Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера


ВЫКУП НЕВЕСТЫ

Рис. Юрия ВороноваВ ритуале старинной свадьбы существовал очень важный момент, в настоящее время уже совершенно исчезнувший. В нём сосредоточилась вся игровая суть свадебного обряда, то игровое действо, из-за которого и появилось выражение «играть свадьбу».

Существовал четкий сценарий выкупа невесты, определены действующие лица и их роли, а дальше – свободное творчество участников, импровизация.

Традиционные фигуры дружки и «брата» невесты, повязанные яркими полотенцами через плечо, веселые и находчивые, хорошо вписались бы в современную русскую свадьбу. Зачем нам грузинский тамада, если есть у нас свой задорный и разбитной дружка. Используя этот сценарий, можно наполнить его современным содержанием, тем более, что от старинной игры мало что сохранилось. Чтобы любознательный читатель мог представить себе это действо, попытаюсь изложить его суть, но лишь настолько, насколько сама его представляю по рассказам «николаевских» старух.

Начинался день свадьбы с застолья в доме невесты. Собирались все родственники невесты, садились за столы. Столы ставили «покоем». Невеста сидит в центре. Возле невесты садились родители и брат невесты, часто лицо приглашенное. На столе, перед невестой ставили «девью красоту» (ударение на А). Это верхушка сосны, убранная бумажными цветами, маленькими свечками и лентами, которые дарил жених для подружек. Когда жених уводит невесту, чтобы ехать к венцу, подружки хватают «девью красоту» и растаскивают ленты. Если ленты не досталось, скорого замужества не жди. Можешь и в девках остаться.

Главные действующие лица здесь невеста, брат невесты, дружка и подружки невесты. Для исполнения некоторых ролей приглашались своего рода специалисты.

А пока наша невеста сидит за столом. Она накрыта нарядной шалью, ни лица её, ни платья не видно. Платье нарядное, но не подвенечное. К венцу одевали невесту в церкви.

За столом она громко плачет и причитает. Это ритуальный плач. Не каждая невеста могла изобразить его, но плакать, выть было необходимо: «Не наплачешься за столом, так наплачешься у свекрови за столбом». Имеется в виду печной столб в избе, на котором держались полати и висел рукомойник. Часто плакальщицу нанимали. Её усаживали рядом с невестой под тот же платок. «Плакальщица выла, невеста подвывала». Если невеста сирота, то пелись такие песни:

Полный двор у нас коней стоит,
Полна горница гостей сидит.
Одного-то гостя нет у нас,
Что родимого да батюшки и т. д.

Песни эти длинные, без конца и без начала. Куплеты набирались, перестраивались, обновлялись смотря по обстоятельствам.

Ждали, когда приедет жених с гостями. Гостей много – саней 30, если свадьба бедная, а богатая — и 60 наберётся. Весь этот СВАДЕБНЫЙ ПОЕЗД с ПОЕЗЖАНАМИ остаётся на улице и мёрзнет, пока жених выкупает невесту. После выкупа невесты поезжан приглашают в дом подкрепиться и погреться. Ведь расстояние между деревнями жениха и невесты может быть и 30 верст, и более, а свадьбы играли после Покрова.

Теперь о самом выкупе невесты. Дружка открывает дверь и сразу же начинает игру.

– Скок через порог! – неуклюже перескакивает и падает. – Еле ноги переволок! – Показывает гостям, что он очень озяб. Ему подносят стакан пива. Именно пива, а не вина. Слишком велика роль дружки на свадьбе. Он должен быть бодр, весел, остроумен и сохранять до конца светлую голову. «Брат невесты», подавая на тарелочке стакан пива, просит дружку выпить, но «не ЗА край, не ЗА донышко, не ЗА самую середочку». Догадливый дружка пьет ЗА честь красной девицы Авдотьи свет Ивановны.

Диалог брата и дружки являлся центром игры. Брат загадывает загадки, задает замысловатые вопросы, требует выполнения невыполнимого. Это было состязание остроумия, находчивости, эрудиции. Если же ответ дружки был неудачен, приходилось давать выкуп деньгами. Деньги – обязательно звонкая монета. Проштрафившийся дружка втыкал её в каравай хлеба, который лежал тут же на блюде. Эти деньги заветные, на чёрный день. Задача брата – собрать как можно больше заветных денег для невесты. Игра эта очень веселила всех участников и гостей.

Роль брата и дружки мог исполнять далеко не каждый. Иногда приходилось приглашать из других деревень. Слава об их находчивости и остроумии шла по всей округе.

Но подружек из других деревень приглашать не приходилось. В каждой деревне песенная культура была очень высока. Здесь немалую роль играла церковь. Церковный хор — это те же поселяне окрестных деревень. Талантливых песенниц ценили и уважали.

На свадьбах пели традиционные корильные и величальные песни. Они были обращены непосредственно к определенному лицу. В корильных песнях, укоряли, ругали, желали всяких пакостей. Потом, потешившись изрядно, девушки в песне же извинялись:

Не с ума мы слово молвили
Мы с подружкой расставалися,
Умом – разумом мешалися.

После чего брали блюдо и обходили присутствующих. Им клали деньги на ленты и на гостинцы. В покорах, как и в восхвалениях, всё было в избытке. Приведу отрывки этих песен, обращенных к жениху.

Корильная:

Что у них-то на чужой стороне,
Все поля горем засеяны, да кручиной огорожены,
Горючим слезам поливаны.

Величальная:

Все поля изюмом сеяны,
Виноградом огорожены,
Сладким винами поливаны.

Доставалось от подружек всем. Жениху:

Что не ровня возле бок сидит,
Словно угольям мешок набит.

Дружке:

Как у дружки-то кафтан
Черт по берегу таскал,
Как у дружки рукавицы
После бабы водяницы.

Свахе:

Околеть бы свахе-своднице
В нетопленой, новой горнице.

Свату:

Уж как свату перелеснику,
Ему три бы чирья в бороду,
А четвертый бы под горлышко,
Вместо ясного бы солнышка.

Поезжанам:

У них лошади все чалые.
У них сбруи-то мочальные.
Что вы долго собиралися,
Але в лапти обувалися.

После выкупа невеста забирала каравай хлеба с деньгами, жених усаживал невесту в сани, а сам бежал к передним саням, где его уже поджидал дружка. Невеста ехала в середине поезда. Жених ещё должен был несколько раз подъехать к ней, чтобы убедиться, что невесту ему не подменили. Значит, и такое прежде случалось.

Наряжали невесту в подвенечный наряд уже в церкви. Но самое важное было обуть невесту. Туфельки на ножки невесте должна была надеть обязательно молодая женщина, счастливая в своем замужестве. Есть же пары, которые так и светятся своим счастьем. Вот такую и выбирали, чтобы множились счастливые семьи. После венца ехали на свадебный пир в дом жениха. Пировали всю ночь, а утром все собирались «будить молодых».

Глиняный горшок, наполненный звонкой монетой, разбивали о порог горницы, где спали молодые. Здесь же разбрасывали мелкую солому и кидали бумажные деньги. Выходила молодая, низко кланялась свекрови и говорила: «Благословите, маменька, пол подметать». Свекровь подавала ей новый веник и дарила дорогой платок. Обязательно большой и красивый, иначе люди осудят. Молодая начинала подметать черепки и солому, а деньги подбирать и складывать в платок. Потом платок и деньги убирала на дно сундука, где уже лежал каравай хлеба с монетами. Эти деньги при благополучной жизни никогда не трогали. Они береглись на чёрный день.

предыдущая    следующая