Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СКВЕРНОСЛОВИЕ ЛЕЧИЛИ РОЗГАМИ

Слово почти нематериальное понятие. Но одним творческим словом Господь создал наш прекрасный мир. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. И словом же мы пытаемся оскорбить и осквернить Божие творение.

Церковь всегда предостерегала своих чад от греха сквернословия. Апостол Павел учит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…» (Еф.5,3) и предупреждает: «…злоречивые… Царства Божия не наследуют» (1Кор.6,10). К сожалению, гнилые слова сегодня стали нормой в языке народа. Сквернословие встречается в семьях, и не только в общении между взрослыми — зачастую детские уста оскверняются гнилыми словами. Причиной для сквернословия уже не служит раздражение, гнев — скверные слова стали частью обыденной речи, ими порой перекидываются даже влюблённые… Особенно печально то, что сквернословие по своей обыденности многими не считается за грех.

Но так было не всегда. В русском народе матерщина издревле именуется сквернословием — от слова скверна. В словаре В.Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; всё богопротивное». Вот куда мы впали, отдавшись во власть смрадных слов.

Грех сквернословия был осуждён на Карфагенском соборе.

Мистические корни сквернословия

В скверной брани для каждого из нас и общества в целом кроется большая беда. Мистические корни этого явления уходят в далёкую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью. Подобное можно наблюдать в начале драки, когда противники, делая свирепую гримасу, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневливой невменяемости. То есть придают себе более скверности, чем есть на самом деле. Для страха или от страха. Но и демона призывали теми же словами, демонстрируя свою одержимость и готовность единения с ним. Таким образом, мат является языком общения с демоническими силами. Не случайно в философии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальный — значит адский, из преисподней.

Но силы зла — силы исключительно зла. Добра от них ждать не приходится. Единственная цель демонов — погубить человека, завладеть его душой. Завладеть же демон может только человеком-грешником. И если ты сам свидетельствуешь о своей скверности, то сам вершишь себе приговор и отдаёшь себя в руки дьявола… «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф.12,37), — предупреждает Спаситель.

В медицинской практике известно такое явление: при параличе, когда человек не может выговорить ни «да», ни «нет», он может, тем не менее, совершенно свободно произносить целые матерные выражения. Получается, что мат проходит по совершенно иным нервным цепочкам, чем остальная речь. Не бес ли, используя греховный навык человека, оказывает ему такое «благодеяние», демонстрируя свою власть над частично омертвелым телом? А что же будет после смерти? Власть станет полной и окончательной.

Сквернослов лишается покрова Божией Матери

Среди православных верующих живёт предание, что Пресвятая Богородица особо просит у Господа спасения России, ибо страна наша есть Дом Богородицы, один из Её уделов на земле.

И, молясь за православную Россию, Пречистая Дева Мария отказывается поминать в Своих молитвах тех, кто сквернословит. И в русском народе матерщинников издавна называли богохульниками.

Русский язык — дар Божий

Именно нашей стране, нашему народу Творец вселенной дал язык редкой красоты, богатства и выразительности. И от этого языка отказываются матерщинники, вместо Богом данного богатства употребляя жалкий набор гнусных слов, подсказанных извечным врагом рода человеческого. Они сознательно калечат в себе образ Божий, и это начало богоотступничества. Сегодня продаются даже словари матерной ругани. Дьявольские силы, желая погубить Россию, делают всё, чтобы народ наш сам себя осквернял.

Господь сотворил всё словом: «И сказал Бог: да будет свет» (Быт.1,3). Сквернословием же сеется тьма.

Гнилая речь растлевает человека

Сквернословие делает человека ненадёжным во взаимоотношениях с другими, является признаком духовного и нравственного разложения. Но сквернослов не только отдаёт свою душу во власть бесов, он ещё и влияет на состояние души окружающих его людей. Злоречие ожесточает его, он не щадит ни стыдливости женщин, ни детской чистоты. А ведь любая информация преобразует, изменяет сознание. Как же может преобразовать сознание скверная брань? Только раз услышанное слово живёт в нас до конца дней. Анестезиологи говорят, что под наркозом, когда ослабевает воля человека, случается, что люди, никогда в жизни не говорившие скверных слов, произносят что-то из ранее услышанной брани. Так вырождается нравственность народа — из поколения в поколение.

Сквернословие лечили розгами

В прежние времена русские люди отдавали себе отчёт в том, насколько гнусно сквернословие. За него строго наказывали. При благочестивых царях Михаиле Фёдоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, на месте преступления, при народе для всеобщего назидания наказывали их розгами.

Святая Православная Церковь знает, что до всеобщего Страшного суда душа умершего человека проходит мытарства, где её истязают бесы за грехи, совершённые в земной жизни. Поэтому так страшно умереть без покаяния! Иные думают: погрешу немного, а потом покаюсь. Но мы видим немало примеров, когда Господь не даёт покаяния грешнику, который не боролся с грехом.

Прикрытая форма сквернословия

В последние годы появилась некоторая форма сквернословия, когда грубые слова заменяются другими, но ставятся во фразе на привычные для брани места. В таких случаях вспоминается вопрос Любочки из «Пошехонской старины» Салтыкова-Щедрина: «Маменька, под какое декольте шею мыть? Под большое или под малое?». Шею нужно мыть, чтобы она была чистая, а от сквернословия нужно отказываться совсем. Мы не можем отнести слова-заменители к обычным словам-паразитам, засоряющим речь. Разве что приравняв их к энцефалитным клещам. Ведь сущность сказанного проглядывает и сквозь завесу. Так, никого не оставляет в сомнении звуковая пищалка, прикрывающая теле- и радиоматерщину.

Да, грех сквернословия на первый взгляд не так тяжек, как, например, убийство, аборт, блуд, грабёж… Вроде бы нечто незначительное. Но вдумаемся, каковы результаты: человек умирает без покаяния, не получает возможности очистить душу перед священником и, даже имея такую возможность, не может ею воспользоваться, ибо наказан Богом за грех сквернословия. Смертным может быть всякий в сознании совершённый и нераскаянный грех.

Сквернословие — начало пути к ещё большему злу.

Ольга РЫЖОВА, сестра милосердия

предыдущая    следующая