Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Широки врата…

ИСТОРИЯ ВСЁ СТЕРПИТ?..

Если вы хотите составить представление о новой книге протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России» (СПб, 2009, изд. «Моби Дик», 7000 экз., архиерейского благословения нет), об этом сборнике проповедей, речей, очерков, посвящённых истории нашей страны, то лучше всего начать чтение не с начала, а с середины, с очерка «Он пытался изменить ход истории. О жизненном пути Бориса Ельцина». В самом деле: тому, кто прочтёт этот очерк, станет, во-первых, совершенно ясен взгляд на Россию, на её прошлое и на те её будущие пути, которые представляются автору желательными; а во-вторых, скорее всего, и желания не возникнет у читателя знакомиться с этой книгой более подробно.
Почему так? Потому что есть большая разница между событиями, канувшими, так сказать, в бездну лет, и теми, что ещё живы в народной памяти. Увы, не осталось в живых тех, кто помнил бы Гражданскую войну, и, рассуждая о тех временах, мы волей-неволей вынуждены принимать на веру слова того или иного историка  — хоть бы даже и отца Георгия Митрофанова. Суждения о генералах Брусилове, Корнилове, Деникине, Краснове — что бы о них ни говорили — неискушённый читатель примет достаточно равнодушно. Можно назвать героя Первой мировой Брусилова предателем России; Корнилова, безславно провалившего свой поход на Петроград, бездарно проигравшего ряд боёв наспех вооружённым красным отрядам, можно назвать великим стратегом («Это был настоящий русский православный воин»); сепаратиста Краснова, заключающего мирный договор со вторгшимся в Россию кайзером Вильгельмом, можно назвать национальным героем (а чем он лучше Ленина с его Брестским миром? Но: «Краснов… явил нам… рыцарственный дух русской натуры, основанный на верности и чести»). Всё это сказать можно, и всё это останется «историческими версиями»: «Вы, мол, считаете так, а я этак! У нас плюрализм!» Ну, плюрализм так плюрализм — сейчас судьбы белых генералов никого за живое не берут…
Несколько сложнее делать комплименты генералу Власову. Всё-таки ветераны войны ещё не все ушли в мир иной. Есть ещё люди, которые знают Великую Отечественную не понаслышке. Есть и послевоенное поколение — люди, чьи души сформированы великой Победой. Как им-то сказать, что предательство Власова было… чем бы вы думали? ПОКАЯНИЕМ!
Покаянием! То есть служба в Красной армии сама по себе была грехом, в котором надо каяться! О. Георгий говорит: «Они (власовцы. — Ред.) сделали, может быть, самое главное: они перечеркнули всю свою неправедно прожитую жизнь, всё своё 25-летнее служение большевизму, решив вступить в ряды борцов против коммунизма… Их покаяние, их отвержение от всей своей прожитой жизни значило очень много…» И далее: «Не унтер Г.К. Жуков, изменивший своей присяге (имеется в виду присяга царю, от которой, впрочем,  Николай II всех освободил. — Ред.), и не недоучившийся семинарист И.В. Сталин, а А.А. Власов в годы войны предпринял реальные шаги, направленные на то, чтобы вернуть русскому воинству память о Христе».
Итак, выстройте шеренгой всех оставшихся в живых ветеранов и скажите им: «Вы, братцы, — грешники! Вы — преступники! Вы — предатели Христа! А вот Власов, он праведник! Он осознал свои грехи (участие в обороне Москвы, например) и сотворил у Гитлера плод покаяния. Вот и вам бы так!»
Интересно будет взглянуть на реакцию фронтовиков…
Но, по счастью, фронтовиков у нас почти не осталось, — напротив: подрастает поколение, воспитанное на фильмах типа «Сволочи», на учебниках Сороса — и др., и пр., и т.д., и т.п. Им можно говорить всё что угодно. Они поверят. Их много, и их становится всё больше.
Но как с Ельциным-то быть? Его-то помнят все! А кто не помнит, так те «если и родились, так на бой ещё не сгодились», — они ещё мультики диснеевские смотрят, а не умные книжки читают. Вот лет через десять-пятнадцать это будет благодарная аудитория, с сочувствием слушающая слова о Ельцине, «спасшем достоинство нашей страны», об «Августовской Преображенской безкровной революции» (а о том, сколько русской крови пролилось после августа 1991 года,  — кто же расскажет?); о том, что Ельцин-то был хорош, да народец у нас плоховат («колоссальный дефицит людских ресурсов — интеллектуальных, и в особенности нравственных», как выражается о. Георгий); о том, что Ельцин спас страну от развала (!!!) и голода; и о том, что если Ельцин и был в чём-то плох, то виновата в этом Россия: «он был таким, какими были все мы, какой была наша страна, вышедшая глубоко искалеченной из семидесяти лет коммунизма».
К сожалению, процентов 70 нашего нынешнего населения, несмотря на двадцать лет непрерывной промывки мозгов, всё же помнят ту «глубоко искалеченную страну», которую «спас от развала» Ельцин. Помнят безплатное образование (как выясняется сейчас, очень неплохого качества), безплатную медицину (тоже не худшую в мире), уровень жизни большинства народа… Помнят ощущение защищённости, помнят то чувство, которое можно выразить словами: «ты в своей стране — у себя дома». Помнят гордость величием Родины. Помнят всё. И недостатки тоже: не на небесах живём, — сравнивают тогдашние беды с сегодняшними и горько усмехаются от такого сравнения. Так зачем же зрячих людей убеждать в том, что чёрное — это белое?
Или отец Георгий — человек действительно учёный и умный — воображает, что так откровенно, напролом идя против народной совести, можно получить какое-то сочувствие читателей? Сомнительно, чтобы он так думал. Тот, кто хочет внедрить в головы своей аудитории мысли непопулярные, должен действовать мягче, тоньше, терпеливее, — как это и делают мастера манипуляции сознанием. А если наотмашь влепить: «Власов — праведник, а Жуков — предатель!» или:  «Ельцин — спаситель России!» — чего можно достигнуть?
Ни на что, кроме взрыва возмущения, рассчитывать не приходится. И взрыва очень бурного, — что и показал, например, скандал на последней выставке «Православная Русь», разразившийся во время приватного выступления о. Георгия.
Так может быть, скандала от нас и ждут? Скандал — если суметь подняться над ним — вещь очень полезная: к примеру, на выставке, после бурных споров с о. Георгием, возмущённые читатели начали наперебой покупать его новую книгу: все хотели узнать, вправду ли суждения их оппонента столь ужасны или полемический пыл несколько раздул их? Антиреклама — замечательная реклама.
Есть у скандала и другие полезные свойства, надо лишь хорошо подготовиться к нему. Твоя подготовленность против неподготовленности ошеломлённого противника — большая сила, — а он разом покажет тебе все свои слабые места. Ну и так далее. Вот ещё одна польза: услышав некое вопиюще несправедливое суждение, возмущённый человек легко может броситься в противоположную крайность и примкнуть к другой, хотя и иначе звучащей, неправде. Классический пример тому мы видим в церковной истории: в борьбе с арианством, отчуждающим в личности Иисуса Христа Божественное начало от человеческого, некоторые христиане качнулись в другую ересь — савеллианство, смешивающее Пресвятую Троицу в некое безличное единство. Нечто подобное может произойти и здесь, благо экстремистских течений в современной Церкви предостаточно. Итак, посоветуем всем, кому нелёгкая подбросила в руки сборник о. Георгия Митрофанова «Трагедия России», десять раз продумать свои возражения и не бросаться сломя голову ко всякому, кто «против Митрофанова»: общий противник — не всегда повод для союза.

Редакция

предыдущая    следующая