Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

15 октября — память блгв.княгини Анны Кашинской

ЛЮБОВЬ НАРОДНАЯ НЕ ЗНАЕТ ПЕРЕРЫВОВ

Три года назад (2009) в Санкт-Петербурге произошло знаменательное событие: для поклонения православных верующих были привезены мощи св.княгини Анны Кашинской в церковь блгв.Анны Кашинской подворья Введено-Оятского монастыря — первого русского храма, посвящённого этой святой. Знаменательное потому, что святая благоверная княгиня Анна известна не только своей прижизненной драматической судьбой, но и посмертными земными мытарствами, которым была подвергнута самая память о ней.
Напомним, что Анна, дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича, в 1299 году вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского. Но дни непостоянного земного счастья быстро миновали: в 1318 году в Орде по приказу Узбек-хана был казнён её муж, через восемь лет в Орде был убит её сын Дмитрий Грозные Очи, а в 1339 году — второй сын, Александр Михайлович, и внук, Фёдор Александрович. Жизнь святой после этого на несколько лет теряется в дымке неизвестности, даже время её пострижения точно не установлено. В 1358 году она упоминается уже как монахиня София.
Когда её младший сын, кашинский князь Василий, потерпел поражение от тверского князя Михаила Александровича, чьи земли он захватил, Анна Кашинская оставила монастырь и присоединилась к сыну, укрывшемуся в Кашине. Удивительно, но в Кашине княгиня прожила лишь последний год своей жизни. Здесь она приняла схиму с прежним именем Анна и скончалась 2 октября 1368 года в пригородной слободе Кашина под названием Вход в Иерусалим.
Прошло двести с лишком лет… И вот в 1611 году в кашинской Успенской церкви обрушился церковный помост, и на виду оказался гроб. Не зная, чьи это останки, люди относились к ним без должного благоговения: на гроб клали шапки, даже садились на него. Тогда однажды ночью болящему пономарю Герасиму явилась Анна Кашинская и, исцелив его, наказала: «И почто гроб мой ни во что же вменяете и мене презираете? И доколе тако быти ми от вас попираеме ногами? Расскажи о моем явлении настоятелю, а у Нерукотворного Образа Спасителя над гробом зажгите свечу». Едва сие было сделано, у гроба стали происходить многочисленные чудеса и исцеления, а мощи стали почитаться как чудотворные.
В 1649 году по повелению царя Алексея Михайловича св.мощи осмотрели тверские священники, записав свидетельства о чудесах. В 1650 году царь самолично прибыл в Кашин, и мощи св.Анны были перенесены из деревянной Успенской церкви в соборную Воскресенскую. Состоялась канонизация. Службу на перенесение мощей составил известный писатель Епифаний Славинецкий, а в 1660—1670 годах были написаны житие блгв.Анны, сказание об обретении и перенесении мощей и «Плач княгини Анны» — в подражание плачу Евдокии, жены св.Димитрия Донского.
В 1676 году царь Феодор Алексеевич, по примеру своего отца, собрался в Кашин на поклонение благоверной Анне. Но вместо царского поезда особым распоряжением Патриарха Иоакима в Кашин прибыла комиссия из Москвы для повторного осмотра мощей. Комиссия обнаружила несоответствия с протоколами осмотра 1649 года — 13 «несогласий» текста жития с летописными и другими известиями о княгине. Так, в житии ошибочно говорилось, что Анна была «дочерью славных боляр», т.е. была боярышней, а не княжной; происходила якобы из Кашина, преставилась в 1338 году (дата смерти изменена на 30 лет) и т.д. Но важнейшими оказались 10-й и 11-й пункты «несогласий» между показаниями кашинского прот.Василия — очевидца освидетельствования мощей в 1649 году — и осмотром мощей в 1677-м. По словам о.Василия, у Анны «правая рука согбенна, яко благословляющая (двуперстно)», тогда как досмотр 1677 г. установил, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Это расхождение имело важное значение, ибо в это время активно распространялось старообрядчество, использовавшее результаты освидетельствования мощей Анны 1649 года как довод в пользу двоеперстия.
Результат — Малый церковный собор в Москве в 1677 году принял решение не почитать более кн.Анну как святую, житие и молитвы считать ложными, имя её исключить из святцев, а приделы и церкви, освящённые в её честь, срочно переименовать. Решение о деканонизации подтвердил Собор 1678—1679 гг. Было определено петь по Анне лишь панихиды, а не служить молебны как святой.
Несмотря на деканонизацию, в Тверской епархии сохранялось почитание благоверной княгини — по-прежнему писались иконы и до 1746 года велась официальная запись исцелений от её мощей. Кроме того, в Тверской губернии существовал обычай: на праздник Вознесения Господня совершать крестный ход на св.гору — высокий холм близ с.Едимонова Корчевского уезда, где, по преданию, Анна Кашинская прощалась с мужем, кн.Михаилом Ярославичем, перед его последней поездкой в Орду. Народная любовь не знает перерывов! И в 1818 году Святейший Синод включает имя Анны в месяцесловы, а в 1899-м началась подготовка к восстановлению церковного почитания, возобновилась запись исцелений и чудес.
Год 1908-й. Царь Николай II подписывает документы на повторную канонизацию святой — случай небывалый! Свершилось: в апреле 1909 года Синод объявил днём памяти Анны 12 июня (ст.ст.) — годовщину перенесения её мощей в 1650 году. В честь Анны Кашинской в 1909 году в Петербурге была освящена церковь, ставшая подворьем Кашинского Сретенского монастыря (с 1992 года — подворье Введено-Оятского монастыря). А в 1914 году на новом кладбище Донского монастыря в Москве была построена церковь во имя Прп.Серафима Саровского и блгв.Анны Кашинской.
Ныне св.блгв.княгиня Анна Кашинская почитается трижды в году — 25 июня, 15 октября — в день своей кончины — и в Соборе тверских святых. И так ли важно, как сложены персты угодницы Божией княгини Анны? Благоверная Анна Кашинская — русская святая, которая предстоит перед Престолом Божиим и молит Отца Небесного за многострадальную Россию, за весь русский народ, не деля его на старообрядцев и новообрядцев. Научимся любить и чтить своих святых — и Россия выживет их святыми молитвами.
Подготовила Варвара АКИМОВА

предыдущая    следующая