Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

14 апреля — 12-летие газеты «Православный Санкт-Петербург»

ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ

Был 2000-й год от Рождества Христова. Все больше людей обращались взором и душой к Богу. Помню, среди новомосковских литераторов зашел разговор, как правильно креститься: слева направо или справа налево? Мы не знали даже азов Православия! Попивая водочку, рассуждали о русском духе, о всенародном покаянии.

- А в чем мы, русские, должны каяться? - удивлялся писатель П. - Да Россия столько пережила, что она давно святая!

Мы, собеседники его, согласно кивали головами. А то, что каждый из нас запросто матерился, оскорбляя и свою родную мать, и Матерь Божию; что пили, не просыхая, "а в каждой рюмке выпитой - полрюмки детских слез"; что в России ежегодно истребляют путем абортов миллионы младенчиков; что врага рода человеческого - диавола - считаем поповской сказкой, - это ли не грехи, это ли не проблемы?! Но никто из нас на подобные темы не сочинял стихов и рассказов, не издавал книг.

Но совесть, этот глас Божий, все сильнее тревожила сердце. Захотелось чаще бывать в церкви, хотя бы по воскресеньям. Благо, поблизости храм открылся - в бывшем кинотеатре. Правда, на пути вставали "непреодолимые преграды": "неотложные" дела, болезни… Домашние смотрели на меня удивленно, когда я, бросив все, спешил в храм. Получалось так, что я, ничего не зарабатывающий глава семьи, еще и выходной день не желал посвятить семье! И мне все чаще вспоминался герой одного из рассказов Василия Шукшина, который чуть ли не с ружьем в руках отстаивал свое право ходить в баню по субботам. Я тогда еще не знал, что невидимую, но очень ощутимую преграду на пути в храм преодолевает каждый новоначальный и воцерковляющийся человек. Видя, как я барахтаюсь, Господь протянул руку помощи: попалась мне брошюра об одном из вологодских монастырей, на последней странице которой было несколько строк о газете "Православный Санкт-Петербург". Я написал в редакцию письмо. Ответили мне довольно скоро и даже прислали несколько номеров. Так началась наша дружба.

Газету "Православный Санкт-Петербург" я сравнил бы с хлебным полем. А рядом с ним, как издревле повелось у русского человека, цветет и зеленеет во славу Божию огород, который не только питает, но и лечит. Огородом я называю дочерние издания "Православного Санкт-Петербурга", газеты: "Чадушки" - для детей и родителей; "Правило веры" - во славу свт.Николая Угодника, составленная из писем читателей; "Соборная весть" - мир православной прессы; "Горница" - газета православных писателей.

Есть чем напитать душу алчущему и жаждущему веры Христовой! И я питался… Я узнал, что есть в России поэты, которые не только слово Бог пишут с большой буквы, но и стихи пишут о Боге! - Александр Люлин, Николай Рачков, иеромонах Роман (Матюшин)… Я с жадностью прочитывал "Записки редактора". Помню, до глубины души потрясло меня откровение: "По мере воцерковления все меньше желаний материальных, все больше жажда духовного - богослужений, церковной музыки, святоотеческих книг, покоя…" И еще: "Теперь, когда в новых паспортах перестали называть национальность, и в газетах слово "Родина" стали писать с маленькой буквы"; "Еду и питье обязательно крестите, - наставлял о.Иоанн и рассказал такую быль. - Один пьяница вернулся в харчевню и попросил налить зелья на последний пятак. "Пей, черт с тобой, хотя ты и так в стельку пьян", - сказал хозяин. После этих слов бес устремился в чарку, чтобы войти в пьяницу. Но мужичок был православным и перекрестил питие. Сцену эту наблюдал блаженный Василий, московский Чудотворец. Он громко рассмеялся, когда увидел, как бес вылетел с искаженным от ненависти лицом из водочной чарки. Никогда не употребляйте "черных слов", дабы не накликать на себя беду".

Прочитал "Десять кратких наставлений духовным чадам" из дневника Григория Пономарева, и все во мне поначалу протестовало. Особенно против вот этой строчки: "Не высказывай людям их недостатки". Как же так - не высказывай? Да люди тогда закоснеют в своих пороках! Чтобы общество развивалось, двигалось вперед, целое направление в литературе сложилось - критический реализм. Вся литература XIX века, наша великая классика, создана этим методом… Потом задумался: а вся ли? И стали всплывать положительные образы: Пророк А.Пушкина, князь Мышкин и Алеша Карамазов Ф.Достоевского, "Несмертельный Голован", "Очарованный странник", целый ряд других праведников Н.Лескова, "Влас" Н.Некрасова, Горкин из "Лета Господня" И. Шмелева… Побольше бы таких боголюбивых героев! Глядишь, и устояла бы Святая Русь от разрушения в 1917 году… А я сожалею, Господи, что столько лет обличал своих близких, искренне считая, что желаю им добра.

И вот под влиянием "Православного Санкт-Петербурга" и его дочерних газет я отважился на генеральную исповедь: перебрал в памяти все свои грехи, начиная с семилетнего возраста, как учит Православная Церковь, и ужаснулся: это же целую книгу писать надо! Но опять помогла газета. В небольшой заметке под рубрикой "Азы Православия" прочитал, что на исповеди не надо многословия, назвал грех - и достаточно. Грехов набралось четыре печатных страницы. Батюшка Николай читал мою исповедь, а я рыдал! Он накрыл меня епитрахилью, крепко прижал одной рукой к себе: "Бог нас любит всяких, и беленьких и черненьких, - и тебя любит и прощает твои исповеданные грехи… Уже простил!"

А в юности один старый каменщик (вместе работали на стройке) наставлял меня: "Живи по народным пословицам - не ошибешься!"

Но мудрые пословицы противоречат одна другой, видимо, складывали их люди с разным житейским опытом. Вспоминается случай.

- За работу собираешься браться? - спросили, когда я опоздал.

- Работа не волк, в лес не убежит, - отвечаю безпечно.

- Сегодня гуляшки, завтра гуляшки, так останешься без рубашки.

- А как же говорят: пилось бы да елось, а дельце на ум не шло?

- Кто говорит-то? Лентяй да шалопай - два родных брата…

Да, если жить по народным пословицам - не миновать конфликтов. Тогда как жить? И вот на склоне лет прочитал в газете такую мысль А.Ракова: "Сначала мне хотелось жить подольше, потом - подольше и побогаче, затем - подольше, побогаче и поздоровее. А надо жить по воле Божией". Согласен. Только как узнать ее, волю Божию? В тот же день я вынул из почтового ящика "Православный СПб" и глазам не поверил - там была напечатана статья "Как узнать волю Божию". Потрясли слова: "Некоторые старцы считали, что в тех случаях, когда с ними не было духовных руководителей, то лучше спросить совета у простеца или ребенка, чем поверить своему решению". Статью эту я прикрепил над своим рабочим столом. Обращаюсь к ней по самым разным вопросам. Вот был случай: попросил сделать перерасчет пенсии и получил отказ. Что делать? Рассказал о своих заботах внуку-первокласснику. А он: "Деда, надо Матронушке помолиться!" Вскоре мне представился случай поехать в Серпухов. А там уж и до Москвы рукой подать. Быстро нашел Покровский монастырь, а когда оказался возле раки с мощами святой старицы, у меня потекли слезы.

- Матушка Матронушка, помоги мне с пенсией, - шептали губы. - Я не прошу много - на хлеб хватает, а чтобы хватало и на храм!

Вернувшись, опять понес документы на перерасчет пенсии, и привередливая инспектор отнеслась ко мне как родная сестра! Пенсию увеличили на 300 рублей.

Другой случай. Много лет в немирном состоянии находились две мои сестры. Как их примирить? В "Записках редактора" прочел, как А.Раков по совету священника молился за своих некрещеных родственников перед Чашей, во время причастия Святых Христовых Таин. И два родных ему человека вскоре окрестились. Стал и я молиться во время выноса Чаши, просить Господа, чтобы примирил сестер. Потом в очередном номере "Православного СПб" нашел молитву "на умиротворение враждующих". Стал читать… Однажды звонит младшая сестра, голос радостный, рассказывает, что звонила старшей, говорила с ней минут десять. Потом предложила: "Надо бы нам, братец, ее проведать. Может, Великим постом соберемся?" На том и порешили. А я подумал: "Это ж надо, как Господь быстро откликается на каждое доброе движение нашего сердца!"

Не раз еще помогала мне газета "Православный СПб". Истинно сказала одна читательница: "Православная газета - мостик к Богу". Так и идет мое воцерковление, с помощью православных газет. Падаю, встаю и снова иду в храм. Слава и благодарение Господу за все!

Алексей ЛОГУНОВ, г.Новомосковск

предыдущая    следующая