Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

16 лет без владыки Иоанна (Снычёва)

«ЧТО ОБЩЕГО У СВЕТА С ТЬМОЮ?..»

…В скорбной задумчивости бреду среди милых сердцу старинных крестов по Никольскому некрополю Александро-Нев-ской Лавры. Тихо, точно после великого несчастия, тихо и пусто. На кованой ограде сидит галка, чистит перья. Сразу у входа две указательные стрелки, символически указывающие в противоположные направления, на которых написано: «К Митрополиту Иоанну» и «К Анатолию Собчаку». Какую тайну, какую скрытую драму унесли эти люди с собой в вечность, чтобы уже не здесь, а там продолжить свой прерванный спор?
Могила первого и единственного мэра города недалеко от входа. Дорожки к ней расчищены до гранитных плит, вокруг стоят камеры наблюдения, есть сигнализация. Но покушений на могилу и памятник не было, свидетельствует кладбищенский смотритель. На тёмном граните лежат медные полоски солнечного света. «Возвратившему имя…» — крепкими буквами выбито на мёртвом цоколе, чтобы навечно укоренить посмертный миф. В действительности на протяжении длительного времени Собчак выступал против возвращения Северной столице её исторического имени. Первой эту идею публично высказала депутат Наталья Фирсова. Тогда этот вопрос обсуждать не стали, но дискуссия началась. И Анатолий Собчак выступил категорически против. На телевидении он заявил, что «переименование недопустимо, поскольку это оскорбляет память блокадников и защитников Ленинграда». Позже он сопротивлялся переименованию, объясняя это слишком большими затратами на изготовление новых вывесок, бланков, справочников и штампов. Анатолий Александрович изменил своё мнение только в последние дни перед выборами, видя, какую огромную популярность народное движение успело завоевать в городе, и рассчитывая получить голоса его участников.
Тихий голос другого, духовного, владыки города с неожиданной ясностью и силой благословил верующих к выбору: «Моё отношение к возвращению нашему городу его подлинного имени превеличайше положительное. Город должен носить имя, а не кличку, иначе не возродится духовность населяющих его людей. Наша задача — возродить историю, и поэтому не обязательно давать чисто русское имя городу. Пусть сбудется затеянное нами доброе дело, чтобы люди ежедневно утверждались в нравственных основах и положили свои силы на возрождение нашего великого города».
Город вернул свое имя по его благословению, по его молитве!
…Тихо. Старый кладбищенский храм мёртво спит в тени старых лип после ранней обедни. Деловитый город загнал его в глубь зелёного моря — он высится посреди старого кладбища, одиноко и печально. На могиле «возвратившего имя» стоит угрюмый памятник, созданный известным «ваятелем монстров» Михаилом Шемякиным, автором жутковаткого гротеска времён Собчака — дегенеративного «царя Петра» в Петропавловке. Внимательно рассматриваю профессорский бюст вблизи. К величайшему изумлению, вижу на бронзовом торсе градоначальника чётко изображённый контур пастырской епитрахили… однако без каких-либо христианских символов! Известно, что Собчак никогда публично не исповедовал себя православным христианином, являясь скорее противником Православия, чем его последователем. Под его благожелательным покровительством в городе поселились самые одиозные тоталитарные секты, а за самим городом закрепилось название Сектоград. Неизменной поддержкой бывшего питерского градоначальника пользовались свидетели Иеговы, устроившие в Санкт-Петербурге самую большую штаб-квартиру в Европе.
Как рассказывал настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, правящий архиерей неоднократно пытался встретиться с мэром, чтобы высказать свою тревогу, но безуспешно. Анатолий Собчак упорно не желал его видеть. Однако за несколько месяцев до кончины Митрополита на премьере в Мариинском театре они всё же встретились. Владыка намеренно хотел использовать эту возможность и, подойдя в перерыве к Собчаку, стал горячо просить его не давать разрешения иеговистам на строительство их духовного центра. Но мэр сухо ответил, что «по закону свободного рынка» он не имеет права им в этом отказывать, так как «все Церкви теперь должны существовать в условиях равной конкуренции». Владыка уехал из театра расстроенным. Последовавшая вскоре смерть митрополита Иоанна стала тревожным символом этих непростых, а порой и драматичных отношений. Владыка умер, подняв руку для благословения жены мэра Собчака. Он так и не успел её благословить…
Анатолий Собчак пережил Митрополита на пять лет, но отпевать его привезли не к иеговистам и не к кришнаитам, а в православный храм…
Лёгкий ветер, стряхивая с листьев свежую дождевую влагу, осыпает ею и живых, и мёртвых. Очень разные люди приходят сегодня на эти две могилы. К первой выползают из чёрных лимузинов степенные представители правящей элиты, бритоголовые бизнесмены и финансовые воротилы, самонадеянные чиновники и развязные шоумены. Им, по-видимому, очень хочется «канонизации» первого мэра — поэтому и появляются к годовщине смерти пропитанные подхалимством, ложью и лестью заказные фильмы. И не будем удивляться, если ещё через десять лет станет известно о чудесных исцелениях на могиле Собчака или о животворящей силе его портрета.
Мысленно ухожу в прошлое, вспоминая, что у «навигатора реформ» в силу личного обаяния и ораторского мастерства было короткое обманчивое мгновение всенародной любви. Его полюбили как мимолетную мечту о земной свободе и земном счастье, как воплощение романтических мечтаний о стране, живущей по законам достоинства и совести. Но вскоре разлюбили и даже возненавидели: поняли, что жить так не будем никогда. Собчак стал нестерпим как постоянное напоминание о преданной мечте. Вместо христианских идеалов пришла сатанинская идеология: «Деньги и сила — всё, нравственность — ничто», — в рамках которой нет места таким ценностям, как дружба, любовь, честность, патриотизм, профессиональный долг, почитание старших. Впервые за тысячу лет Россия перестаёт быть христианским государством, стремительно скатываясь в язычество с его неограниченным культом свободы.
А приснопамятный Владыка Иоанн не нуждается ни в какой официальной канонизации — достаточно отойти в левый угол Никольского кладбища, чтобы увидеть, как к могильному кресту народного ходатая пред Богом нескончаемым потоком притекает простой люд со всех краёв нашей страдающей Отчизны. Вздыхают богомольцы и шепчут сокровенные молитвы, поднимая свои плачущие глаза к иконе бездонного неба в светлой ризе встревоженных облаков. Их тоска по гибнущей в огне рыночного безумия Святой Руси, то самое, что именуется душою человека, всегда с неустанной верой толкает их вперёд, всё дальше, разжигая сердце желанием лучшего, мучая надеждой на Божью справедливость и Небесное благоденствие!
Цветисто догорает день. И вспоминаются любимые слова Митрополита: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1,5)
Протодиакон Сергий ШАЛБЕРОВ

предыдущая    следующая