Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВОСЬМАЯ ВСТРЕЧА

Восьмая встреча с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном 30 января 1995 года

Нет нужды повторяться о порядке проведения встреч владыки Иоанна с православной общественностью Санкт-Петербурга, которые с 1994 года стали регулярными. По-этому сразу перейдём к вступительному слову.

Для православных главное сокровище — Церковь, основанная на краеугольном камне — Иисусе Христе. Но кроме веры нужны ещё и дела, чтобы на земле созидать правду Божию и таким образом приуготовляться к жизни вечной. То есть каждому из нас необходимо исполнять свой земной человеческий долг.

Необходимо усвоить, что в православном понимании Христианство — это деятельное благочестие, тяжелейший подвиг. «…Иго… Мое благо, и бремя Мое легко», — говорит Господь (Мф.11,30). Служение человеческое часто выражается в несении постоянных скорбей. Но если православные люди изначально живут по-православному и не допускают соблазны в жизнь своей семьи, то судьба их вполне благополучна.

Нам следует чаще обращаться к Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф.5), сверять с ней свою жизнь, стремиться соблюдать всё, что заповедал Господь. Сердце человеческое должно учиться воспринимать Христа не какой-то отвлечённой личностью, а Живым Человеком, во всём подобным нам, но безгрешным на протяжении Своей земной жизни. В этом случае нам будет легче понять основные положения Нагорной проповеди, в которой указаны конкретные и обязательные для православного человека условия жизни на земле.

Покаяние — это первое условие православной жизни. Надо познать свою немощь, свою греховность: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Наш человеческий дух через покаяние должен освободиться от оков гордости и стать свободным. Вспомним, как каялись фарисей и мытарь. Первый сравнивал себя с худшими и благодарил Бога за то, что он лучше других, и в то же время впадал в осуждение. А второй — мытарь, грешник — не смел поднять глаз, понимая свою греховность. Других, может быть ещё более грешных, он не видел и не осуждал, ибо, созерцая собственные грехи, просто не мог думать о чём-то внешнем. Из этой притчи становится понятно, что гордый человек как бы поднимает себя вверх, над людьми, откуда потом и падает. Естественно, чем выше поднялся, тем больнее падать. Смиренный человек сам себя понижает, он стоит на земле, и ему некуда падать. Смирение позволяет быть внимательным к себе и видеть свои немощи и недостатки. В этой ситуации мытарю приходит в утешение радостотворный плач.

Плач — второе условие православной жизни. «Блаженны плачущии, ибо они утешатся». Плач бывает благодатный, радостотворный, и греховный. Благодатный плач происходит от осознания своей греховности, от нищеты своей духовной перед Богом. Греховный плач — от грехолюбия мiра сего, от злости. Радостотворный плач даёт человеку внутреннюю благодать. Так, преподобный Серафим Саровский был «умиленный сердцем», имел дар благодатного плача.

Кротость — третье условие православной жизни. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Упоминание о земле не случайно, потому что при наличии этого условия христианство утвердится по всему лику земли. Кротость является следствием благодатного плача. Такие люди сами не раздражаются и других не раздражают.

Жажда правды — четвёртое условие православной жизни. Алкать правду Божию — это искать смысл человеческой жизни. Вера во Христа вкупе с жизнью по вере Христовой дают человеку нужное ему удовлетворение жажды душевной. Надёжный, проверенный ключ к познанию смысла жизни даёт Евангелие.

Любовь — пятое условие православной жизни. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Милосердие в том и состоит, что ко всем людям проявляется милость — любовь. Поэтому так нужны дела милосердия во всех формах, доступных человеку.

Чистота сердца — шестое условие православной жизни. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Чистота сердца достигается через устранение из него с помощью Божией всех похотей и так называемого ветхого человека. Мы должны знать, что корыстное милосердие неприемлемо Богу. Милосердие должно быть безкорыстным. Когда за добрые дела нет даже слова благодарности, а человек реагирует на это со смирением и любовью, то и мiру является наивысший эффект милосердия. Поэтому если человек нуждается, следует дать ему, не требуя благодарности. Именно такая чистота человеческого сердца, не замутнённого даже малыми слабостями, и позволяет увидеть духовными очами Бога на земле.

Миротворчество — седьмое условие православной жизни. Начинать следует с себя, с умиротворения разлада внутреннего: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Но, занимаясь внутренним миротворчеством, следует проявлять дела миротворчества и во внешнем мiре, ибо Господь пришёл в этот мiр, чтобы дать всем мир. Вспомним Ангельское пение: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение». Мир привносится для людей благой воли, а не в страстный мiр, в котором живут по принципу, кто, где, кого и как обманет. Сегодня в обществе практически отсутствуют дела милосердия, потому что в людях мало благой воли. Хотя и добрых примеров немало, например в больших монастырях, где получают помощь многие отверженные обществом люди.

Борьба со злом — восьмое условие православной жизни. «Блаженны изгнанные правды ради» — в исполнении этой заповеди нужна борьба со злом, а эта борьба требует многих сил и энергии.

Укрепление в единстве и соблюдении заповедей Божиих — девятое условие православной жизни. Известно, что в первые три века своего существования на земле Церковь переживала постоянные гонения, злой мiр повсеместно восставал на неё. Эти нападки продолжаются и до сих пор, только их формы меняются. Известно от Святых Отцов, что, придя в мiр, антихрист будет воздействовать прежде всего на желудок; тогда и хлеб, и чистая вода будут в малости, в недостатке.

Нам нужно противоборствовать врагам — внутренним и внешним. Каждый член Церкви должен укреплять себя в соблюдении заповедей Божиих, а также и в единстве церковном. Ибо сегодня многие люди возвращаются к языческим культам: как раковые метастазы, расползаются эти культы по нашей стране. И немудрено: душа не терпит пустоты. Если не просвещать её светом Православия, она обретает то состояние, в каком пребывала до своего духовного возрождения, вызванного приходом Христа.

Наше единство в рамках национального самосознания активно разрушается с двух сторон: изнутри — доморощенными врагами Православия и извне — традиционными врагами Православия и русской государственности.

Завершив на этом вступительное слово, владыка Иоанн приступил к ответам на вопросы.

Самодержавие — образ государственности, достойный уважения, но верховная власть должна служить Богу и народу, а не быть самоцелью. О династии Романовых: Михаил Фёдорович начал династию, а завершил её Михаил Александрович, отказавшийся от царского престола, который передал ему брат, Государь Николай II. То же произошло и в Византии: Константин Великий положил начало, а завершил династический круг император Константин XI. Монарха следует избирать Всероссийским собором.

Ильин писал, что Западу не нравится мощная Россия (см. «О расчленителях России»). И сегодня ситуация не изменилась. Нам надо умножить усилия, чтобы не допустить расчленения России.

В Чечне надо стараться решить всё мирно.

Многие спрашивают, почему так много евреев среди священников, не вредит ли это Церкви. В священнослужении не национальность важна, а духовное содержание. Нельзя православным становиться на платформу нацизма, но следует развивать национальное самосознание.

Вернуть Церкви землю в собственность, а не в пользование — это нормально.

Владыка не поддержал критических замечаний в адрес Патриарха Алексия II и заметил, что Патриарх, как и любой человек, по конкретным вопросам неканонического порядка вполне может иметь мнения, отличные от мнений других иерархов Церкви. Гораздо важнее, чтобы не нарушались каноны, определения Вселенских соборов.

Церкви нужно активнее бороться с проблемой алкоголизма. Для этого необходимо нравственное возрождение народа. Нужно, чтобы народ поддержал трезвый образ жизни, ведь работу надо вести с пьющими людьми, а они в храмы не ходят. Кроме того, нужна добрая воля самого человека, иначе он и Ангела не послушает. Отрезвление пьяниц — очень трудная задача, дай Бог одного из тысячи вырвать из лап порока. Поэтому, не снимая задачу как таковую, будем накапливать силы и опыт в преодолении этого страшного порока.

† Можно ли править обществом без Бога? Нельзя, конечно. И светское государство, живущее без государствообразующей идеи, ненормально. Везде нужен смысл, а государство по своей сути должно быть Богоугодным.

† В делах православного служения нужна жертвенность. Нелегко стоять в добре, жить по вере, чтобы получить помощь Божию. Но иначе не бывает.

Пользоваться с целью личного обогащения деньгами, заработанными без труда, — неправославно. То же можно сказать и в отношении различных денежных игр.

† Если в церковный праздник умер безбожник, в его посмертной судьбе это ничего не меняет, так как первый вопрос к умершему всегда один: как он жил на земле? И тут уже ничего не изменишь. А вот благочестивый человек в таких обстоятельствах как бы получает дар Божий. Смерть в праздник — знак приобщения к Царству Небесному.

† Грех уныния приходит оттого, что внутренняя душевная пустота не заполнена духовным содержанием.

† Продолжаются хлопоты о возвращении церквей, захваченных баптистами, хотя пока безрезультатно. Так, пытаемся вернуть храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице, где подвизался священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, а также храм Святой Троицы в Озерках.

Нетрадиционная медицина гипноз, безконтактная терапия, экстрасенсорика — от лукавого. Обычная медицина, в том числе и народная, — от Бога, то есть «врачи от Бога есть», говорит Писание. Но, даже пользуясь услугами обычной медицины, необходимо помнить, что здоровье возвращается человеку не только силой лекарств и талантом врачей, но и по молитве, по воле Божией. Целитель же антихристианского толка — сугубо эгоистичный человек, у которого пороки считаются добродетелями, и посредством лжемудрствований он доказывает необходимость этих пороков.

Наиболее подходящее место для захоронения мумии Ленина — город Симбирск, где похоронен его отец.

† Духовный отец — это приходской священник, искать его специально не надо. Он появляется как бы самопроизвольно, а на самом деле — по воле Божией.

От прививок отказываться не нужно. А от злых намерений, в том числе и со стороны врачей, сохраняет молитва.

Посещать могилу усопшего можно без ограничений. В любое время. Но традиционно принято это делать в годовщину смерти и в другие рекомендуемые Церковью дни.

Чрезвычайно актуальный и очень сложный вопрос о том, как помочь неверующим сродникам. Вспомним, что Христос принёс в мiр разделение, в том числе и в семью (Лк.12,51—53). Но всё равно надо помогать сродникам в их воцерковлении. Как это лучше всего сделать? Прежде всего мы сами должны являть собою добрый пример благочестивой жизни во всех отношениях, а не в каких-то частностях. Близкие должны видеть, что Православие делает человека лучше. В то же время «не мечите бисер…» (Мф.7,6), помните, что, находясь в скотском состоянии, человек не способен понимать доводов православного. Для него чужды заповеди Божии, он живёт совершенно по другим законам.

Поэтому, излишне настойчиво излагая свои убеждения, вместо желаемой пользы можно вызвать гнев и ненависть. Кто будет виноват перед Богом в таком случае? Не исключено, что ваша вина будет даже больше, ибо вы невольно спровоцировали эту агрессию. Что касается конкретной помощи родителям в их воцерковлении, лучшее средство — молиться за них.

В работе по воцерковлению близких нельзя забывать и о «сеятеле» (Мф.13,3—8;18—23). Из этой притчи следует усвоить, что многие посеянные зерна гибнут, и только одна четвёртая часть людей способна воспринять Православие. А насильно верить никто никого заставить не может. Вера — дело сугубо добровольное, поэтому не следует настаивать, если человек не воспринимает доброго наставления. Но и осуждать не надо. На все воля Божия. Самое правильное — молиться и уповать на милость Божию.

На этом встреча митрополита Иоанна закончилась. Владыка благословил присутствующих и удалился.

Жив Господь!

предыдущая