Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ШЕСТАЯ ВСТРЕЧА

с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном 22 ноября 1994 года

Прошло около месяца после последней встречи с митрополитом Иоанном в Концертном зале у Финляндского вокзала, и вновь город облетела благая весть: владыка согласился на новое выступление перед православной общественностью города.

В этот раз в фойе было больше продавцов православной литературы, можно было купить иконы, книги и газеты патриотического направления. Чувствовалась большая общность людей: кое-кто сумел ещё в прошлый раз найти новых знакомых, кто-то пришёл с друзьями, у третьих исчезла настороженность к окружающим. К сожалению, такой доброжелательный настрой пытались испортить несколько человек, торгующих коммунистическими газетами. Но вся шелуха в их настроении мгновенно исчезла, как только пронеслось: «Владыка приехал!».

Все поспешили в зал.

Встреча была организована Центром духовного возрождения. Как обычно, владыка по-архиерейски двумя руками благословил зал и приступил к вступительному слову. В этот раз он рассказал о начальной истории создания Церкви Христовой.

Он подчеркнул, что спасение было дано тем современникам и свидетелям земной жизни Господа, которые поверили, что Христос — Сын Божий. Сама же Церковь Христова возникла в день Пятидесятницы при сошествии Святого Духа на апостолов. Они получили Божие благословение из поколение в поколение нести народам Слово Божие через рукоположение своих последователей и учеников во священство. В день Пятидесятницы апостолы облеклись, укрепились в сионской горнице Силой свыше. Вначале собравшиеся представляли собой как бы мёртвый организм Церкви. Но языки Святого Духа сошли на присутствующих и одухотворили, освятили Церковь, и она стала живой. Апостолы – Живая Церковь — стали «едина душа, едино тело».

В первый же день жизни Церкви около трёх тысяч человек крестились во Христа Иисуса. С тех пор Церковь наша стала лозой, соки которой переходят в ветви, и этими ветвями являемся мы, православные. Другими словами, Церковь — это мистическое Тело Христа. Так верующие люди и понимают её.

Однако становление Церкви как реальной силы, представленной на земле, проходило нелегко. И укрепилась она не сразу. Враг рода человеческого нападал непрестанно. Сначала пострадал архидиакон Стефан, ставший первым мучеником за Христа. Среди особо яростных гонителей христиан был образованный фарисей Савл. Но Промысл Божий готовил этого человека предстать перед жителями многих стран сосудом Божиих Истин — апостолом Павлом. В Посланиях к Коринфянам апостол Павел перечисляет различные дары Божии, которые давались первохристианам: дар пророчества, языкознания, исцелений и другие. Однако высший дар — это любовь: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13,8).

Первохристиане жили в любви и согласии. Нельзя было лгать: за отступление от этого запрета следовала смерть. Об этом свидетельствуется в 5-й главе Деяний святых Апостолов: обманувшие апостолов Анания и его жена Сапфира умерли.

Богомудрость апостолов проявилась через Апостольский собор, который благословил не налагать Моисеевы правила, в частности обязательное обрезание, на воцерковляющихся язычников, а для иудеев дать свободное произволение (Деян.15).

Завершая вступительное слово, владыка Иоанн сказал, что и сегодня полезно следовать первохристианам. Надо обязательно помнить, что в Православии мы проходим подготовку к жизни в Царствии Божием.

Затем владыка Иоанн приступил к ответам на полученные вопросы. Вот о чём он тогда говорил.

† «Богородичный центр» — это уродливая секта, исповедующая, что Божия Матерь есть четвёртая ипостась Господа. Эта секта разрушает семьи, приносит людям много неприятностей.

Сложности нашей страны объяснимы. Святая Русь несёт свой крест на земле, а объединяющей силой в народном служении является Православие. Именно поэтому на Православие направлены все внешние и внутренние разрушительные силы, которые понимают, что, разрушив в России веру отцов, они без труда уничтожат государство и откроют дорогу антихристу. Нам трудно, но есть союзники в лице других православных церквей, которых с меньшей настойчивостью атакуют раскольники разного рода.

† Все без исключения партии много говорят о хорошем, якобы пекутся о благе народном. Но далеко не так получается на деле. Это можно отнести и к партии христианских демократов. Православным надо одобрять то хорошее, что есть в программе какой-либо партии, но быть осторожными по отношению ко всем партиям.

Книги священника Александра Меня вызывают серьёзную опаску, так как в них много материалистических размышлений, которые никак нельзя считать православными.

† Душа живая присуща не только человеку, она есть и у животных. Тело человека подобно телам млекопитающих, соответственно, похожи их живые души в своих потребностях и проявлениях. Отличает же нас от животных дух. Дух уходит, рвётся ввысь, в горний мир. Он не может удовлетвориться земными потребностями. Другими словами, дух — это нетленная, одухотворённая душа. Потребности духа (одухотворённой души) не на земле, а с Богом. Ибо Бог есть Дух.

Талмуд действительно освобождает своих клевретов от ответственности перед другими людьми, когда для них это выгодно. Последователям Талмуда разрешено вступать в любые партии и союзы, быть членами религиозных организаций, оставаясь при этом верными Талмуду. Таким образом, Талмуд закрепляет лицемерие по отношению к иноверцам как некую военную хитрость, как добродетель. Однако практически нет православных священников еврейской крови, ложно принявших сан. В то же время церковные православные Таинства даже у плохого священника действительны. И это великое отличие нашей Церкви, во главе которой стоит Христос. Поэтому не надо чрезмерно перестраховываться, если вдруг заметите что-то сомнительное в действиях священника: Таинства всё равно остаются Таинствами во сей полноте.

Секта чуриковцев — соблазн для многих страждущих пороком пьянства, потому что под предлогом борьбы с пьянством она отвлекает сограждан от Православия.

† По церковным канонам православные не только имеют право освящать святой водой своё жилище, но и обязаны это делать. Особенно если нет реальной возможности пригласить священника.

В Никольском соборе находится замечательная намоленная икона «Умягчение Злых Сердец».

Городской православный центр духовного возрождения уже действует, планируется и дальше развивать его работу.

Из уроков истории известно, что раньше враги атаковали Русь извне. Теперь, по нашей ослабленности, они избрали иную тактику — изнутри. Для этого враги православной веры и русского народа приезжают к нам и всевозможными способами проповедуют свои взгляды. Прежде всего они стремятся завлечь в союзники молодёжь за счёт проповеди вседо-зволенности, упрощения религии и снятия морально-нравственных ограничений. Таким образом враги хотят без войны завладеть нашей страной.

Сегодня мы живём, по сути, в мафиозно-структурном мире. Власти не допускают Церковь к общественно-значимому служению, например не позволяют помогать престарелым людям. Раньше у Церкви были приюты для престарелых, богадельни.  Хотя сейчас Церковь желает заниматься этим служением, но не имеет для этого ни физических, ни материальных средств. Надо понимать, что если общество передаёт какие-то функции Церкви, то оно должно подкрепить её соответствующими денежными средствами, передать или построить необходимые помещения, помочь подготовить кадры специалистов. Ничего этого власти делать пока не намерены, ограничиваются только разговорами на социальные темы.

Радио «Теос» изредка предоставляет эфир православным священнослужителям. Такие передачи слушать можно, в остальное время слушать радио «Теос» для православных неполезно.

Предстоящий Архиерейский собор (с 29 ноября по 2 декабря 1994 года) будет решать вопросы об экуменизме, православном просвещении и другие.

Владыка сообщил, что II декабря он отправится в паломничество в Иерусалим на девять дней, затем вернётся в Санкт-Петербург, и тогда все желающие смогут, как обычно, прийти на приём.

Масонство как таковое и жидомасонство, коим является сионизм, — безусловно, отрицательные явления в жизни современного общества. Здесь нечего добавить или убавить, это зло.

Разложение протестантского вероучения продолжается. Сегодня протестанты начинают искажать и текст Нового Завета, чего они раньше не делали. Так что не стоит напрасно ждать возвращения протестантов к апостольской вере.

† Поститься или нет — это дело свободной воли. Безусловно, надо рассказывать близким о постах, предлагать следовать им. Однако не стоит принуждать. Если желаете помочь немощным родичам в соблюдении постов, то поститесь за них сами, то есть соблюдайте пост в полной мере, а в молитвах просите Господа, чтобы ваш пост был зачтён в пользу непостящихся родных. Скоро грядёт Рождественский пост. Следует помнить, что в посту главное — очищение души, но и телесное очищение через постную пищу полезно.

Сам владыка более тридцати лет страдает диабетом, но, тем не менее, перед службой воздерживается от воды и пищи. Больным перед службой вкушать можно, но перед Причастием надо набраться терпения и отказаться от пищи и пития.

Если болезнь требует вкушения скоромной пищи, то разрешается её вкушать даже в Великий пост. Если человек работает, например, на вредных работах, где положено молоко и другие продукты, то употреблять их разрешается и в посту. Возвратясь домой, он может поститься вместе с семьёй. Здесь действует как бы частичное послабление. Но главное в посту —
лечить немощь духовную.

† «Протоколы сионских мудрецов» появились в печати в начале XX века. Их публикацию осуществил писатель Сергей Нилус. Кто-то пытается трактовать их как фальшивку, но судить о таких документах следует по делам. Достаточно сказать, что содержание «Протоколов» частично отражено даже в нашей Конституции. Всё претворяется так, как сказано в «Протоколах». Почему же мы будем считать их фальшивкой?

Протоиерей Стефан Дымша был доцентом Санкт-Петербургской Духовной Академии, знатоком канонических текстов. Кроме того, он много работал на приходах, до последних дней был настоятелем церкви Благовещения на Васильевском острове. Его жизнь достойна самой высокой оценки.

† Если целители не связаны с Церковью и чужды Православия, то их надо остерегаться. Мистическая связь с Церковью состоит в Таинствах, а именно: человек должен регулярно посещать храм, регулярно исповедоваться и причащаться, поститься, как положено верующему человеку. Хорошие целители должны быть непосредственно в ограде церковной, как Косма и Дамиан — травники и безсребреники. Вот идеал для того, кто хочет помочь людям в преодолении физических болезней. Коротко говоря, дар целительства должен быть от Бога. Плату за труды следует определять за усердие и по желанию пациента.

Крещение младенцев появилось в III веке. Оно требует наличия восприемников. По-этому ответственность перед Богом за крещёных младенцев лежит прежде всего на крёстных родителях. Они отвечают за духовный рост, находятся в молитвенной духовной связи с крёстными детьми. Кровные же родители отвечают за тело, обезпечивают ребёнка всем необходимым для роста и жизни физической.

† Заочно крестить в Православии нельзя. Также нельзя крестить и мёртвых, так как для крещения должна быть проявлена добрая воля самого крещаемого человека. Бывают случаи крещения умирающих людей, которые по тем или иным причинам не смогли креститься в добром здравии, но желали это сделать. Если во время крещения такой человек не контролирует своё сознание, то должны быть веские свидетельства его желания креститься.

Духовная гимназия в городе есть, она работает в Александро-Невской Лавре.

Для того чтобы развиваться органично, человек должен трудиться и молиться, причём оба эти действия должны быть во взаимосвязи. Ни одно из этих действий само по себе не может привести ко спасению. Обязательно нужно, чтобы они взаимно дополняли друг друга. Если человек немощный и ничего не может делать, даже себя обслужить, то творение молитвы ему вменяется в труд. Но в обычных условиях человек должен и молиться, и трудиться.

Церковь допускает вскрытие мощей, возможен доступ и к царским останкам в Петропавловском соборе. Однако эти действия должны производиться с благоговением, в приличной для такого неординарного случая форме. Мы же читаем в газетах о перехлёстах и непотребствах, которые явлены по отношению к останкам сродников Государя Императора Николая II. Это нехорошо.

† Коммунизм и Православие практически несовместимы. Говорить об их родстве — лукавство. Коммуна как в названии, так и по сути своей означает коммунальное проживание. Христианская же община строится по принципу: единая душа, единое тело. Что же касается коммунистических идеалов, то они неизвестны даже самим коммунистам, конечные их цели не определены.

В конце беседы митрополит Иоанн объявил, что планирует проводить подобные встречи каждый месяц. Все встали. Митрополит благословил зал и удалился. Когда он шёл по проходу, некоторые с дерзновением подходили к нему под благословение, с какими-то частными вопросами. Но благодарное большинство спокойно наблюдало за владыкой, боясь хоть чем-то перегрузить силы старца.

Жив Господь!

предыдущая    следующая