Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СТРАШНЫЕ ПРЕЛЕСТИ

ПОДВИЖНИЧЕСТВО И ПРЕЛЕСТЬ

— Геронда, я боюсь прелести.

— Правильно делаешь. Тот, кто боится прелести, не впадает в прелесть, потому что такой человек, будучи внимательным, исповедует старцу все свои помыслы. Он не скрывает ничего и таким образом получает помощь.

— Геронда, а что такое предрасположенность к прелести?

— Быть предрасположенным к прелести — значит иметь идею о том, что ты что-то из себя представляешь, и показывать другим то, что ты занимаешься каким-то деланием. Быть предрасположенным к прелести — зна­чит считать, что ты достигла духовной меры, поскольку, к примеру, совершаешь какой-то подвиг, а о других ду­мать, что они ещё не уяснили смысла духовной жизни, и вести себя с ними гордо. Если человек эгоистично наси­лует себя в подвижничестве, желая достичь меры како­го-то святого и того, чтобы другие им восхищались, — то это начало прелести. Одно дело — принуждать, а дру­гое — насиловать себя в подвиге. Как-то раз я сказал од­ному человеку: «Будь внимательным, чтобы не впасть в прелесть из-за неправильного отношения к духовной жизни. Ты находишься в духовной опасности». — «Я впа­ду в прелесть? — возмутился он. — Да я даже мяса и то не ем!» Между тем этот человек не ходил даже на испо­ведь. Свои грехи он «исповедовал» иконе. «Да православ­ный ты или протестант? — спросил я его. — В какой книге ты прочитал, что так надо исповедоваться?» — «А что? — спрашивает он меня. — Разве Христос меня не слышит?» Понимаешь, что творится!

— Геронда, помогает ли телесный подвиг в борьбе против страстей?

— Если телесный подвиг используется для того, что­бы побороть страсти, то помогает. Тело смиряется, и плоть подчиняется духу. Однако если кто-то занимается «сухим» подвижничеством, то в результате у него соз­даются иллюзии. Ведь подвижничество такого рода куль­тивирует душевные страсти, развивает гордость, приум­ножает самоуверенность и ведёт к прелести. Тогда, глядя на свое «сухое» подвижничество, человек приходит к вы­водам о своем духовном преуспеянии. «Я занимаюсь та­ким-то и таким-то телесным деланием, — гордится он. — А вот такой-то брат в этом отношении хромает. Я уже дошёл до меры такого-то святого, а другого святого я уже превзошел…» — и он приумножает свои посты и бдения. Однако весь совершаемый им подвиг вылетает в трубу, потому что человек совершает его не с целью от­сечь страсти, а для того, чтобы получить эгоистичное удовлетворение. Я был знаком с одним монахом, кото­рый от гордости занимался телесным деланием, и его помысл говорил ему, что он великий аскет. Он дошёл уже до ручки: не ел, совсем не стирал одежду и лежал в страшном смраде и грязи. От грязи его одежда совсем сгнила. Как-то я взял его одежду, чтобы её постирать. Но что там было стирать! Однажды он сказал мне: «Препо­добного Иоанна Кущника я уже оставил позади». — «Да что ж ты, — говорю, — несёшь? По-твоему, святой Иоанн Кущник достиг святости через грязь?» Прошло ещё несколько дней, он снова пришёл ко мне и заявил: «Преподобного Максима Кавсокаливита я тоже оста­вил позади». — «То есть как же это ты его оставил по­зади?» — спросил я. «Да как, — отвечает, — очень прос­то: кручусь как волчок по Святой Афонской Горе!» — «Ну ты, — говорю, — даёшь! Преподобный Максим до­стиг состояния безтелесных и летал, а не крутился, как ты, волчком!» Потом этот человек стал «возделывать» в себе память смертную и в помысле внушал себе: «Сей­час я нахожусь в аду». Прошло ещё немного времени, и он — якобы для того, чтобы смириться, — начал гово­рить: «Сейчас я стал диаволом, стал сатаной и пойду со­бирать своих приверженцев». Таким вот образом этот человек впал в прелесть.

ВНИМАНИЕ К ВООБРАЖЕНИЮ

— Геронда, вы говорили, что во время молитвы на­шему уму следует избегать различных картин из жизни Христа и тому подобного. Для чего таких картин долж­но избегать?

— Для того чтобы диавол не прельстил нас с по­мощью фантазий, воображения. Воображение — вещь хорошая, и если она используется с толком, то обладает великой силой. Есть люди, которые, к примеру, могут увидеть какой-то пейзаж, а через год вспомнить его со­вершенно таким, каков он есть на самом деле, и запечатлеть его на картине. Такую способность даёт че­ловеку Бог, однако диавол использует её в своих целях. Люди, подверженные прелести, воображают увиденное или прочитанное ими так, как им хочется. А потом ве­рят, что картина, нарисованная их воображением, явля­ется действительной.

Поэтому когда человеку, наделённому от природы богатым воображением, говорят, что он мыслит не­правильно, ему необходимо задуматься и ставить пос­ле своего помысла вопросительные знаки. Я был зна­ком с одной простой женщиной, которая постоянно молилась и просила Христа о том, чтобы увидеть Его здесь, в сей жизни, поскольку — как она говорила — в жизни иной она всё равно бы Его не увидела. И действительно, когда она подошла причащаться, Хрис­тос явился ей в Святой Чаше в виде Младенца с окро­вавленными волосами. Затем видение исчезло, и жен­щина смогла причаститься. После этого события враг начал обрабатывать её помыслом о том, что она что-то из себя представляет, а затем распалял её воображение и постоянно устраивал ей свои «кинопросмотры». Как-то, выехав со Святой Афонской Горы в мир, я застал эту несчастную в одном доме и услышал, как она пе­ресказывала свои фантазии собравшимся там мужчи­нам и женщинам. Мне стоило огромного труда привес­ти её в чувство. Я задал ей хорошую трёпку на глазах у всех, для того чтобы её прелестное состояние стало явным и она смирилась. 

— Геронда, эти видения были её фантазией?

— Фантазией и прелестью.

Если человек невнимателен к своему воображению, то искуситель может ввергнуть его в прелесть, использо­вав даже какое-нибудь самое простое, естественное со­бытие. Когда я жил в монастыре Стомион, то, читая зи­мой вечерню, растапливал печь. Женщины, которые иногда приходили в монастырь из города, стали замечать, что во время вечерни от иконы Пресвятой Богородицы в иконостасе раздавался какой-то хруст. Я на этот хруст внимания не обращал, а женщины начали шептаться между собой: «Представляете! Когда монах читает вечер­ню, от иконы Божией Матери раздаётся хруст!» Услы­шав, как они шепчутся, я подумал: «Дай-ка погляжу на икону, от которой слышится хруст». Я не хочу сказать, что не верю в Божественные события, — нет, я верю, что Божия Матерь является людям и говорит с ними и те, кто находится в хорошем духовном состоянии, Её видят; однако в подобных случаях необходимо внимание. Ну что же, взял я стул, поднялся на него и поглядел, что про­исходит с иконой. Что же случилось? Доска, на которой была написана икона, была старой, со вставленными в неё с тыльной части шпонками. Когда печь разогревалась как следует, одна шпонка нагревалась, расширялась и производила хруст. Потом я забил в икону гвоздик, и она прекратила трещать. После этого я спросил у этих жен­щин: «Ну что, сейчас слышите какой-нибудь хруст?» — «Нет», — ответили они мне. «Ну вот, — говорю, — не надо придавать значения подобным вещам». Необходи­мо быть внимательным, потому что если потихоньку в человеке разовьётся воображение, то вся его жизнь ста­новится ни на что не годной.

— Геронда, а каким образом можно понять, от Бога или от диавола было какое-то сверхъестественное событие?

— Это видно. Если событие не от Бога, то диавол приносит человеку гордые помыслы. А кроме этого, видения диавола — топорной работы: он доходит даже до бого­хульства. Однажды ко мне в каливу пришёл человек, находившийся в прелести и имевший в себе нечистого духа. Я поговорил с ним, и это пошло ему на пользу. И знаете, что он мне после этого сказал? «Такие, — гово­рит, — премудрые вещи я слышу впервые! Я даже в Еван­гелии такого не читал!» То есть он все равно что говорил мне: «То, что ты сказал, было лучше того, что сказал Хрис­тос». Понимаешь, что творит диавол, для того чтобы при­нести тебе гордый помысл? Как там ни говори, но если человек не поймёт, что сам своей силой он не может сде­лать ничего, а то, что он делает, совершается силой Хрис­товой, то такой человек не совершит ничего, даже если он будет изгонять из бесноватых тысячи бесов.

СНЫ ЛЖИВЫ

— Геронда, меня мучают грязные сны…

— Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоми­нать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог ис­кусить тебя днём, он придёт ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек ещё жив. А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показы­вает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо при­давать совершенно никакого значения: осени себя крест­ным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на неё крест и пару иконочек и, засыпая, произ­носи Иисусову молитву. Чем большее значение ты бу­дешь придавать снам, тем чаще будет приходить враг и тебя искушать. Диавол показывает свои сны не только взрослым людям, но и детям. Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то что они маленькие ан­гелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери. А иногда к спящим детям при­ходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, ис­пытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воз­действие на человека в то время, когда он спит.

— Геронда, а если во время сна ты чувствуешь непо­нятную душевную тяжесть, что это?

— Иногда причиной такой тяжести может быть тре­вожное состояние, в котором человек живёт днём, или испытываемые им различные страхи, подозрения и тому подобное.

А иногда бывает и такое: диавол может облечься в любой образ, даже святого, и явиться во сне. Однажды он явился одному больному во сне в виде святого Арсе­ния Каппадокийского и сказал ему: «Я — святой Арсе­ний. Я пришёл сказать тебе, что ты умрёшь. Ты меня слышишь? Ты умрёшь!» Человек пришёл в ужас. Но свя­той никогда не говорит подобным образом. И даже если больному действительно предстоит умереть и ему явля­ется святой, чтобы предупредить его о смерти, то он скажет об этом по-доброму: «Бог увидел, как ты муча­ешься, и поэтому Он заберёт тебя из этого мира. Поста­райся приготовиться». Святой никогда не скажет больно­му: «Ты меня слышишь? Ты умрёшь!»

— Геронда, а может ли человек понять из своих снов, что некие события произойдут в действительности?

— Нет, снам значения придавать не нужно. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому Святые Отцы говорят, что снам не надо при­давать значения. Снов, происходящих от Бога, бывает очень немного, но для того чтобы истолковать даже та­кие сны, нужно иметь чистоту и другие необходимые предпосылки — подобно праведному Иосифу и пророку Даниилу, которые имели благодать от Бога. «Я, — сказал Даниил Навуходоносору, — расскажу тебе и о том, какой сон ты видел, и о том, что он значит». Но какого состояния достиг пророк Даниил! Он сидел вместе со львами во рву, и львы, несмотря на то что были голодны, не трогали его. Когда Аввакум привёз Даниилу пищу, тот сказал: «Неужели Бог вспомнил обо мне?» Да уж если бы Бог не помнил о пророке Да­нииле, о ком бы Он тогда помнил?

ВНИМАНИЕ К ВИДЕНИЯМ

— Геронда, что отвечать людям, которые рассказыва­ют нам о бывших им видениях, о том, что они видели какого-то святого, или о чём-то подобном?

— Лучше советуйте таким людям быть осторожными, сдержанными. Такое отношение к видениям более надёжное, потому что не все люди в состоянии разли­чить, от Бога было видение или же от диавола. Но даже если видение от Бога — с первого раза человек не дол­жен его принимать. Бог, видя, как Его создание — человек — не принимает видения, не огорчается, но, наоборот, некоторым образом приходит в умиление. Ведь такое отношение к видению показывает, что у человека есть смирение. Если явившийся человеку святой действительно был святым, а человек этого видения не принял, то Бог знает, каким способом известить душу этого человека и привести её туда, куда Он хочет. Необходимо внимание, потому что вместо святого может прийти тангалашка, который включит бесовский «теле­визор» и начнёт свою передачу…

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕЛЬЩЁННОГО ЧЕЛОВЕКА

— Геронда, а как можно понять, что человек нахо­дится в прелести?

— Это можно понять даже по его внешнему виду. Че­ловек прельщённый внешне облечён в некое ложное «без­страстие». Он выглядит смиренным и кротким, однако в нём кроется великое самомнение — великая идея, которую он имеет о себе. Взглянув в глаза прельщённого человека, вы увидите, что на всех остальных он глядит как на несча­стных, как на муравьев. Однако прельщённого можно рас­кусить и по тем словам, которые он произносит. Помню одного прельщённого, которого многие люди считали за святого. Он рассказывал, что Христос якобы явился ему, си­дя верхом на коне. В руках Христос якобы держал фляжку с вином, из которой дал отпить этому человеку, после чего тот якобы получил дар прозорливости! Как-то раз, когда этот «прозорливец» беседовал с людьми, один человек спро­сил его: «А почему я тоже не могу совершать чудеса?» — «Потому что ты совершил такой-то и такой-то грех…» — ответил прельщённый и стал перечислять ему грехи, кото­рые тот действительно совершил. Несчастный человек стал паниковать и приехал ко мне, чтобы всё это мне расска­зать. «Послушай-ка, — сказал я ему, — неужели ты дума­ешь, что святые выставляют людей на посмешище? Людей выставляет на посмешище только диавол. Неужели ты не понимаешь, что устами этого прельщённого говорит диа­вол? И если то, что он говорит, — истина, то эту истину все равно говорит диавол». А ещё одна женщина рассказывала мне о том, как она повела одну бесноватую к человеку, о котором ходили слухи, что он изгоняет бесов и совершает тому подобные чудеса. Этот «чудо-творец» отвёл обеих жен­щин в одну заброшенную часовню. Как только они вошли в храм, он взял епитрахиль и надел её на себя. Женщина очень удивилась! Мирской человек — и надевает на себя епит­рахиль! «Ты что — батюшка?» — спросила его она. «Да что значат все эти батюшки!» — ответил он и принялся осуж­дать священников. Таким образом несчастные женщины поняли, что он находится в прелести, вскочили и убежали.

ПРЕЛЕСТЬ И СУМАСШЕСТВИЕ

— Геронда, человек, находящийся в прелести, болен и какой-то душевной болезнью?

— Не всегда. Прелесть — это одно; душевное заболе­вание — другое. Некоторые люди просто впадают в пре­лесть. Другие впадают в прелесть и душевно заболевают. Я был знаком с одним монахом на Святой Афонской Го­ре, который никого не слушал. Он ушёл из своего монас­тыря и шатался по Афону. Четыре или пять раз он прихо­дил ко мне для того, чтобы взять благословение проводить якобы аскетическую жизнь, и каждый раз я советовал ему вернуться в тот монастырь, где он принял постриг. В кон­це концов он купил каливу и жил в ней один. После се­ми месяцев такого пустынного жития он пришёл ко мне в келью. «Возвращайся в свой монастырь», — уговаривал я его. «Сейчас, — отвечал он, — я взял от монастыря от­пускную грамоту, и меня уже не примут обратно». — «Будь внимателен, — увещевал его я, — будь очень вни­мателен. По крайней мере постарайся привязаться к ка­кому-нибудь старцу, чтобы жить по послушанию, а не по своей воле». — «А вот послушание, — ответил он мне на это, — я буду оказывать воле Божией». — «Давай, да­вай, — пытался убедить его я, — попросись в какой-ни­будь монастырь». — «Я, — отвечал он мне на это, — став пустынником, буду возвращаться вспять? Это ты иди и просись в монастырь». «Что же я буду проситься один, — говорю я, желая ему помочь. — Если хочешь, что­бы я попросился в монастырь вместе с тобой, то я сделаю это от всего сердца». — «Вот что, — ответил он мне на это, — послушай-ка меня внимательно. Если тебе опосты­лела жизнь в безмолвии и ты хочешь попроситься в мо­настырь, то иди и просись!» Увидев, что он ведёт себя та­ким образом — с безстыдством, — я тоже оставил его в покое. Прошло немного времени, и я узнал, что в этого монаха вселился нечистый дух и, кроме этого, он сошёл с ума. Ему явился диавол в образе Пресвятой Богородицы и сказал: «Чадо моё, если ты поклонишься мне в ноги, то я дам тебе семь дарований Святаго Духа…» Несчастный подумал: «Сейчас я получу семь дарований Святаго Духа и всем утру нос!» И, пав до земли, поклонился диаволу. Как только он поклонился, диавол потряс его и в него вошёл нечистый дух. Однако от этого диавольского потрясения потряслось и его душевное состояние. Он захотел стать протэпистатом, пришёл в Священный Кинот, закрыл на ключ находившихся в здании монахов, взял посох протэпистата и, любуясь собой, стал спускаться по лест­нице. Монахи в Кариесе удивились, видя, как по лестни­це Священного Кинота спускается вниз новый «протэпистат»! Некоторые из монахов потихоньку поехали за боль­ным на джипе и чуть подальше от Кариеса посадили его в машину и отвезли в лечебницу для душевнобольных. Сейчас в отношении беснования его состояние улучши­лось, однако психическая болезнь остаётся при нём.

— Геронда, а человек, находящийся в прелести, не является ли, некоторым образом, бесноватым?

— Ну а кем же он является? Он не просто беснова­тый — находящийся в прелести может иметь в себе больше бесов, чем имеет в себе бесноватый. Однако прельщённый — дело одно, а бесноватый — другое.

НАДО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ С ПРЕЛЬЩЁННЫМИ

— В миру есть два-три духовника, у которых неболь­шое благоговение сочетается с непорядком в голове. Эти духовники морочат людям голову. И всем-то они ставят диагноз беснования. Они никого не слушают. «Я, — говорят они, — священник и поэтому обладаю властью!» Если вам рассказывают о таких случаях, то объясняйте людям, что происходит, заставляйте их за­думаться, потому что такие духовники делают Церкви зло. Говорите людям, которые попали под влияние та­ких духовников: «Найдите правильного, непрельщённо­го духовника и окормляйтесь у него, чтобы получить помощь». Эти «старцы» доходят до того, что использу­ют мое имя и даже мою фотографию — чтобы у людей сложилось впечатление, будто бы они поддерживают со мной отношения.

Понятно, что эти духовники — люди невеликого ума, и поэтому у них есть смягчающие вину обстоятельства. Однако есть и такие безсовестные, которые сознательно выдают уксус за вино. Один из таких — бывший бухгал­тер — сейчас ездит по всей Северной Греции и выдаёт себя за моего послушника. Он говорит, что я дал ему дар прозорливости и ещё «штук пять дарований». Таким об­разом он прельщает людей и собирает деньги.

— Геронда, этот человек — священнослужитель?

— Нет, мирянин. Однажды он встретил меня в Дафни, но успел скрыться, чтобы я его не увидел. «Ис­тинное чадо»! Хорошо хоть то, что он любит выпить. От него пахнет перегаром. Некоторые люди видят, как он покачивается, и начинают в нём сомневаться.

Ох, как много таких обманщиков, которые нажива­ются на боли людей и превращают эту боль в коммер­цию! Один из таких проходимцев сказал некой вдове: «Одна рука твоего умершего мужа не разложилась в мо­гиле, потому что его душа нуждается в молитве». — «Ну что мне теперь делать? — подумала несчастная. — Дам­-ка я ему денег, чтобы он помолился о душе моего мужа». Взяв у неё довольно много денег, он спустя недолгое вре­мя сказал ей: «Ну что ж, первой опасности мы избежа­ли. Сейчас состояние твоего мужа немножко улучшилось…» Несчастная продолжала давать обманщику день­ги, он завладел половиной её состояния якобы для того, чтобы душа её мужа обрела покой!

А есть такие прельщённые, которые, шепча себе под нос какие-то слова, осеняют больных крестным знаме­нием и якобы исцеляют их. И люди обманываются, не идут на исповедь, не приглашают к себе в дом священни­ка, чтобы он совершил над ними Таинство Елеосвящения или прочитал соответствующую молитву, однако идут к этим обманщикам. И, между прочим, они оставляют у этих обманщиков целую кучу денег. Мне рассказывали, что в одной деревне два прельщённых устроили очень вы­годное дело — настоящий кооператив!.. Диавол наводил на кого-то из их односельчан, к примеру, сильную голов­ную боль, или по наваждению диавола у кого-то из жи­телей этого села схватывало поясницу. Потом диавол шёл к одному из этих прельщённых и сообщал ему: «У тако­го-то человека сильная головная боль по такой-то причи­не». Найдя удобный случай, этот прельщённый говорил больному односельчанину: «Я знаю, почему у тебя болит голова» — и тут же рассказывал о «причине» его болез­ни. «И правда! — поражался больной. — Ты погляди, ка­кое откровение! И что же мне сейчас нужно делать, что­бы голова прошла?» — «Иди к такому-то, и он тебе по­может», — говорил прельщённый и посылал его к друго­му прельщённому. Видите, какую хитрость измыслил ди­авол, чтобы удерживать людей в прелести? Объединил двух прельщённых в «медицинский кооператив»! Один ставил диагноз, а второй якобы исцелял! Диавол сделал это, чтобы удерживать людей подальше от Церкви.

ДЕШЁВЫЕ ДАРОВАНИЯ ПРЕЛЬЩЁННЫХ

— Геронда, а почему, имея какую-то проблему, люди часто прибегают к прельщённым?

— Потому что дарования диавола дёшевы и их легко приобрести. Ведь прельщённые не требуют от тех, кто к ним приходит, чего-то тяжёлого, они успокаивают, оправ­дывают людей в их страстях. И вот несчастные, вместо того чтобы покаяться в грехах, вместо того чтобы пойти к ду­ховнику и поисповедоваться, находят таких вот прельщён­ных — то есть самого диавола — и просят, чтобы они раз­решили их проблему. А после мучаются и не понимают, что диавол связал их и приобрёл над ними власть.

 Геронда, почему же народ верит таким прельщён­ным?

— У людей заморочена голова. Знаете, как много тех, кто утверждает, что ведёт людей по правильному пути, в то время как сами несут за плечами мешок, в котором притаился не кто-нибудь, а диавол! Однако Благий Бог не попускает диаволу остаться совершенно незамеченным. Иногда из мешка, который несут обманщики, высовыва­ется рог или хвост диавола. Люди видят это и в ужасе кричат: «Ах, что это? Рог? Хвост?» — «Да нет, что же вы такое говорите! Какой там рог, какой там хвост! Ведь это же просто… баклажан», — успокаивают их обманщики, чтобы обвести их вокруг пальца и выдать бесовщину за что-то доброе и полезное.

ИСПРАВЛЕНИЕ ПРЕЛЬЩЁННОГО

— Геронда, а что поможет человеку, имеющему ка­кие-то прельщающие идеи, вернуться в нормальное со­стояние?

— Ему поможет осознание своего никуда не годного состояния, исповедование духовнику всех своих помыс­лов и послушание духовнику во всём, что он говорит. Такой человек должен постоянно просить милости Божией, чтобы к нему снова возвратилась Божественная благодать. То есть для того, чтобы вернуться в нормаль­ное состояние и спастись, ему необходимо смириться.

И погляди: суды, советы Божии есть бездна. Ах, Его любовь не имеет границ! Один человек с головой, набитой прельщающими идеями, часто приезжал на Афон и прихо­дил ко мне в каливу. Что бы я ему ни говорил, он ничего не слушал. Всё истолковывал шиворот-навыворот. А покинув Святую Гору, он начинал проповедовать и нано­сил людям большой духовный ущерб. Он говорил, будто бы я поручил ему проповедовать, и таким образом морочил людям голову. Когда-то давно я дал ему в благослове­ние несколько книг, так вот даже эти книги он показывал людям, чтобы они поверили в то, что он со мной советует­ся. Но однажды, во время одной такой «проповеди», на ка­кое-то мгновение Божественная благодать его совершенно покинула и он начал самыми грязными словами хулить Христа и Пресвятую Богородицу. Услышав такие богохуль­ства, люди ужаснулись и разбежались. Потом приехала по­лицейская машина, и его отвезли в психиатрическую лечеб­ницу. Видите, до какой степени доходит любовь Божия! Бог попускает быть хулимым даже Своему Имени — лишь бы Его создания получили помощь и избежали зла!

— Геронда, а если какой-то прельщённый, поняв, что находится в прелести, покается, то покаются ли его по­следователи?

— Если его покаяние настоящее, то он должен сми­риться, сказать своим последователям, что он заблуждал­ся, и постараться вывести их на правильную духовную дорогу. Однако, когда прельщающие идеи такого челове­ка станут известными, а сам он будет продолжать оста­ваться в прелести, его последователи должны быть мягко, аккуратно просвещены и преду-
преждены. Ведь некото­рые прельщённые доходят до того, что распространяют свои идеи внутри Церкви. А поэтому есть опасность, что последователи таких людей, внезапно узнав о том, что то, чему их учили, было прелестью, соблазнятся и оторвутся от Церкви.

Я обратил внимание вот на что: из Православия ухо­дят только эгоисты. Человек смиренный из Православия никогда не уходит.

По материалам книги старца Паисия Святогорца «Слова. Том III. Духовная борьба». 2004 г.

предыдущая