Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЧЁРНЫЕ СИЛЫ ТЬМЫ. ГЛАВА ПЕРВАЯ

О КОЛДОВСТВЕ

Иеронимус БОСХ. Исцеление глупости. 1478. (Шарлатаны извлекают из головы простака «камень глупости»)— Поскольку часто — желая вам помочь — я рас­сказывал вам о Рае, об Ангелах и о святых, то сейчас — снова желая вам помочь — расскажу вам немного об адской муке и о бесах, для то­го чтобы вы знали, с кем мы ведём брань. Однажды ко мне в каливу пришёл один юноша — кол­дун с Тибета. Он рассказал мне многое из своей жизни. Трёхлетним младенцем — будучи только отнятым от гру­ди матери — он был отдан своим отцом группе тибетских колдунов из тридцати человек, для того чтобы они посвя­тили его в тайны своего колдовского искусства. Этот юно­ша дошёл до одиннадцатой степени колдовства; высшая степень —  двенадцатая. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, он уехал с Тибета и поехал в Швецию, для того чтобы увидеть своего отца. В Швеции он случайно познакомился с православным священником и захотел побеседовать с ним. Юный колдун совсем не знал, что такое православный священник. В зале, где они беседовали, юноша, желая явить свою силу, начал показывать различные колдовские фокусы. Он вызвал одного из старших бесов по имени Мина и ска­зал ему. «Я хочу воды». После того как он произнёс эти слова, один из стаканов сам собой поднялся в воздух, полетел под кран, вода открылась, стакан наполнился и затем сквозь закрытую стеклянную дверь влетел в зал, где они сидели. Юноша взял этот стакан и выпил воду. Затем, не выходя из зала, он показывал сидящему перед ним священнику всю Вселенную, небо, звёзды. Он использовал колдовство четвёртой степени и хотел дойти до одиннадцатой. Потом он спросил священника, как тот оценивает всё, что видит. «Если бы он похулил сатану, — говорил мне моло­дой колдун, — то я мог бы его убить». Однако священник ничего не ответил. Тогда юноша спросил: «А почему и ты не покажешь мне какое-нибудь знамение?» — «Мой Бог — Бог смиренный, — ответил священник. Потом достал крестик, дал его в руки юному колдуну и сказал ему: — Со­твори ещё какое-нибудь знамение». Юноша позвал Мину — старшего беса, но Мина, трепеща, как осиновый лист, не мог решиться к нему приблизиться. Тогда юноша вызвал самого сатану, но тот, видя в его руках крест, вёл себя так же — боялся к нему подойти. Сатана велел ему только од­но: побыстрей уехать из Швеции и снова вернуться на Ти­бет. Тогда юноша начал ругать сатану: «Теперь я понял, что твоя великая сила на самом деле — великое безсилие». По­том юноша был научен тем добрым священником истинам веры. Священник рассказал ему о Святой Земле, о Святой Афонской Горе и других святых местах. Уехав из Швеции, юноша совершил паломничество в Иерусалим, где видел Благодатный Огонь. Из Иерусалима он поехал в Америку, для того чтобы дать хорошую взбучку своим знакомым сатанистам и вправить им мозги. Бог сделал этого юношу са­мым лучшим проповедником! Из Америки он приехал на Святую Афонскую Гору.

В младенчестве с этим несчастным обошлись неспра­ведливо, и поэтому Благий Бог помог ему Сам, вмешав­шись в его жизнь без усилий с его стороны. Однако мо­литесь за него, потому что колдуны со всеми бесовскими полчищами ведут против него войну. Раз они воздвигают такую брань против меня — когда он приезжает ко мне и просит помощи, — то насколько большую брань они ведут против него самого! Когда священники читают над ним заклинательные молитвы, вены на руках у несчаст­ного лопаются и течёт кровь. Бесы страшно мучают не­счастного юношу, а ведь раньше, когда он водил с ними дружбу, они не делали ему ничего плохого, а только по­могали ему и выполняли все его пожелания. Молитесь. Однако и самому ему сейчас надо быть очень вниматель­ным, потому что в Евангелии написано, что нечистый дух, выйдя из человека, «идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и бу­дут последняя человеку тому горша первых» (Мф. 12:45).

КОЛДУНЫ ИСПОЛЬЗУЮТ И РАЗЛИЧНЫЕ БЕСОВСКИЕ «СВЯТЫНИ»

— Геронда, кто такие «обаятели»?

— Колдуны. Они используют в своей ворожбе псалмы Давида, имена святых и тому подобное, но смешивают это с призыванием бесов. То есть подобно тому как мы, читая Псалтирь, призываем помощь Божию и приемлем Божественную благодать, они, используя псалмы и святыни по­добным образом, совершают прямо противоположное: ху­лят Бога, отходят от Божественной благодати, и после это­го бесы делают то, что те попросят. Мне рассказывали об одном парне, который пошёл к колдуну, чтобы тот помог ему добиться какой-то цели. Колдун прочитал над ним что-то из Псалтири, и паренёк добился того, чего хотел. Однако прошло совсем немного времени, и бедолага на­чал угасать, таять как свечка. Что же совершил колдун? Он взял в ладонь какие-то орешки, семечки и начал читать над парнем пятидесятый псалом. Дойдя до слов «жертва Богу», он сжимал руку и выбрасывал зажатые в ней орехи, семечки, принося таким образом жертву бесам, для того чтобы они исполнили его просьбу. Так с помощью Псалтири этот колдун хулил Бога.

— Геронда, а некоторые из тех, кто занимается магией, используют крест, иконы…

— Да, я это знаю. Из этого можно понять, какой об­ман кроется за всеми их действиями! Используя священ­ные предметы, они обводят несчастных людей вокруг пальца. Люди видят, что колдуны зажигают свечи, «молят­ся» перед иконами, совершают подобные действия, — и доверяют обманщикам. Один человек рассказал мне, что в городе, где он живёт, какая-то турчанка поставила на один камень икону Пресвятой Богородицы и теперь называет этот камень «камнем, который помогает людям»! Она не говорит, что людям помогает Пресвятая Бого­родица, но говорит, что им помогает камень. Христиан, которые видят икону Пресвятой Богородицы, это сбивает с толку. Те из них, у кого не в порядке здоровье, бегут к этому камню с помыслом, что они получат от него помощь, а потом диавол делает с ними всё, что хочет. Ведь с того момента как турчанка говорит, что людям помогает не Божия Матерь, а камень, сразу же в дело встревает диавол, поскольку эти слова — презрение к Пресвятой Богородице. От людей отходит благодать Бо­жия, и начинается беснование. Вот христиане и бегут со всех ног к камню, чтобы он их вылечил, — камень вмес­те с тангалашкой! А в конечном итоге они калечатся, по­тому что разве можно получить помощь от диавола? Если бы у этих людей было хоть немножко соображения в го­лове, они бы задумались: турчанка — мусульманка, какую же связь она может иметь с иконой Пресвятой Богородицы? Даже если бы эта турчанка говорила, что людям помогает Пресвятая Богородица, то стоило бы задуматься: какое отношение она может иметь к Пресвятой Богоро­дице, будучи мусульманкой? А уж тем более говорить, как она утверждает, что людей исцеляет камень!

— Геронда, люди просят у нас ладанки.

— Когда они просят у вас ладанки, лучше давайте им крестики. Не шейте ладанки, потому что ладанки исполь­зуют сейчас и колдуны. Снаружи они приклеивают на ла­данку иконку или крестик, но внутрь вкладывают разные чародейные предметы. Люди видят снаружи икону или крест и сбиваются с толку. Вот и мне несколько дней назад принесли ладанку, взятую у турка по имени Ибрагим. На этой ладанке снаружи был вышит крестик. Мне рас­сказывали об одном чародее, совсем не боящемся Бога, что он свертывает в трубочку разные иконки, а внутрь вкладывает шерсть, какие-то деревяшечки, булавки, раз­ные бусы и тому подобные предметы. Когда Церковь об­личила этого чародея, то он сказал, что он медиум. А по­скольку медиумам в нашей стране предоставлена свобо­да, он и продолжает делать всё, что ему вздумается. Я ска­зал одному человеку, повредившемуся от этого чародея: «Пойди поисповедуйся, потому что ты принимаешь бе­совское воздействие». Он пошёл поисповедовался, потом вернулся ко мне и сказал: «Я не чувствую никаким разницы между нынешним состоянием и тем, в котором я находился до исповеди». — «Слушай-ка, может быть, ты носишь на себе какой-нибудь предмет, который дал тебе тот прельщённый?» — спросил я его. «Да, — ответил он, — у меня есть с собой маленькая коробочка, внешне напоминающая Евангелие, которую он мне дал». Я взял у него эту коробочку, открыл её и нашёл внутри разные скрученные иконки. Раскручивая их, я находил внутри бу­сы, клочки шерсти, щепки и тому подобные предметы! После того как я забрал у несчастного эту коробочку, он освободился от бесовского воздействия. Видишь, какой диавол искусник!

Несчастные люди носят на себе подобные ладанки, талисманы якобы для того, чтобы получить, помощь, и в конечном итоге они мучаются. Тем, кто, спутавшись с кол­дунами, получил от них в виде «благословения» подобные чародейские предметы, надо сжечь эти предметы, а пепел закопать в землю или бросить в море. Потом таким людям надо пойти поисповедоваться. Освободиться от бесовского воздействия можно только так. Однажды ко мне в каливу пришёл юноша, находившийся в очень тяжёлом состоя­нии, причём во многих отношениях. Он телесно и душев­но мучился уже более четырёх лет. Он жил греховной жизнью, а в последнее время затворился у себя дома и не хотел никого видеть. Два его друга, регулярно приезжавшие на Святую Гору, с большим трудом убедили его по­ехать с ними. Они сделали это, чтобы привезти его ко мне. От Урануполиса до Дафни они плыли на корабле. Когда корабль причаливал к разным святогорским монастырям, юноша в изнеможении валился на корабельную палубу. Его друзья и монахи, которые находились на корабле, стара­лись привести его в чувство, творя Иисусову молитву. С ог­ромным трудом им удалось привести его ко мне в каливу. Несчастный открыл мне сердце, рассказал о своей жизни. Поняв, что он мучался от какого-то бесовского воздей­ствия, я посоветовал ему пойти к одному афонскому духов­нику, сделать то, что тот ему скажет, и таким образом получить исцеление. Он действительно пошёл и поисповедовался. Когда, возвращаясь с Афона, они поднялись на ко­рабль, юноша сказал своим друзьям, что духовник велел ему выбросить в море талисман, подаренный ему знако­мым, который он постоянно носил на себе. «Но я не могу его выбросить!» — говорил несчастный. Как ни уговарива­ли его друзья встать, выбросить талисман в море, он слов­но окаменел и не мог подняться со своего места. Тогда его на руках с большим трудом вынесли на палубу. С по­мощью друзей юноша снял с себя этот бесовский талис­ман. У него не было силы даже бросить его в море. Он просто разжал руку, и бесовский талисман упал в море сам. Мгновенно он почувствовал, как его руки получили свободу и его измученное тело сразу укрепилось. Полный жизни, юноша стал от радости скакать по пароходу, а по­том бросился испытывать силу своих рук на железных ко­рабельных поручнях и корабельной обшивке.

ТЕ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ КОЛДОВСТВОМ, ПРИДУМЫВАЮТ И МНОГО ЛЖИ

Иеронимус БОСХ. Корабль дураков. 1498— Геронда, получают ли колдуны какие-то открове­ния о человеке, о происходящих событиях и т.п.?

— Бывает, что они узнают о чём-то от диавола, однако и сами выдумывают много различной лжи. Как-то сюда на одно всенощное бдение при-шли два человека, занимающиеся колдовством. Они приставали к людям и морочили им голову. Они обманывали всех и тем, что якобы поддерживают связь с митрополитом Августи­ном. Одной женщине они сказали: «На тебя навели пор­чу. Давай придём к тебе домой и снимем с тебя порчу при помощи креста, который у нас есть». А люди, видя, как колдуны приходят на бдение, разговаривают о духовном, думают: «Но раз они ходят по бдениям, то, значит, они лю­ди верующие» — и открывают обманщикам своё сердце. Как же они морочат людям головы своим враньём! Один такой лжец, желая обмануть девушку, сказал ей: «От­цу Паисию было видение о том, что мы с тобой поженим­ся. Так возьми же вот эту штучку и надень себе на шею. Но только не смотри, что там внутри!» И он дал ей какой-то колдовской талисман. К счастью, девушка не надела его на себя. «Ах так, значит, отец Паисий занимается такими вот «штучками»»! — вскипела она. Не долго думая, села за стол и написала мне письмо, полное сильных выражений. Четыре страницы убористым почерком! Она отругала меня самыми последними словами! «Поругайся, поругайся, — приговаривал я, читая письмо, — ничего страшного. Для меня твоя ругань всё равно что бальзам — ведь ты не дала себя обмануть и не надела на себя бесовскую ладанку!»

— Она вас знала, геронда?

— Нет, не знала. И я их тоже не знал: ни её, ни то­го обманщика.

БЕСОВСКИЕ КОЛДОВСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

— Геронда, что вы сказали школьникам, которые при­ходили сегодня и рассказывали вам, что они вызывали духа?

— Что им было говорить? Первым делом я задал им хо­рошую взбучку! Ведь всё то, что они сделали, было отрече­нием от христианской веры. В тот самый момент, когда лю­ди вызывают диавола и принимают его, они отрекаются от Бога, Поэтому я посоветовал им прежде всего покаяться, искренне поисповедоваться и в будущем быть вниматель­ными: ходить в церковь, с благословения своего духовника причащаться, для того чтобы уцеломудриться. Но у этих школьников — поскольку они дети — есть смягчающие ви­ну обстоятельства. Они занимались этим так, словно это бы­ла игра. Если бы это были взрослые, то такое занятие на­несло бы им огромный вред: диавол приобрёл бы над ними немалую власть. Но и этих детей он уже всех издёргал.

А какое зло делают людям медиумы, экстрасенсы, «яс­новидящие» и подобные им! Мало того, что они выкачива­ют из людей деньги, они ещё и разрушают семьи. К при­меру, человек идёт к «ясновидящему» и говорит ему о сво­их проблемах. «Гляди, — отвечает ему «ясновидящий», — одна твоя родственница, немного смугловатая, роста чуть выше среднего, навела на тебя порчу». Человек начинает ис­кать, кто из его родни имеет такие характерные признаки. Не может быть, чтобы никто из его родни хоть немножко не был похож на ту, которую описал ему колдун. «А-а, — говорит человек, найдя «виновницу» своих страданий. — Так это, значит, она навела на меня порчу!» И им овладевает не­нависть к этой женщине. А сама эта бедняжка совсем не знает причины его ненависти.

Видишь, что творит диавол? Он создаёт соблазны. Тог­да как человек добрый — даже если он в действитель­ности точно знает, что кто-то сделал кому-то что-то пло­хое, — никогда не скажет пострадавшему: «Такой-то сделал тебе зло». Нет, он постарается помочь несчастному. «Послушай-ка, — скажет он ему, — не принимай ты раз­ные помыслы. Пойди поисповедуйся и ничего не бойся». Таким образом он помогает и одному и другому. Ведь тот, кто нанёс своему ближнему вред, видя, как тот ведёт се­бя по отношению к нему с добротой, задумывается — в хорошем смысле этого слова — и кается.

ДИАВОЛ НИКОГДА НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ДОБРА

— Геронда, а может ли колдун исцелить больного?

— Чтобы колдун исцелил больного? Человека, кото­рого мучает бес, колдун может «исцелить» — посылая этого беса к другому человеку. Ведь колдун и диавол — это друзья-товарищи. Колдун говорит диаволу: «Выйди из этого человека и войди в того». То есть, изгоняя беса из человека, который находится под бесовским воздействи­ем, колдун обычно посылает его в того из его родствен­ников или знакомых, кто дал диаволу права над собой. Потом человек, имевший в себе беса, говорит: «Я стра­дал, а такой-то целитель меня исцелил». Вот колдуну и создаётся реклама. Но в конечном итоге вышедший из человека бес кружится по его родственникам и знако­мым. Предположим, попав под бесовское воздействие, человек стал горбатым. Колдун может изгнать из этого человека беса и послать его в другого человека. Таким об­разом, горбатый человек выпрямится. Однако если он стал горбатым в результате несчастного случая, колдун не может его исцелить.

Как-то мне рассказали, что одна женщина «исцеляет» больных, используя различные священные символы и предметы. Услышав о том, что она делает, я был пора­жен выдумкой, «искусством» диавола. Во время своих сеансов колдунья берёт в руки крест и поёт различные церковные песнопения. К примеру, она поёт «Богородице Дево» и, дойдя до слов «Благословен Плод чрева Твоего», плюёт рядом с крестом, то есть таким образом ху­лит Христа, и поэтому тангалашка ей помогает. Таким образом она «исцеляет» — например, от душевной по­давленности — некоторых людей, заболевших из-за бесовского воздействия. Врачи не могут вылечить этих людей, а она их «исцеляет», потому что изгоняет из них беса, который давит на их души. А потом посылает этого беса к другому человеку. А многие из больных счи­тают эту колдунью святой! Они советуются с ней, а она потихоньку вредит их душам, губит их. Диавол никогда не может сделать ничего доброго. Он может «исцелить» только те болезни, кото­рые вызывает сам.

Я знаю такой случай. Один юноша связался с колду­ном и стал заниматься колдовством сам. Потом он пов­редился, заболел, и в конце концов его положили в больницу. Он лежал в больнице несколько месяцев, и его отец потратил очень много денег, потому что в то время не было страховок и тому подобного. Врачи ста­рались найти причину его болезни, но ничего не нахо­дили. Юноша дошёл до ужасного состояния. И что же тогда сделал диавол? Он явился к этому юноше в виде Честного Предтечи — покровителя их местности. «Честной предтеча» сказал больному: «Я исцелю тебя, если твой отец построит церковь». Юноша рассказал о видении своему отцу, и несчастный отец сказал: «Ведь это мой ребёнок. Я отдам всё, что у меня есть, лишь бы он стал здоров». И отец больного дал обет построить церковь в честь Честного Предтечи. Диавол вышел из больного, и юноша стал здоров. Диавол сотворил… «чу­до»! После исцеления отец юноши сказал: «Я дал обет построить церковь, а теперь пришло время этот обет исполнить». Лишних денег у этих людей не было, и, чтобы построить храм, они продали все свои земельные участки. Отец юноши разорился, и все его дети остались под открытым небом. «Да чтоб ему пусто было, этому Православию!» — сказали они в гневе и стали иеговис­тами. Видишь, что творит диавол?

В КАКОМ СЛУЧАЕ КОЛДОВСТВО ИМЕЕТ СИЛУ

— Геронда, в каком случае колдовство имеет силу?

— Раз колдовство подействовало, значит, человек дал диаволу права над собой. То есть он дал диаволу какой-то серьёзный повод и потом не упорядочил себя с помощью покаяния и исповеди. Если человек исповедуется, то порча — даже если её подгребают под него лопатой — не причиняет ему вреда. Это происходит, потому что, когда человек исповедуется и имеет чистое сердце, кол­дуны не могут «сработаться» с диаволом, чтобы этому че­ловеку повредить.

Однажды ко мне в каливу пришёл человек средних лет. Он пришёл с наглым и безцеремонным видом. Уви­дев его ещё издалека, я понял, что он находится под бе­совским воздействием. «Я пришёл, чтобы ты мне по­мог, — сказал он мне. — Помолись за меня, потому что я уже долгое время мучаюсь страшными головными боля­ми и врачи ничего не находят». — «В тебе бес, — ответил я ему. — Он вошёл в тебя, потому что ты дал диаволу права над собой». — «Да нет, ничего я такого не сде­лал», — стал он уверять меня. «Ничего «такого» не сде­лал? — говорю. — А о том, как ты обманул ту девушку, что, забыл? Ну так вот, она пошла к колдуну и навела на тебя порчу. Теперь иди проси у обманутой девушки прощения, потом поисповедуйся. Кроме того, над тобой надо прочитать и заклинательные молитвы, чтобы ты стал здоров. Но если ты не поймёшь, не осознаешь сво­его греха и не покаешься в нём, то даже если все духов­ники со всего мира соберутся и будут молиться за тебя, бес всё равно из тебя не выйдет».

Ещё один человек рассказывал мне о том, что его же­на одержима нечистым духом, она устраивает дома страшные скандалы, вскакивает ночью, будит всю семью и переворачивает всё вверх дном. «А ты исповедуешь­ся?» — спросил я его. «Нет», — ответил он мне. «Долж­но быть, — сказал я ему, — вы дали диаволу права над собой. Такие вещи ни с того ни с сего не происходят». Этот человек начал рассказывать мне о себе, и наконец мы нашли причину того, что происходило с его женой. Он, оказывается, посетил одного ходжу, который «на счастье» дал ему какую-то воду, чтобы тот окропил свой дом. Этот человек не придавал этому бесовскому окроп­лению никакого значения. А потом диавол разгулялся в его доме не на шутку.

КАКИМ ОБРАЗОМ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗРУШЕНО КОЛДОВСТВО

— Геронда, если колдовство подействовало на чело­века, возымело над ним силу, то как от него освобо­диться?

— Освободиться от колдовства можно с помощью покаяния и исповеди. Потому что прежде всего должна быть найдена причина, по которой колдовство подей­ствовало на человека. Он должен признать свой грех, покаяться и поисповедоваться. Сколько же людей, изму­ченных наведённой на них порчей, приходят ко мне в каливу и просят: «Помолись за меня, чтобы я освободился от этой муки!» Они просят моей помощи, но при этом не вглядываются в себя, не пытаются понять, с че­го началось происходящее с ними зло, — для того чтобы устранить эту причину. То есть эти люди должны понять, в чём была их вина и почему колдовство возымело над ними силу. Они должны покаяться и поисповедоваться, для того чтобы их мучения прекратились.

— Геронда, а если человек, на которого навели пор­чу, доходит до такого состояния, что уже не может по­мочь себе сам? То есть если он уже не может пойти по­исповедоваться, побеседовать со священником? Могут ли другие ему помочь?

— Его близкие могут пригласить в дом священника, чтобы он совершил над несчастным Таинство Елеосвяще­ния или отслужил водосвятный молебен. Человеку, нахо­дящемуся в таком состоянии, надо давать пить святую воду, чтобы зло хоть немножко отступило и в него хоть немного вошёл Христос. Одна женщина, ребёнок кото­рой находился в состоянии, о котором вы говорите, по­ступала таким образом, и от этого ребёнок получил по­мощь. Она рассказала мне, что её сын очень страдал, потому что на него навели порчу. «Ему надо пойти поис­поведоваться», — посоветовал я ей. «Отче, — воскликну­ла она, — да как же он может пойти поисповедоваться в том состоянии?» — «Тогда, — сказал я ей, — попроси своего духовника прийти к вам в дом, чтобы совершить водосвятный молебен, и дай своему сыну выпить этой святой воды. Однако будет ли он её пить?» — «Будет», — ответила она. «Ну что же, — говорю, — начни с водосвятного молебна, а потом постарайся, чтобы твой ребё­нок поговорил со священником. Если он поисповедуется, то сможет далеко отбросить от себя диавола». И действительно: эта женщина послушалась меня и её сын получил пользу. Прошло немного времени, и он смог по­исповедоваться и стал здоров.

А знаете, что придумала другая несчастная женщина? Её муж спутался с колдунами и не хотел даже надевать на себя нательный крестик. Для того чтобы хоть не­множко ему помочь, она вшила маленький крестик в во­ротник его пиджака. Однажды её мужу надо было прой­ти по мосту на другую сторону реки. Поднявшись на мост, он услышал, как некий голос внушает ему: «Анас­тасий! Анастасий! Сними-ка ты свой пиджачок, чтобы мы вместе с тобой прошли по мосту». К счастью, погода стояла холодная, и он ответил: «Куда там снимать? Холод собачий!» — «Сними, — уговаривал его тот же голос, — сними, чтобы мы прошли по мостику». Да чтоб тебя, диавол! Диавол хотел сбросить этого человека с моста в реку, однако не мог этого сделать, потому что на нём был крестик. И в конце концов диавол смог отшвырнуть несчастного только к краю моста. Родные искали всю ночь и наконец нашли его лежащим на мосту. Если бы не было холодно, он снял бы свой пиджак, и тогда диа­вол сбросил бы его в реку.

предыдущая     следующая