучает душа, потерявшая благодать Св.Духа, ведо΄мая в рабство злыми мыслями. Дух Святой Своим пришествием в душу естественно роднит человека с Богом, так что душа с великим и несомненным чувством говорит Господу: «Отче…». Душа в Духе Святом «видит» весь мир и объемлет его своей любовью.

Святой Дух Сам ищет душу человеческую и хочет в нас жить, и если не вселяется, то только из-за гордости нашего ума… За одну плохую мысль Он оставляет душу… Поэтому надо хранить совесть свою чистою: как бы брата чем не оскорбить, как бы Духа Святого в себе не опечалить каким-нибудь плохим помыслом.

Дух Святой очень похож на мать милую, родную. Мать любит дитя своё и жалеет его, так и Дух Святой жалеет нас, прощает, исцеляет, вразумляет и радует; познаётся Дух Святой во смиренной молитве… Сама молитва также дар Святого Духа».

Великий старец нашего времени архим.Иоанн Крестьянкин так объяснял своим чадам смысл Пятидесятницы:

«Пятидесятница не оканчивается тем единственным торжественным днём, который был в Иерусалиме и описывается в книге Деяний апостольских. Нет! День огненных языков был только началом непрерывного исхождения Духа Божия в человечество. Это день огненного крещения Церкви, с которого и утвердилась на земле Церковь Христова. Пятидесятница продолжается, и в течение всех прошедших лет до наших дней совершается она над каждым из нас, если мы только действительно стремимся всей душой к Богу и ищем Его. Мы теперь не слышим того шума, который некогда наполнил Иерусалим, потому что слух наш недостаточно тонок для восприятия небесных движений. Но его слышит наше внутреннее, духовное ухо. Таинственное соединение Творца и твари — сошествие Святого Духа в сердца верующих — непосредственно совершается в Церкви Христовой».

Не только Святые Отцы, не только великие старцы славили Пресвятую Троицу. Вот какие проникновенные слова нашёл для Неё знаменитый русский государственный муж Константин Победоносцев:

«И вот, как венец, как альфа и омега, начало и конец созерцания, воссиял нам и осиял нас радостью праздник Святой Троицы. Люди Божии! Ведь это самая глубина нашей веры, это таинство жизни и смерти. И стоит наш праздник как раз на той поре года, когда возникает отовсюду, возбуждается и возрастает жизнь всякого создания. Вся земля цветёт и красуется, крины сельные одеты славою, воздух кишит мириадами тварей — и каждый лист, каждый цветок, каждая былинка, каждая мошка есть тайна создания, великая, неразгаданная, но ощущаемая тайна. Посреди ходит человек — величайшая тайна жизни, нося в себе подобие образа Божия, и над всем этим великая и страшная тайна вечности, отовсюду объемлющая жизнь! Посреди этой жизни, под кровом этой тайны душа человеческая чувствует, что она откуда-то по чьему-то велению возникла вместе со всем, что живет с нею во вселенной, и живёт, и стремится куда-то — к своему началу!

Как ей отрешиться от этой тайны, когда над нею высоко свод небесный с таинственными светилами мироздания, вокруг неё жизнь природы, исполненная таинств, а внизу на земле и в прахе земном — могилы, через которые прошло и проходит всё живущее! И сколько бы ни слышалось вокруг умных и безумных речей о том, что нет никакой тайны, не поверит этому душа человека и не перестанет от могилы обращаться вверх к светилам и великим стремлением истины искать Духа Живо­творящего, от Коего всё исходит и Коим всё содержится».

Много говорят о пасхальной радости, и это справедливо. Но троицкая радость не меньше пасхальной. Разница тут только в одном: на Пасху сердце ликует и не сдерживает своего ликования, а троицкая радость — тихая, глубокая, тайная, она почти не слышна посторонним, как тихий шелест молодых зелёных листьев. Вот и Церковь поёт: «Тихообразно совершив сердца человеков…» и напоминает нам, что главный завет, данный людям Пресвятой Троицей, — «Радуйтесь!».

Алексей БАКУЛИН

 

предыдущая    следующая