Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. О ТОМ, ЧТО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕРУЮЩЕГО МУЧЕНИЧЕСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ТОРЖЕСТВОМ

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОЛОЖЕНИЕ ИСПРАВИЛОСЬ, НЕКОТОРЫМ НУЖНО БУДЕТ ПАСТЬ В БОЮ

Иеронимус БОСХ. Ад (фрагмент). 1504— Тяжёлые годы!.. Нас ждёт встряска. Знаете, что та­кое встряска? Если вы не находитесь хоть немнож­ко в духовном состоянии, то вам не устоять. Со­храни нас, Господи, но мы дойдём ещё и до того, что станут отрекаться от веры. Постарайтесь братски спло­титься, начать жить духовно, соединиться со Христом. Если вы со­единитесь со Христом, то не будете бояться ни диаволов, ни мучений. В миру люди отовсюду стеснены и запуганы. Но чего бояться, когда находишься близ Христа? Помните святого Кирика? Он был трёх лет от роду, а тирану, который хотел его «просветить», дал пинка. Читайте жития святых, они очень помогают душе, потому что, читая их, человек связы­вается со святыми, и в нём разгорается благоговение и рас­положенность к жертвенности.

Эта жизнь не для того, чтобы устроиться потеплее. Умирать так умирать — давайте же, по крайней мере, умрём как должно! Раз мы всё равно ничего другого не делаем, то, если Бог удостоит нас мученичества, разве это будет плохо?

ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ВЕРЫ СМЫВАЕТСЯ МУЧЕНИЧЕСТВОМ

— Сегодня большинство хотят, чтобы змею из дыры вы­таскивали другие. Если они не достают её сами, тогда пусть по крайней мере предупредят других: «Осторожно! Нет ли там змеи?» — чтобы те задумались. Однако они не де­лают даже этого. Живи мы во времена мучеников, с нашим рационализмом мы говорили бы так: «Я отрека­юсь от Бога внешне, но не внутренне. Таким образом я получу назначение на такую-то должность и стану помогать какому-нибудь бедняку». А во времена мучеников Церковь не причащала тех, кто бросал ладан в идоложертвенный огонь, такие люди принадлежали к чину плачущих. Те, кто отрекался от Христа, должны были смыть своё от­ступление мученичеством. А во времена иконоборчества от христиан требовали жечь или бросать на землю иконы, и они предпочитали не бросать их, а становиться мученика­ми. А мы, если бы нам сказали швырнуть икону, сказали бы: «Ну и швырну её, она написана в стиле Возрождения. Попозже закажу себе другую, византийскую».

— Геронда, а как относится Церковь к тайным христианам? Они не отреклись от Христа?

— Настоящие тайные христиане от веры не отрека­лись. К примеру, когда турки сожгли двадцать семь селе­ний в Каппадокии, относившихся к Фарасам, то некото­рые жители ушли оттуда далеко, в другие края, где мест­ное население и не знало, что они христиане. Их считали за мусульман. И ни разу не возникло ни одной ситуации, когда бы кого-то из них прямо спросили: «Ты христианин?» — чтобы пришлось ответить: «Да, я христианин» или «Нет, я мусульманин». Эти люди — тайные христиане. Однако с того момента, как кого-то схватят и скажут ему: «Мы узна­ли, что ты христианин», он должен сказать: «Да, я христиа­нин». То есть ему никогда нельзя говорить, что он мусуль­манин. И в эпоху древней Церкви были верующие, тайно принявшие Крещение, о которых другие думали, что они не христиане. И всё же, когда требовалось, эти тайные хри­стиане открыто исповедовали свою веру. Например, свя­той Севастиан был военачальником и тайно принял хрис­тианское Крещение. Другие считали его идолопоклонником, но он был христианин. Тайно он оказывал христианам боль­шую помощь. Однако, когда стало известно, что он христиа­нин, он исповедал веру и пошёл на мученичество.

В одной турецкой деревне было много тайных христиан, а староста был священником. Его имя было отец Георгий, но люди называли его Хасаном. Однажды к нему пришли турки и до­несли о том, что в определённом месте, в катакомбах, прячутся христиане. «Не безпокойтесь, — сказал он, — я пойду погляжу». Взял он своих людей, пошёл в эти катакомбы и застал там всех христиан, собравшихся вместе. Тогда он идёт к царским вра­там, снимает с крючка епитрахиль, надевает её и служит им вечерню! «Примите надлежащие меры, — сказал он им потом, а турок успокоил: — Никого там нет, это ложные слухи». Та­кие люди не отступники. Однако с той минуты, как христиа­нина начнут подозревать и скажут ему: «Мы видели, как ты крестишься! Ты христианин», а он ответит: «Нет, я мусульма­нин», он становится отступником.

МУЧЕНИЧЕСТВО И СМИРЕНИЕ

— Тот, кто удостаивается стать мучеником, должен иметь многое смирение и очень любить Христа. Если человек идёт на мученичество эгоистично, то благодать оставит его. Помните Саприкия, который уже достиг места казни, однако же отрекся от Христа? «Зачем вы привели меня сюда?» — спросил он палачей. «А что, — спросили его они, — разве ты не христианин?» — «Нет», — ответил он. А был священником! Помысл говорит мне, что он пошёл на мученичество не смиренно, а эгоистично. Он стремил­ся к мученичеству не ради веры, не ради любви ко Хрис­ту, и поэтому благодать оставила его. Ведь если человек ведёт себя эгоистично, он не приемлет благодати Божией. Естественно, что в минуту трудности он отречётся от Христа.

— Геронда, мы часто повторяем, что в трудный момент испытаний Бог даст силу…

— Бог даст силу человеку смиренному, имеющему чис­тое сердце и доброе расположение. Если Бог увидит дейст­вительно доброе расположение, смирение, то Он даст силу многую. Итак, от расположения самого человека зависит, даст ли ему силу Бог.

— Геронда, вы сказали, что человеку должно иметь смирение и доброе расположение. Тогда получается, что можно иметь гордость и доброе расположение?

— Говоря о смирении, мы сейчас подразумеваем то, что человеку нужно иметь его, по крайней мере, по отноше­нию к мученичеству. Можно иметь гордость, но в решаю­щий момент сказать: «Боже мой, я горд; однако дай мне сейчас немного силы, чтобы я в мучении засвидетельствовал любовь к Тебе и искупил мои грехи». И тогда, если человек расположен смиренно и идёт на мучение с покаянием, Бог даёт ему многую благодать. Нельзя идти на мученичество с расположением гордым, с помыслом, что ты станешь муче­ником, что будут написаны твоё житие, служба и икона с нимбом. Один человек попросил меня: «Помолись, отче, что­бы я достиг пятого неба». — «Хорошо, — сказал я ему, — апостол Павел достиг третьего неба, а ты хочешь достичь пятого?» — «Ну а что же, — ответил он, — разве не написа­но, чтобы мы искали «больших»?» Ты только послушай, а! В таком случае, если человек идёт на мученичество для того, чтобы иметь славу в раю, то ему лучше и не думать о муче­ничестве. Подлинный, настоящий христианин, даже если бы он знал, что в раю он опять будет страдать и мучиться, всё равно жаждал бы в него войти. Не надо думать о том, что если мы переносим какое-то страдание здесь, на земле, то там, на небе, нам будет лучше. Надо оставить эти базарные расчёты. Мы хотим Христа. Пусть будет мученичество, пусть мы идём на него каждый день, пусть нас бьют ежедневно, и дважды, и трижды в день — нам нет до этого дела. Нам есть дело только до одного: быть со Христом.

Но, конечно, все подвиги преподобных, посты, бдения и тому подобное, и даже страдания всех святых мучеников несравнимы со страданием Господа нашего, потому что Хри­стос Божественно помогал всем страдавшим ради Него, и боль каждого из них услаждалась от Его великой любви. Однако по отношению к Самому Себе Христос совсем не использовал Свою Божественную силу и от многой любви к своему созданию выстрадал Своим чувствительным Телом многую боль. Стать действительно человеком не только внешне, но и внутренне можно, лишь ощутив эту любовь Христа к человеку. Иначе ты будешь даже безчувственнее, чем творения Божии, потому что, почувствовав страдание Господа, померкло солнце, будучи не в силах на это смот­реть. И земля, увидев это, ужаснулась, а камни распались на части. И гробы потряслись настолько сильно, что возбудили от сна многих давно умерших и выпустили их вон выразить свое несогласие с тем, как неблагодарно отнеслись люди к Богу — своему Благодетелю и Избавителю.

— Геронда, как мне осознать, что такое мученичество и подвижничество?

— Для того чтобы немножко понять, что такое мучениче­ство, хотя бы принимай с радостью презрение других. А если хочешь немного осознать, что есть подвижничество, то, если не можешь поститься сорок дней, как Христос, постись хотя бы среду, в которую Его предали, и пятницу, в которую Его рас­пяли.

предыдущая