Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЧЕСЛЯНЕ

Свадьба в Новгородской губернии

Слово «чесляне» я впервые услыхала в деревне Калиты Демянского района. Смысл поняла не сразу, а перевести с диалекта на литературный язык и сейчас не могу. Расспрашивала многих. Всё, что сумела здесь записать, рассказывали мне мои сверстницы. Самое сильное впечатление в их жизни оставила война да лесозаготовки. О свадьбе говорили неохотно. «Да какая там свадьба! За руку – да за реку. Вот и всё. А мама картофельных оладий напекла. Хлеба-то не было».

Но до войны здесь еще что-то сохранялось от старинных свадебных обрядов. Есть здесь женщины, которые любят и ценят прошлое своей деревни, хранят его в памяти, правильно осмысливают и рассказывают так ярко и образно, что заслушаешься. Именно такой рассказчицей была для меня Анна Павловна Зубрина в деревне Горелая Березна. В основном на её рассказы буду опираться в дальнейшем описании здешней свадьбы. Прошу лишь обратить внимание на то, что описываемые события происходили в конце двадцатых годов, т. е. им предшествовали первая мировая война, революция, гражданская война и началось раскулачивание. Деревня уже была разорена начисто. Стояли избы, подрастала молодежь, а жить было нечем. Но и в таких условиях берегли свои национальные традиции, играли свадьбы, как положено по старине. Для этого не хватало усилий двух семей, помогали всем миром, а все-таки устраивали настоящий праздник.

«Сидим, бывало, маленькие у окошка, прядем. Вдруг – ох, чесляне повезли – свадьба! Бросим всё — и на улицу. Чесляне глядеть, – рассказывает Анна Павловна. – Чесляне везут медленно. Лошади не наряжены, сани простые. Впереди идет дядя или тетка невесты, а сзади сестры идут, подружки. На санях сандук, шкап для одёжи, машинка швейная, если есть. Перины, подушки. Что есть. А если ничего нет, набьют два матрасника соломой, кругом простынями нарядными завесят, сверху одеяло, подушки 2-3 положат и везут. Везут через все деревни. В деревнях не торопятся. Народ глядеть сбегается. Узнают, кто женится. Что да как.

Простыни нарядные, кружево вязаное или строченое (крестецкая строчка), дальше точа (ткань) и опять узор шитый. Одеяла разные были. У богатых – сатиновые ватные стеганые. Победнее – ситцевые цветочками. Наволочки на подушках цветастые. Цветы что крупнее, то лучше. Кто богат – хорошо. Нет – у богатых занимают.

К матери многие приходили. И в другие деревни давали.

Любушка, дай ОКРЫТЬ ЧЕСЛЯНЕ, а то ведь нечем. Дай простыней, дай одеяло, да и подушечек дай.

В разные деревни давала.

Привезут чесляне в дом жениха часа за три до молодых. Первое – повесят к Боженьке утирашки. Слово «полотенце» у нас не знали. Второе – кисею на окна. Были мастерицы. Кисею наткут, наденут на пяльцы и строчат. Красота такая, что глаз не оторвать. Дальше – занавеска к печке. Бордовая с чёрными или кубовая с розовыми цветами. Матрасы невестины домашние набиты соломой. Пышные!

Теперь полотенца. Старинные-то утирашки другими были. Узорчики тканы узенькие и кружево узенькое. Их вешали на шнуры. Протянут шнур по стенке под потолком и перекинут через него полотенце, как сушить повесят.

Украсив изобку, родители жениха девушек покормят и выходят все на крыльцо встречать молодых.

Молодые от венца едут. Саночки расписные, сиденье ковровое либо бархатное. Лошадь украшена цветами, лентами, сбруя с колокольчиками. А в заулок не заехать, дорога заложена. Народ стоит, жердь за два конца держат. Ждут выкупа. Жених бросает конфеты, пряники, орехи прямо в снег. Все бросаются ловить, особенно дети.

Невеста выходит из саночек и подушечку перед собой держит. Свекровь ведет молодых через двор. Сыплет перед ними льняное семечко, и по двору, и по крыльцам. Приговаривает: «Семенись семья, семенись семья! Все к добру, все к добру!» То же кричат и гости. Отец жениха подкову коневью вбивал в порог. Через нее и перешагивали. Пировали день и ночь, а на второй день, часа в 4 ехали к невесте «на отводину» или, ещё говорили «на яичницу».

предыдущая    следующая