Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Азы православия

ЦЕРКОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ ДЛЯ МИРЯН

бо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?" (Евр.12,6-7).

Епитимия, как наказание в юридическом смысле, состоит в том, что формальный церковный суд налагает на преступника за известные преступления обязательное исполнение предписаний суда, и прежде всего, как отмщение за зло, которое он как член Церкви содеял своим преступным поведением, а затем как средство возвратить себе через нее те права, которых он лишил себя, совершив преступление. Каноническое основание епитимии находим в Апостольских постановлениях и в 102-м правиле Карфагенского собора. Епитимия в этом смысле является самостоятельным наказанием, но часто она употребляется наряду с другими наказаниями. Так, если кто-либо из мирян осужден на временное отлучение, церковный суд может предписать, на время его отлучения, обязательное выполнение одной из принятых видов епитимии, как самостоятельного наказания, например требование какого-либо пожертвования в пользу Церкви, бедных и т.п.

Бесславие приобрело важное значение в церковном праве ввиду священного характера Церкви, каждый член которой должен быть свободным от всего, что может умалить или уничтожить в обществе его хорошую репутацию. Заключается оно в полном или частичном лишении церковных преимуществ и прав, налагаемом Церковью в качестве наказания на тех, кто своим нехристианским поведением показывают, что они не достойны ими пользоваться.

Отлучение заключается в том, что церковный суд лишает известное лицо права св.причащения на определенное время. Это наказание называется еще малым отлучением. Высшая степень его заключается в том, что известному преступнику воспрещено, кроме св.причащения, также и участие в церковных службах с остальными верными, а разрешается только участвовать в этих службах вместе с оглашенными, т.е. до начала литургии верных. Время этого отлучения обычно продолжается не более трех лет и налагается как наказание за небольшие проступки, большею частью характера омиссивного (т.е. за упущения) и только за непредусмотренные проступки. Субъектом этого наказания может быть каждое лицо, принадлежащее к Церкви. Но могут быть, вследствие какого-либо проступка, и несколько лиц или даже целая местность со всем населением, о чем свидетельствует послание Василия Великого, написанное после 374 года.

Совершенное исключение из Церкви, или большое отлучение, заключается в том, что известный член Церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, лишается церковного единения, т.е. теряет: а) право общей молитвы с верными; б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в Божественной литургии; в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда; г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище. С лицом, подвергшимся полному отлучению, верные не должны иметь никакого религиозного общения, духовные же лица не должны с ним иметь и частного общения. Это большое церковное наказание называется анафемой.

Лишение церковного погребения. Это наказание налагается на преступников, которые при жизни были подвергнуты полному отлучению и даже в минуту смерти не раскаялись в своем грехе и не примирились с Церковью.

предыдущая    следующая