Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СЕДЬМАЯ ВСТРЕЧА

Седьмая встреча с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном 26 декабря 1994 года

В третий раз шёл я в Концертный зал у Финляндского вокзала и радовался, так как был уверен, что эта встреча обязательно состоится. Но какие-то мелочи постоянно мешали мне, задерживали в дороге. Поэтому я пришёл в зал позже обыкновенного — минута в минуту к объявленному времени. Вошёл в фойе и удивился: вместо того чтобы занимать места в зале, все пришедшие собрались у входа. Поднялся на второй этаж — и там стоят люди, ожидая чего-то…

Я решил, что встречу отменили. Правда, сообщения об этом не было, но никто и не подтвердил, что встреча состоится. Полная неопределённость… Чуть позже выяснилось, что владыку Иоанна задержали врачи: из-за многочисленных забот он не смог вовремя закончить медицинские процедуры. Признаюсь, что ни у меня, ни у кого-либо из моих знакомых не возникло подозрения в серьёзности ситуации, так как нам сообщили, что митрополит просит прощения за опоздание и непременно будет.

Прошло около часа, и владыка Иоанн появился на сцене. Он благословил зал и начал вступительную речь с извинения, что из-за своей немощи на целый час задержал уважаемое собрание. Оказалось, что перед самым отъездом у него случился сердечный приступ, и по настоянию врачей ему пришлось некоторое время полежать. Сказал он об этом буднично и спокойно, хотя речь шла об угрозе его жизни. Так истинный архипастырь отправляется к своему стаду, жаждущему услышать духовное слово, несмотря на болезни и напасти.

В своём вступлении митрополит Иоанн рассказал об Архиерейском соборе, который проходил с 29 ноября по 2 декабря 1994 года в Успенском соборе Московского кремля. На повестке дня стояли вопросы о православном просвещении, о подготовке кадров, о борьбе с сектантством, о миссионерской деятельности.

Владыка Иоанн оценил историческую ситуацию как переходную для Русской Православной Церкви. Церковь только-только приходит в себя от затянувшихся на десятилетия болезней и травм, появляется уверенность в её выздоровлении. Для того чтобы Церковь достойно послужила делу возрождения нации и это возрождение действительно состоялось, нужны хорошие пастыри, нужны жнущие — работники на ниве Божией.

Главное сегодня — это кадры священнослужителей, ведь, кроме духовенства, пока и уповать не на кого, ибо значимость мирян в церковной жизни ещё мала. Сейчас, в конце 1994 года, в Санкт-Петербургской епархии насчитывается примерно двести храмов, причём двадцать приходов остаются, к сожалению, без священников, то есть практически бездействуют. Поэтому на Архиерейском соборе было решено усилить роль мирян в православном просвещении. Для этого предполагается избирать миссионеров из мирян, чтобы они несли Слово Божие в народ.

Тревогу православного мира вызывает тот факт, что в некоторых православных Патриархатах появились течения «инакомыслящих», сеющих раздор и нестроения во внутрицерковной жизни. Поэтому очень важно укреплять единство Православных Церквей.

Особое место собор уделил вопросу об экуменизме. Экуменизм двулик. С одной стороны, это ересь, и очень опасная, грозящая неминуемой смертью Православию как «Единой Соборной и Апостольской Церкви». С другой стороны, успокоительной для совести обезпокоенных людей, — это возможность свидетельствовать о Православии среди неправославных, и в первую очередь среди христиан разных конфессий.

Архиерейский собор высказался за возможность реализовывать второй вариант, например, решено участвовать в работе Всемирного совета Церквей (ВСЦ) в качестве свидетелей Православия. В то же время собор категорически не приемлет для нашей Церкви возможность объединения в единую религию, что есть ересь, или одна из форм атеизма. Русская Православная Церковь будет призывать все иные христианские конфессии привиться к лозе Православия.

Когда вопрос об экуменизме обсуждался на соборе, высказывались различные мнения. Однако принципиально против экуменизма, за выход из ВСЦ высказался только один архиерей, абсолютным большинством было решено остаться в ВСЦ и проводить работу свидетелей Православия.

…Прошло шесть лет после того вечера, и сегодня нам стала понятной та борьба, которую вёл владыка Иоанн против экуменизма. Число противников экуменизма в нашей стране значительно выросло, хотя и остаются сторонники членства в ВСЦ, рассчитывающие на материальную поддержку со стороны западных «спонсоров»…

Как отметил митрополит Иоанн, Архиерейский собор не обошёл вниманием и неообновленчество. В частности, упоминался отец Георгий Кочетков и ряд других «модернистов». Решено было проанализировать их деятельность на епархиальном уровне.

На заседаниях Архиерейского собора был затронут вопрос о скандально известном Глебе Якунине, которому запрещено совершать богослужения. Он подготовил и разослал всем архиереям, кроме Санкт-Петербургского, обращение в защиту своей позиции. Однако никто его не поддержал, и собор признал верным решение Священного Синода об извержении Глеба Якунина из сана. Собор призвал его снять священнические одежды, которые он теперь носит незаконно. Если Глеб Якунин не выполнит это законное требование, будет поставлен вопрос о его отлучении от Церкви. Такое же решение принято в отношении Филарета, бывшего митрополита Киевского.

Владыка Иоанн заметил при этом, что отлучение от Церкви — страшное по своей силе наказание, даже земля после смерти таковых не принимает: тело умершего не разлагается.

…Мы теперь знаем, что эти люди так и не одумались и до сих пор ведут свою раскольническую деятельность от лица так называемого украинского патриарха…

На Архиерейском соборе обсуждался вопрос о восстановлении разрушенного Храма Христа Спасителя в Москве. Идея восстановления этого храма-памятника — хорошая, однако архиереи сошлись во мнении, что деньги из церковного бюджета брать нельзя, потому что у Церкви немало более неотложных нужд. Если же найдутся внебюджетные средства, а их потребуется немало, то работы стоит вести.

Собор вновь вынес решение о причислении к лику святых святителя Филарета, митрополита Московского, а также священников-новомучеников Иоанна Кочурова и Александра Хотовицкого. Оба они были миссионерами в Америке, потом вернулись в Россию. Иоанн Кочуров первым из священников пострадал в революцию. В 1937 году был расстрелян и о.Александр Хотовицкий.

Владыка рассказал также о своей недавней паломнической поездке на Святую Землю. Он паломничал в группе из ста человек в течение недели. В группе было сорок пять священнослужителей, а остальные — миряне. Они были приняты Патриархом Иерусалимским Диодором. Им довелось молиться в разных храмах, но везде владыка особо молился за прихожан своей епархии.

Побывали в Капернауме, откуда Господь начал своё служение. От этого города, как и предсказывал Господь, почти ничего не осталось. Сейчас там ведутся раскопки. От древней синагоги были обнаружены только немногочисленные остатки, причём найденные камни звенят, как металлические. Сильное впечатление произвела гора Искушения, на вершине которой находятся руины не завершённой из-за революции русской стройки.

Владыка служил в Горненской обители нашего женского монастыря, а в ночь с субботы на воскресенье — на Гробе Господнем, где помянул всех петербуржцев. В дни паломничества Господь дал благоприятную погоду, а в день отъезда хлынул дождь.

Далее владыка Иоанн отвечал на вопросы.

Апостол Павел, обращаясь к Колоссянам, призвал избегать блуда, нечистоты и лихо-имания (Кол.3,5). Лихоимание — идолопоклонство, сребролюбие. К сожалению, нельзя сказать, что в последнее время, даже на фоне оживления церковной жизни, общество изменилось в лучшую сторону. Скорее наоборот: многие стали ревностно поклоняться золотому тельцу.

Когда речь идёт о календарях, то лучше ориентироваться на старый стиль: в нём для православных больше основательности, меньше соблазнов. Что касается 1 января по новому стилю, то это — гражданский Новый год, к нему так и надо относиться. С учётом того, что в это время идёт Рождественский пост, следует особо помолиться, но большого праздника устраивать не надо. Церковный же Новый год начинается 1 сентября по старому стилю.

Свастика не может считаться православным символом. Главным символом христианства является крест. Вначале христиане приняли четырёхконечный крест, освящающий небо, и землю, и всё сущее на земле. Потом приняли к бого-служебному применению шестиконечный крест, а позднее — восьмиконечный, при этом подставку под ногами Спасителя и надпись над головой изображают в виде выступов. А сам крест как таковой был и остаётся четырёхконечным. Им мы и ограждаемся в своей жизни, свидетельствуя себя христианами.

Тема борьбы с алкоголизмом очень важна в нашей жизни. Однако нельзя смешивать светскую методику лечения алкоголизма и церковный подход к этой проблеме. Церковь не имеет никакого отношения к деятельности в приходе протоиерея Василия Лесняка психиатра Григорьева и его сотрудников, к тем методам, которые они применяют в своей работе. Благословение, данное Григорьеву, ничем не отличается от благословения, которое даётся любому светскому врачу, помогающему в болезнях тела. Такое же благословение на богоугодные дела и добрую жизнь с Богом даётся любому мирянину, подходящему под благословение.

Православное понимание вопроса о болезнях неоднозначно, потому что существует несколько первопричин появления болезни у человека. Первая — болезни по грехам. Здесь всё понятно: например, человек злоупотребляет пищей, у него развиваются соответствующие недуги. Вторая причина — болезни для проявления славы Божией. В этом случае больной должен смиренно обратиться к Богу за помощью, и на нём явятся дела Божии. Третья причина — попущение Божие на поражение от дьявола. В этом случае физические страдания на земле как бы предваряют возможные страдания в загробной жизни. Человеку даётся возможность осознать ответственность за себя и за дела предков, понять своё безсилие, обратиться за помощью к единственно возможной защите — Богу. Четвёртая причина — это подвиг терпения как добрый пример для людей. Так люди страждущие вразумляют людей нетерпеливых, не готовых переносить даже малые жизненные неурядицы, на жизненный подвиг достойного несения человеческих скорбей. Есть и пятая причина появления болезней — для ограждения от пагубных грехов, которые человек мог бы совершить, имея хорошее здоровье. Известно, что многие прегрешения не только губительны для души самого грешника, но и опасны для окружающих. В таких случаях какая-то травма или заболевание лишают грехолюбца возможности согрешить или же ограничивают эти возможности. Например, паралич насильника заставляет его жить только по милости других людей. Такой анализ первопричин болезней способен смирить и уврачевать человека, потому что наиболее тягостна для души человеческой её страстность, немирность. Смирение души — прекрасное лекарство, облегчающее несение любых болезней.

† Наиболее эффективное средство в преодолении пьянства — это выработка убеждения не пить совсем, ибо опыт жизни свидетельствует о неполезности спиртного в любых его формах. Такую задачу вполне можно ставить перед человеком, и он способен её решить, а помочь ему в этом должны заинтересованные специалисты.

На Архиерейский собор приглашали и Зарубежную Церковь. От мирян и священнослужителей поступает много писем с просьбой об объединении, но руководство Зарубежной Церкви пока не идёт на единство. Политические подходы применять в церковной жизни неверно. В семье полезна любовь, а не политические разномыслия.

† Бог Един по существу, но Троичен в лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В природе есть немало примеров проявления единой сущности в разных качествах. Мало веровать в Бога, надо веровать в Троицу. Чтобы принести эту веру в жизнь, и пришёл Христос в мiр. Это одна из главных задач, которую решил Спаситель в своей земной жизни.

Протестантский подход к вере предполагает, что можно спастись без труда, не имея дел веры. Православие же утверждает, что труд необходим. Возьмём простой пример: на столе есть пища, разрешено её брать. Но чтобы напитаться, каждый должен подойти к столу и принять пищу. Труд необходим в земной жизни, он необходим для спасения души.

† Конечная цель человеческой жизни — жизнь вечная, куда блага земные не возьмёшь. Поэтому жить нужно не земными благами, не стоит делать из них смысла своей жизни. Гораздо важнее послужить собственной совести, совершать дела милосердия для тела и души.

† Освящённые вербные веточки после использования сжигают, а пепел опускают в воду. Аналогичным образом надо поступать и с использованными записками и другими ставшими уже ненужными элементами церковного обихода.

Немощи духовные бывают, конечно, и у священнослужителей. Но, строго говоря, с немощами священником быть нельзя. Это относится и к немощи курения, её не должно быть у священника.

† Новый Завет должен быть по синодальному переводу, иметь об этом пометку. Это означает, что он не искажён. Вольные же переводы могут иметь существенные отступления от православной веры, поэтому к ним надо относиться с осторожностью.

† Даже за распространение книг по магии люди будут отвержены от Бога. Для таких людей требуется особое покаяние, потому что они усугубили своё отступление от Православия тем, что увлекали в вероотступничество немощных соотечественников.

† Православные могут без ограничения молиться за тех, кто живёт или жил (для усопших) в организме Церкви, то есть во Христе Иисусе. Если же человек не жил такой жизнью, то требуются за него сугубые молитвы — об этом говорится в православной литературе.

События в Чечне — это дело рук тайных обществ, которые не желают прекратить свои злые дела. Поэтому нам надо молиться, чтобы Бог послал туда мир и смирил должным образом этих служителей адовых.

Телепрограмму «Храм» владыка Иоанн поддерживает.

† Виссарион — человек заблуждающийся, сам находящийся в прелести и увлекающий в прелесть всех, его окружающих. Поэтому следует помнить, что подходить к нему и общаться с сектой виссарионовцев опасно для любого человека.

Православные часто просят: «Подай, Господи!» — но не менее значима молитва «Прости, Господи!» Особенно нужна нам благодарственная, прославляющая Бога молитва «Слава Тебе,,Господи!»

Принимать учение Рерихов не надо, так как оно противоречит Православию. Книги подобных авторов дома держать неполезно. Люди сами себя отлучают от Церкви, если начинают следовать Рерихам и другим лжемудрецам.

Владыка сообщил, что он больше занят практическими делами, а не философией. Философия ему чужда, малоинтересна. Если говорить по простоте, то философские книги ему как бы ум засоряют, поэтому он их не читает, а читает то, что ближе по насущным задачам.

† Нет оснований печалиться о судьбе русского народа. Да, сейчас мы в своей стране как бы не хозяева. Но вспомним, что еврейский народ почти пятьсот лет пробыл в Египте, а потом избавился от рабства и вернулся на родину. Что же нам-то горевать? Мы же на своей земле живём, а это очень важно. Надо верить и терпеть, работая. Другими словами, надо терпеливо работать по-православному. И Господь тогда всё устроит.

Будем верующими людьми, будем терпеть, работать по совести, как прилично православным.

Не ропщите на рекламу, это искушение для живущих сегодня, равное по своей злой мощи искушениям, которые претерпевали мученики-первохристиане. Вдумайтесь: народ наш искушается не меньше, чем искушались мученики-первохристиане! Если мы будем это понимать, то достойно перенесём все искушения и уподобимся древним мученикам за веру Христову.

Время встречи подошло к концу. Владыка благословил всех и удалился.

Удивительно, как физические немощи отступают, если человек выступает «за други своя»! Пример тому — владыка Иоанн. Мы в зале не воспринимали его как немощного. Нет, скорее мы были немощные, а он был здоров и делился своим духовным здоровьем с нами.

Жив Господь!

предыдущая    следующая