Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СТРАШНЫЕ ПРЕЛЕСТИ
ПОДВИЖНИЧЕСТВО И ПРЕЛЕСТЬ— Геронда, я боюсь прелести.
— Правильно делаешь. Тот, кто боится прелести, не впадает в прелесть, потому что такой человек, будучи внимательным, исповедует старцу все свои помыслы. Он не скрывает ничего и таким образом получает помощь.— Геронда, а что такое предрасположенность к прелести?
— Быть предрасположенным к прелести — значит иметь идею о том, что ты что-то из себя представляешь, и показывать другим то, что ты занимаешься каким-то деланием. Быть предрасположенным к прелести — значит считать, что ты достигла духовной меры, поскольку, к примеру, совершаешь какой-то подвиг, а о других думать, что они ещё не уяснили смысла духовной жизни, и вести себя с ними гордо. Если человек эгоистично насилует себя в подвижничестве, желая достичь меры какого-то святого и того, чтобы другие им восхищались, — то это начало прелести. Одно дело — принуждать, а другое — насиловать себя в подвиге. Как-то раз я сказал одному человеку: «Будь внимательным, чтобы не впасть в прелесть из-за неправильного отношения к духовной жизни. Ты находишься в духовной опасности». — «Я впаду в прелесть? — возмутился он. — Да я даже мяса и то не ем!» Между тем этот человек не ходил даже на исповедь. Свои грехи он «исповедовал» иконе. «Да православный ты или протестант? — спросил я его. — В какой книге ты прочитал, что так надо исповедоваться?» — «А что? — спрашивает он меня. — Разве Христос меня не слышит?» Понимаешь, что творится!— Геронда, помогает ли телесный подвиг в борьбе против страстей?
— Если телесный подвиг используется для того, чтобы побороть страсти, то помогает. Тело смиряется, и плоть подчиняется духу. Однако если кто-то занимается «сухим» подвижничеством, то в результате у него создаются иллюзии. Ведь подвижничество такого рода культивирует душевные страсти, развивает гордость, приумножает самоуверенность и ведёт к прелести. Тогда, глядя на свое «сухое» подвижничество, человек приходит к выводам о своем духовном преуспеянии. «Я занимаюсь таким-то и таким-то телесным деланием, — гордится он. — А вот такой-то брат в этом отношении хромает. Я уже дошёл до меры такого-то святого, а другого святого я уже превзошел…» — и он приумножает свои посты и бдения. Однако весь совершаемый им подвиг вылетает в трубу, потому что человек совершает его не с целью отсечь страсти, а для того, чтобы получить эгоистичное удовлетворение. Я был знаком с одним монахом, который от гордости занимался телесным деланием, и его помысл говорил ему, что он великий аскет. Он дошёл уже до ручки: не ел, совсем не стирал одежду и лежал в страшном смраде и грязи. От грязи его одежда совсем сгнила. Как-то я взял его одежду, чтобы её постирать. Но что там было стирать! Однажды он сказал мне: «Преподобного Иоанна Кущника я уже оставил позади». — «Да что ж ты, — говорю, — несёшь? По-твоему, святой Иоанн Кущник достиг святости через грязь?» Прошло ещё несколько дней, он снова пришёл ко мне и заявил: «Преподобного Максима Кавсокаливита я тоже оставил позади». — «То есть как же это ты его оставил позади?» — спросил я. «Да как, — отвечает, — очень просто: кручусь как волчок по Святой Афонской Горе!» — «Ну ты, — говорю, — даёшь! Преподобный Максим достиг состояния безтелесных и летал, а не крутился, как ты, волчком!» Потом этот человек стал «возделывать» в себе память смертную и в помысле внушал себе: «Сейчас я нахожусь в аду». Прошло ещё немного времени, и он — якобы для того, чтобы смириться, — начал говорить: «Сейчас я стал диаволом, стал сатаной и пойду собирать своих приверженцев». Таким вот образом этот человек впал в прелесть.ВНИМАНИЕ К ВООБРАЖЕНИЮ
— Геронда, вы говорили, что во время молитвы нашему уму следует избегать различных картин из жизни Христа и тому подобного. Для чего таких картин должно избегать?— Для того чтобы диавол не прельстил нас с помощью фантазий, воображения. Воображение — вещь хорошая, и если она используется с толком, то обладает великой силой. Есть люди, которые, к примеру, могут увидеть какой-то пейзаж, а через год вспомнить его совершенно таким, каков он есть на самом деле, и запечатлеть его на картине. Такую способность даёт человеку Бог, однако диавол использует её в своих целях. Люди, подверженные прелести, воображают увиденное или прочитанное ими так, как им хочется. А потом верят, что картина, нарисованная их воображением, является действительной.
Поэтому когда человеку, наделённому от природы богатым воображением, говорят, что он мыслит неправильно, ему необходимо задуматься и ставить после своего помысла вопросительные знаки. Я был знаком с одной простой женщиной, которая постоянно молилась и просила Христа о том, чтобы увидеть Его здесь, в сей жизни, поскольку — как она говорила — в жизни иной она всё равно бы Его не увидела. И действительно, когда она подошла причащаться, Христос явился ей в Святой Чаше в виде Младенца с окровавленными волосами. Затем видение исчезло, и женщина смогла причаститься. После этого события враг начал обрабатывать её помыслом о том, что она что-то из себя представляет, а затем распалял её воображение и постоянно устраивал ей свои «кинопросмотры». Как-то, выехав со Святой Афонской Горы в мир, я застал эту несчастную в одном доме и услышал, как она пересказывала свои фантазии собравшимся там мужчинам и женщинам. Мне стоило огромного труда привести её в чувство. Я задал ей хорошую трёпку на глазах у всех, для того чтобы её прелестное состояние стало явным и она смирилась.— Геронда, эти видения были её фантазией?
— Фантазией и прелестью.Если человек невнимателен к своему воображению, то искуситель может ввергнуть его в прелесть, использовав даже какое-нибудь самое простое, естественное событие. Когда я жил в монастыре Стомион, то, читая зимой вечерню, растапливал печь. Женщины, которые иногда приходили в монастырь из города, стали замечать, что во время вечерни от иконы Пресвятой Богородицы в иконостасе раздавался какой-то хруст. Я на этот хруст внимания не обращал, а женщины начали шептаться между собой: «Представляете! Когда монах читает вечерню, от иконы Божией Матери раздаётся хруст!» Услышав, как они шепчутся, я подумал: «Дай-ка погляжу на икону, от которой слышится хруст». Я не хочу сказать, что не верю в Божественные события, — нет, я верю, что Божия Матерь является людям и говорит с ними и те, кто находится в хорошем духовном состоянии, Её видят; однако в подобных случаях необходимо внимание. Ну что же, взял я стул, поднялся на него и поглядел, что происходит с иконой. Что же случилось? Доска, на которой была написана икона, была старой, со вставленными в неё с тыльной части шпонками. Когда печь разогревалась как следует, одна шпонка нагревалась, расширялась и производила хруст. Потом я забил в икону гвоздик, и она прекратила трещать. После этого я спросил у этих женщин: «Ну что, сейчас слышите какой-нибудь хруст?» — «Нет», — ответили они мне. «Ну вот, — говорю, — не надо придавать значения подобным вещам». Необходимо быть внимательным, потому что если потихоньку в человеке разовьётся воображение, то вся его жизнь становится ни на что не годной.
— Геронда, а каким образом можно понять, от Бога или от диавола было какое-то сверхъестественное событие?— Это видно. Если событие не от Бога, то диавол приносит человеку гордые помыслы. А кроме этого, видения диавола — топорной работы: он доходит даже до богохульства. Однажды ко мне в каливу пришёл человек, находившийся в прелести и имевший в себе нечистого духа. Я поговорил с ним, и это пошло ему на пользу. И знаете, что он мне после этого сказал? «Такие, — говорит, — премудрые вещи я слышу впервые! Я даже в Евангелии такого не читал!» То есть он все равно что говорил мне: «То, что ты сказал, было лучше того, что сказал Христос». Понимаешь, что творит диавол, для того чтобы принести тебе гордый помысл? Как там ни говори, но если человек не поймёт, что сам своей силой он не может сделать ничего, а то, что он делает, совершается силой Христовой, то такой человек не совершит ничего, даже если он будет изгонять из бесноватых тысячи бесов.
СНЫ ЛЖИВЫ— Геронда, меня мучают грязные сны…
— Увидев грязный сон, никогда не нужно вспоминать, что и как ты видела. Ведь если лукавый не смог искусить тебя днём, он придёт ночью. Иногда и Бог попускает лукавому искушать нас во сне, для того чтобы мы увидели, что наш ветхий человек ещё жив. А бывает и так, что враг приближается к человеку во сне и показывает ему разные сны, для того чтобы, проснувшись, такой человек впал в расстройство. Поэтому снам не надо придавать совершенно никакого значения: осени себя крестным знамением, осени крестным знамением подушку, положи на неё крест и пару иконочек и, засыпая, произноси Иисусову молитву. Чем большее значение ты будешь придавать снам, тем чаще будет приходить враг и тебя искушать. Диавол показывает свои сны не только взрослым людям, но и детям. Диавол приходит даже к спящим малышам, несмотря на то что они маленькие ангелы. Они в ужасе подскакивают и испуганно, со слезами бегут в объятия матери. А иногда к спящим детям приходят Ангелы, и они от радости смеются во сне или, испытывая великую радость, просыпаются. Таким образом, приносимые лукавым сны есть внешнее вражеское воздействие на человека в то время, когда он спит.— Геронда, а если во время сна ты чувствуешь непонятную душевную тяжесть, что это?
— Иногда причиной такой тяжести может быть тревожное состояние, в котором человек живёт днём, или испытываемые им различные страхи, подозрения и тому подобное.А иногда бывает и такое: диавол может облечься в любой образ, даже святого, и явиться во сне. Однажды он явился одному больному во сне в виде святого Арсения Каппадокийского и сказал ему: «Я — святой Арсений. Я пришёл сказать тебе, что ты умрёшь. Ты меня слышишь? Ты умрёшь!» Человек пришёл в ужас. Но святой никогда не говорит подобным образом. И даже если больному действительно предстоит умереть и ему является святой, чтобы предупредить его о смерти, то он скажет об этом по-доброму: «Бог увидел, как ты мучаешься, и поэтому Он заберёт тебя из этого мира. Постарайся приготовиться». Святой никогда не скажет больному: «Ты меня слышишь? Ты умрёшь!»
— Геронда, а может ли человек понять из своих снов, что некие события произойдут в действительности?— Нет, снам значения придавать не нужно. Какими бы ни были сны, приятными или неприятными, им не нужно верить, потому что есть опасность впасть в прелесть. Ведь девяносто пять процентов снов лживы. Поэтому Святые Отцы говорят, что снам не надо придавать значения. Снов, происходящих от Бога, бывает очень немного, но для того чтобы истолковать даже такие сны, нужно иметь чистоту и другие необходимые предпосылки — подобно праведному Иосифу и пророку Даниилу, которые имели благодать от Бога. «Я, — сказал Даниил Навуходоносору, — расскажу тебе и о том, какой сон ты видел, и о том, что он значит». Но какого состояния достиг пророк Даниил! Он сидел вместе со львами во рву, и львы, несмотря на то что были голодны, не трогали его. Когда Аввакум привёз Даниилу пищу, тот сказал: «Неужели Бог вспомнил обо мне?» Да уж если бы Бог не помнил о пророке Данииле, о ком бы Он тогда помнил?
ВНИМАНИЕ К ВИДЕНИЯМ— Геронда, что отвечать людям, которые рассказывают нам о бывших им видениях, о том, что они видели какого-то святого, или о чём-то подобном?
— Лучше советуйте таким людям быть осторожными, сдержанными. Такое отношение к видениям более надёжное, потому что не все люди в состоянии различить, от Бога было видение или же от диавола. Но даже если видение от Бога — с первого раза человек не должен его принимать. Бог, видя, как Его создание — человек — не принимает видения, не огорчается, но, наоборот, некоторым образом приходит в умиление. Ведь такое отношение к видению показывает, что у человека есть смирение. Если явившийся человеку святой действительно был святым, а человек этого видения не принял, то Бог знает, каким способом известить душу этого человека и привести её туда, куда Он хочет. Необходимо внимание, потому что вместо святого может прийти тангалашка, который включит бесовский «телевизор» и начнёт свою передачу…ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРЕЛЬЩЁННОГО ЧЕЛОВЕКА
— Геронда, а как можно понять, что человек находится в прелести?— Это можно понять даже по его внешнему виду. Человек прельщённый внешне облечён в некое ложное «безстрастие». Он выглядит смиренным и кротким, однако в нём кроется великое самомнение — великая идея, которую он имеет о себе. Взглянув в глаза прельщённого человека, вы увидите, что на всех остальных он глядит как на несчастных, как на муравьев. Однако прельщённого можно раскусить и по тем словам, которые он произносит. Помню одного прельщённого, которого многие люди считали за святого. Он рассказывал, что Христос якобы явился ему, сидя верхом на коне. В руках Христос якобы держал фляжку с вином, из которой дал отпить этому человеку, после чего тот якобы получил дар прозорливости! Как-то раз, когда этот «прозорливец» беседовал с людьми, один человек спросил его: «А почему я тоже не могу совершать чудеса?» — «Потому что ты совершил такой-то и такой-то грех…» — ответил прельщённый и стал перечислять ему грехи, которые тот действительно совершил. Несчастный человек стал паниковать и приехал ко мне, чтобы всё это мне рассказать. «Послушай-ка, — сказал я ему, — неужели ты думаешь, что святые выставляют людей на посмешище? Людей выставляет на посмешище только диавол. Неужели ты не понимаешь, что устами этого прельщённого говорит диавол? И если то, что он говорит, — истина, то эту истину все равно говорит диавол». А ещё одна женщина рассказывала мне о том, как она повела одну бесноватую к человеку, о котором ходили слухи, что он изгоняет бесов и совершает тому подобные чудеса. Этот «чудо-творец» отвёл обеих женщин в одну заброшенную часовню. Как только они вошли в храм, он взял епитрахиль и надел её на себя. Женщина очень удивилась! Мирской человек — и надевает на себя епитрахиль! «Ты что — батюшка?» — спросила его она. «Да что значат все эти батюшки!» — ответил он и принялся осуждать священников. Таким образом несчастные женщины поняли, что он находится в прелести, вскочили и убежали.
ПРЕЛЕСТЬ И СУМАСШЕСТВИЕ— Геронда, человек, находящийся в прелести, болен и какой-то душевной болезнью?
— Не всегда. Прелесть — это одно; душевное заболевание — другое. Некоторые люди просто впадают в прелесть. Другие впадают в прелесть и душевно заболевают. Я был знаком с одним монахом на Святой Афонской Горе, который никого не слушал. Он ушёл из своего монастыря и шатался по Афону. Четыре или пять раз он приходил ко мне для того, чтобы взять благословение проводить якобы аскетическую жизнь, и каждый раз я советовал ему вернуться в тот монастырь, где он принял постриг. В конце концов он купил каливу и жил в ней один. После семи месяцев такого пустынного жития он пришёл ко мне в келью. «Возвращайся в свой монастырь», — уговаривал я его. «Сейчас, — отвечал он, — я взял от монастыря отпускную грамоту, и меня уже не примут обратно». — «Будь внимателен, — увещевал его я, — будь очень внимателен. По крайней мере постарайся привязаться к какому-нибудь старцу, чтобы жить по послушанию, а не по своей воле». — «А вот послушание, — ответил он мне на это, — я буду оказывать воле Божией». — «Давай, давай, — пытался убедить его я, — попросись в какой-нибудь монастырь». — «Я, — отвечал он мне на это, — став пустынником, буду возвращаться вспять? Это ты иди и просись в монастырь». «Что же я буду проситься один, — говорю я, желая ему помочь. — Если хочешь, чтобы я попросился в монастырь вместе с тобой, то я сделаю это от всего сердца». — «Вот что, — ответил он мне на это, — послушай-ка меня внимательно. Если тебе опостылела жизнь в безмолвии и ты хочешь попроситься в монастырь, то иди и просись!» Увидев, что он ведёт себя таким образом — с безстыдством, — я тоже оставил его в покое. Прошло немного времени, и я узнал, что в этого монаха вселился нечистый дух и, кроме этого, он сошёл с ума. Ему явился диавол в образе Пресвятой Богородицы и сказал: «Чадо моё, если ты поклонишься мне в ноги, то я дам тебе семь дарований Святаго Духа…» Несчастный подумал: «Сейчас я получу семь дарований Святаго Духа и всем утру нос!» И, пав до земли, поклонился диаволу. Как только он поклонился, диавол потряс его и в него вошёл нечистый дух. Однако от этого диавольского потрясения потряслось и его душевное состояние. Он захотел стать протэпистатом, пришёл в Священный Кинот, закрыл на ключ находившихся в здании монахов, взял посох протэпистата и, любуясь собой, стал спускаться по лестнице. Монахи в Кариесе удивились, видя, как по лестнице Священного Кинота спускается вниз новый «протэпистат»! Некоторые из монахов потихоньку поехали за больным на джипе и чуть подальше от Кариеса посадили его в машину и отвезли в лечебницу для душевнобольных. Сейчас в отношении беснования его состояние улучшилось, однако психическая болезнь остаётся при нём.— Геронда, а человек, находящийся в прелести, не является ли, некоторым образом, бесноватым?
— Ну а кем же он является? Он не просто бесноватый — находящийся в прелести может иметь в себе больше бесов, чем имеет в себе бесноватый. Однако прельщённый — дело одно, а бесноватый — другое.НАДО БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ С ПРЕЛЬЩЁННЫМИ
— В миру есть два-три духовника, у которых небольшое благоговение сочетается с непорядком в голове. Эти духовники морочат людям голову. И всем-то они ставят диагноз беснования. Они никого не слушают. «Я, — говорят они, — священник и поэтому обладаю властью!» Если вам рассказывают о таких случаях, то объясняйте людям, что происходит, заставляйте их задуматься, потому что такие духовники делают Церкви зло. Говорите людям, которые попали под влияние таких духовников: «Найдите правильного, непрельщённого духовника и окормляйтесь у него, чтобы получить помощь». Эти «старцы» доходят до того, что используют мое имя и даже мою фотографию — чтобы у людей сложилось впечатление, будто бы они поддерживают со мной отношения.Понятно, что эти духовники — люди невеликого ума, и поэтому у них есть смягчающие вину обстоятельства. Однако есть и такие безсовестные, которые сознательно выдают уксус за вино. Один из таких — бывший бухгалтер — сейчас ездит по всей Северной Греции и выдаёт себя за моего послушника. Он говорит, что я дал ему дар прозорливости и ещё «штук пять дарований». Таким образом он прельщает людей и собирает деньги.
— Геронда, этот человек — священнослужитель?— Нет, мирянин. Однажды он встретил меня в Дафни, но успел скрыться, чтобы я его не увидел. «Истинное чадо»! Хорошо хоть то, что он любит выпить. От него пахнет перегаром. Некоторые люди видят, как он покачивается, и начинают в нём сомневаться.
Ох, как много таких обманщиков, которые наживаются на боли людей и превращают эту боль в коммерцию! Один из таких проходимцев сказал некой вдове: «Одна рука твоего умершего мужа не разложилась в могиле, потому что его душа нуждается в молитве». — «Ну что мне теперь делать? — подумала несчастная. — Дам-ка я ему денег, чтобы он помолился о душе моего мужа». Взяв у неё довольно много денег, он спустя недолгое время сказал ей: «Ну что ж, первой опасности мы избежали. Сейчас состояние твоего мужа немножко улучшилось…» Несчастная продолжала давать обманщику деньги, он завладел половиной её состояния якобы для того, чтобы душа её мужа обрела покой!А есть такие прельщённые, которые, шепча себе под нос какие-то слова, осеняют больных крестным знамением и якобы исцеляют их. И люди обманываются, не идут на исповедь, не приглашают к себе в дом священника, чтобы он совершил над ними Таинство Елеосвящения или прочитал соответствующую молитву, однако идут к этим обманщикам. И, между прочим, они оставляют у этих обманщиков целую кучу денег. Мне рассказывали, что в одной деревне два прельщённых устроили очень выгодное дело — настоящий кооператив!.. Диавол наводил на кого-то из их односельчан, к примеру, сильную головную боль, или по наваждению диавола у кого-то из жителей этого села схватывало поясницу. Потом диавол шёл к одному из этих прельщённых и сообщал ему: «У такого-то человека сильная головная боль по такой-то причине». Найдя удобный случай, этот прельщённый говорил больному односельчанину: «Я знаю, почему у тебя болит голова» — и тут же рассказывал о «причине» его болезни. «И правда! — поражался больной. — Ты погляди, какое откровение! И что же мне сейчас нужно делать, чтобы голова прошла?» — «Иди к такому-то, и он тебе поможет», — говорил прельщённый и посылал его к другому прельщённому. Видите, какую хитрость измыслил диавол, чтобы удерживать людей в прелести? Объединил двух прельщённых в «медицинский кооператив»! Один ставил диагноз, а второй якобы исцелял! Диавол сделал это, чтобы удерживать людей подальше от Церкви.
ДЕШЁВЫЕ ДАРОВАНИЯ ПРЕЛЬЩЁННЫХ— Геронда, а почему, имея какую-то проблему, люди часто прибегают к прельщённым?
— Потому что дарования диавола дёшевы и их легко приобрести. Ведь прельщённые не требуют от тех, кто к ним приходит, чего-то тяжёлого, они успокаивают, оправдывают людей в их страстях. И вот несчастные, вместо того чтобы покаяться в грехах, вместо того чтобы пойти к духовнику и поисповедоваться, находят таких вот прельщённых — то есть самого диавола — и просят, чтобы они разрешили их проблему. А после мучаются и не понимают, что диавол связал их и приобрёл над ними власть.— Геронда, почему же народ верит таким прельщённым?
— У людей заморочена голова. Знаете, как много тех, кто утверждает, что ведёт людей по правильному пути, в то время как сами несут за плечами мешок, в котором притаился не кто-нибудь, а диавол! Однако Благий Бог не попускает диаволу остаться совершенно незамеченным. Иногда из мешка, который несут обманщики, высовывается рог или хвост диавола. Люди видят это и в ужасе кричат: «Ах, что это? Рог? Хвост?» — «Да нет, что же вы такое говорите! Какой там рог, какой там хвост! Ведь это же просто… баклажан», — успокаивают их обманщики, чтобы обвести их вокруг пальца и выдать бесовщину за что-то доброе и полезное.ИСПРАВЛЕНИЕ ПРЕЛЬЩЁННОГО
— Геронда, а что поможет человеку, имеющему какие-то прельщающие идеи, вернуться в нормальное состояние?— Ему поможет осознание своего никуда не годного состояния, исповедование духовнику всех своих помыслов и послушание духовнику во всём, что он говорит. Такой человек должен постоянно просить милости Божией, чтобы к нему снова возвратилась Божественная благодать. То есть для того, чтобы вернуться в нормальное состояние и спастись, ему необходимо смириться.
И погляди: суды, советы Божии есть бездна. Ах, Его любовь не имеет границ! Один человек с головой, набитой прельщающими идеями, часто приезжал на Афон и приходил ко мне в каливу. Что бы я ему ни говорил, он ничего не слушал. Всё истолковывал шиворот-навыворот. А покинув Святую Гору, он начинал проповедовать и наносил людям большой духовный ущерб. Он говорил, будто бы я поручил ему проповедовать, и таким образом морочил людям голову. Когда-то давно я дал ему в благословение несколько книг, так вот даже эти книги он показывал людям, чтобы они поверили в то, что он со мной советуется. Но однажды, во время одной такой «проповеди», на какое-то мгновение Божественная благодать его совершенно покинула и он начал самыми грязными словами хулить Христа и Пресвятую Богородицу. Услышав такие богохульства, люди ужаснулись и разбежались. Потом приехала полицейская машина, и его отвезли в психиатрическую лечебницу. Видите, до какой степени доходит любовь Божия! Бог попускает быть хулимым даже Своему Имени — лишь бы Его создания получили помощь и избежали зла!— Геронда, а если какой-то прельщённый, поняв, что находится в прелести, покается, то покаются ли его последователи?
— Если его покаяние настоящее, то он должен смириться, сказать своим последователям, что он заблуждался, и постараться вывести их на правильную духовную дорогу. Однако, когда прельщающие идеи такого человека станут известными, а сам он будет продолжать оставаться в прелести, его последователи должны быть мягко, аккуратно просвещены и преду-Я обратил внимание вот на что: из Православия уходят только эгоисты. Человек смиренный из Православия никогда не уходит.
По материалам книги старца Паисия Святогорца «Слова. Том III. Духовная борьба». 2004 г.