Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ

Самый лучший участковый страныВ последнее время в литературе появились публикации, делающие из участников Великой Отечественной войны оболваненных идиотов, которые только и могли кричать «За Родину, за Сталина!» и не понимали ни сложившейся обстановки, ни промахов командиров, ни жёсткости военных приказов. Я — дочь фронтовиков отрицаю это и преклоняю колени перед мужеством, терпением и смирением русских людей за всё, что им пришлось пережить. Совершенно противоположные чувства к фронтовикам испытывает протоиерей Георгий Митрофанов. Свои взгляды он вполне определённо высказал в книге «Трагедия России»  (СПб: Моби Дик, 2009).
Хотелось бы разобраться, почему предатель генерал Власов стал героем и патриотом, а умеющий «всех прощать» Ельцин —«выдающимся деятелем истории России XXвека» (с.179), при котором «революция стала безкровной»? Да, этот идущий за гробом Сахарова и умиляющий о. Георгия «русский государственный муж» на наших глазах легко бросил партбилет, когда это ничем ему не грозило, и спокойно поливал кровью русских людей нашу землю.
Знаем мы, как бывшие коммунисты, бросавшие эти билеты, сохраняли их и шли на всякий случай креститься в храм, просчитывая при этом, к кому примкнуть в случае победы. Лицемерие, ложь, безпринципность, продажность, с такой силой расцветающая в нашей жизни в угоду политическим соображениям, перекочевала и в историческую науку.
Что же касается приказа № 270 от 16 августа 1941 года о невозможности сдаваться в плен, то нам трудно это обсуждать, поскольку у войны свои, не подвластные мирной, а тем более современной, жизни законы. Подходить к нему с позиций сегодняшнего дня по крайней мере безтактно по отношению к фронтовикам, которых уже об этом не спросишь. Не спросишь их и о предательстве генерала Власова.
Теперь обратимся к вопросу истории «Псковской миссии», где речь идет о служивших на оккупированной фашистами территории православных священниках. Эта миссия была создана СД (германской военной разведкой), и фашисты использовали РПЦ в своих политических целях. Главным начальником в миссии был о. Кирилл Зайц, которого теперь преподносят как мученика за Христа. После войны на суде его деятельность была расценена как предательство Родины. Отметим, что именно он составлял циркуляр для членов миссии, который включал в себя сведения о неблагонадёжности лиц, враждебных к немцам, о партизанах, об урожаях, о работе сельских старост, служении молебнов, отношении к Власову, с которым он встречался в 1943 году. Но где же та грань, когда неизбежный нравственный компромисс превращается в сознательное пособничество врагу? Ведь о. Кирилл сделал свой выбор, когда в СД дал следующую расписку: «Я, Зайц Кирилл Иванович, обязуюсь оказывать всяческое содействие СД и немецкой армии в их борьбе с большевиками. Я обязуюсь строго выполнять все указания и задания СД, а также хранить в тайне мою связь с СД» (Архив ФСБ СПб, П-88727, л. 27). Доклады в миссию он получал от благочинных о. Николая Заблоцкого, Якова Начиса, Быстрякова, Рушанова, Легкого, Ионова, Тайлова, Жунда, Толстоухова и др. С некоторых священников он лично взял подписку о сотрудничестве с СД. Это подтвердил на очной ставке в 1944 году священник Казанской церкви в Вырице о. Молчанов, который в своём последнем слове сказал: «Я виноват. Накажите меня и дайте возможность искупить свою вину». Все они были приговорены по статье 58, но не по пункту 10 (контрреволюция), как это было в 30-х годах, а по пунктам 1 и 2. (измена Родине, пособничество…).
В церковных изданиях говорится только о том, что фашисты открывали храмы, но ни слова о том, что при этом священники обязаны были сотрудничать с ними. Писать об этом тяжело, потому что имеет место мнение, что это придумано чекистами, с одной стороны, а с другой — если принять эту правду, то появляется искушение их осуждать. Так перед читателем возникает образ немцев-благодетелей и большевиков-безбожников. Объективно отметим, что о деятельности «Псковской миссии» нет ни одного полноценного исследования. Прежде всего это происходит потому, что значительная часть документов, связанных именно с предательством, остается недоступной для исследователей. Почему? Потому что нам даются дела реабилитированных людей, сведения же, которые содержатся в документах людей, не подлежащих реабилитации, т.е. осужденных законно, не выдаются никому, а без них нет полноты исследования.
Что касается деятельности митрополита Сергия (Воскресенского), то и здесь есть вопросы. Легенда о том, что он был убит сотрудниками НКВД, напечатанная в немецкой газете, была принята историками как неопровержимый факт. Но нельзя не принять во внимание, что митрополит был сотрудником СД и немцы убрали его как своего ненужного агента, а затем напечатали сообщение с целью стравить прибалтийцев с наступающей Красной армией.
Рассматривая во всей полноте исторические события, мы видим, какую позицию займёт историк: «пчелой» или «мухой» он осознает себя. Но какую бы точку зрения мы ни занимали, невозможно обойти и национальный вопрос. Разве секрет, что войну выиграли простые русские люди ценой своего здоровья, потери близких, а порой и жизни, и воевали они так, как умели воевать их предки. К тому же сейчас никто не может сказать, сколько людей пострадало и в годы войны, и в годы репрессий. Все публикуемые данные — весьма условные цифры. А вот что касается репрессий 30-х годов, то неплохо бы было опубликовать списки первых чекистов, выносивших смертные приговоры православным христианам. Говорить же о «трагической судьбе Церкви», по-моему, неправомерно, ибо Бог поругаем не бывает…
Сегодня мы «реабилитируем» Власова, завтра оправдаем Иуду, а там и до их прославления один шаг…
В заключение цитата из книги о. Георгия, где в своём дневнике священник А. Шмеман, анализируя творчество А.И. Солженицына, пишет, что тот видит исцеление России и «на пути этого исцеления главное препятствие — «образованщина», то есть интеллигенция, антиприродная и антирусская по своей природе, ибо приобщенная Западу. (с.219)
Отметим, что демократия даёт нам право суждения об исторических событиях, но история, даже в негативных явлениях, не должна носить разрушительный характер. Когда же об этом говорит пастырь, люди отождествляют это с голосом Церкви, редко отличая его от частного мнения.
Видимо, порочная практика реабилитировать всех подряд, а также попытка переписать историю и обезценить победу в Великой Отечественной войне может послужить Бог весть куда идущим планам и привела к созданию Комиссии при президенте РФ, которая будет пресекать явления фальсификации истории. В конце концов  пора противостоять практике превращения истории в помойку злобных отхожих мнений.

Секретарь Комиссии по канонизации СПб епархии,
хранитель музея Александро-Невской Лавры
Лидия СОКОЛОВА

19.05.2009. Как сообщает пресс-служба Кремля, Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Глава Российского государства отметил, что такие попытки «становятся всё более жёсткими, злыми и агрессивными». В своём обращении, посвящённом Дню Победы, Медведев напомнил: «Мы… должны отстаивать историческую истину и даже ещё раз доказывать те факты, которые совсем недавно казались абсолютно очевидными… Мы не должны закрывать глаза на страшную правду войны. И с другой стороны, мы никому не позволим подвергнуть сомнению подвиг нашего народа».

предыдущая    следующая