Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ДОРОГА СКОРБИ И СПАСЕНИЯ

Иерусалим. Узкая извилистая улица Виа Долороза (получила это название в XVI веке) длиной 600 метров, вымощенная белым камнем и истёртая подошвами ботинок миллионов паломников, — это и есть священный для всего христианского мира Крестный, или Страстной путь, по которому шёл на Голгофу (место распятия) Иисус Христос. Со времени этих великих событий прошло две тысячи лет. Иерусалим менялся, разрушался и перестраивался вновь и вновь. Но неизменен крестный путь, по которому сегодня благоговейно движется нескончаемый людской поток. Христиане воспринимают его как истинный, потому что его значение заключается не в географической точности, а в абсолютной вере в подлинность произошедшего.

Начинается Виа Долороза у Львиных ворот, возле крепости Антония. Во времена происходящих событий в ней находился Преторий, где заседали римские прокураторы и где Иисуса приговорили к смертной казни. Сейчас это место расположения медресе Эль-Омария. Двор, где пытали Иисуса, сохранился до наших дней, его называют Литостратон. На каменных плитах пола ещё сохранились насечки для предотвращения скольжения лошадей по мостовой и грубо вычерченные римскими солдатами круги для игры в кости. Здесь Спаситель был подвергнут публичному бичеванию. Понтий Пилат, представлявший римскую власть, не признал Христа виновным и в знак своей непричастности к пролитию крови Праведника омыл свои руки в чаше с водой. Тем не менее Христос был осуждён на мучительную смерть на кресте. Осуждённым на распятие полагалось нести свой крест, поэтому воины возложили на плечи Спасителю изготовленный из дерева крест. Как рассказала инокиня Клавдия из иерусалимского Горненского монастыря, по преданию, древо, из которого был сделан Крест Господень, было особенно крепким и тяжёлым — долгое время оно мокло в воде, ибо предназначалось для строительства храма, но почему-то не было использовано. Оно мокло в Овчей купели (Вифезда), куда один раз в году спускался Ангел и страждущие «чаяли движения воды», так как первый из них, вступивший в воду, исцелялся от любой тяжёлой болезни. И вот Спасителя, сгибавшегося под тяжестью креста, повели на место, назначенное для казни. Это был холм, который назывался Голгофой, или Лобным, то есть возвышенным, местом. Сейчас это территория храма Воскресения. А в старину Голгофа находилась к западу от Иерусалима, недалеко от ворот, которые назывались Судными.

С места неправедного суда над Спасителем паломники с деревянными крестиками в руках направляются к Голгофе по кривым узким улочкам старого Иерусалима. Кто-то молча, а многие — с молитвенным пением на разных языках: русском, славянском, греческом, сербском, румынском… Возглавляет крестный ход греческий митрополит, он несёт на своих плечах крест размером в человеческий рост, который и доносит до Голгофы — места распятия Христа.

Следующее здание по той же стороне Виа Долороза — греческая православная церковь Темницы Христовой, в ней есть углубление в скале, которое традиционно считают местом заключения Христа. В этой тюрьме содержали не только Христа, но и разбойников, и потому это место иногда называют «Тюрьма Вараввы».

При повороте улицы Скорби налево стоит обломок большой колонны. На этом месте Иисус первый раз упал под тяжестью Креста. В XIX веке тут была построена часовня, принадлежащая Армянской Патриархии. Проходим ещё немного по булыжной мостовой Виа Долороза и видим в стене дверь часовни. Часовня отмечает место, где Иисус, по преданию, встретил свою Пречистую Мать. Совсем близко от этого места расположен храм Успения Божьей Матери. На барельефе его изображены Иисус и Богородица, Которая ждала Его, стоя у дороги. Увидев Своего Сына, окровавленного и падающего под тяжестью Креста, Богоматерь Сама лишилась чувств.

Далее по улице Виа Долороза начинается подъём. Обезсилевшего Христа освобождают от ноши и перекладывают его крест на плечи крестьянина Симона Киринеянина, пришедшего в Иерусалим на Пасху. Римские солдаты заметили, что Симон смотрит на Христа с состраданием. В стене находящейся здесь ныне часовни Симона Киринейского виден камень отличного от неё цвета, с углублением. На этом месте Иисус упал, и рука, которой Он опёрся о камень, запечатлелась на мостовой. Этот камень подняли и вмонтировали в стену часовни. По обычаю каждый православный паломник, проходящий мимо, прикладывает свою правую руку к отпечатку Десницы Спасителя и произносит молитвенно: «Помоги мне, Господи, нести мой крест!»

Движемся дальше по Виа Долороза до её пересечения с улицей Сукхан эз Зайн (арабский рынок). Маленькая коптская церковь, а также красный гранитный столб отмечают место, где Иисус упал второй раз.

Далее Виа Долороза делает поворот к Голгофе. Дорога приводит к воротам коптского монастыря. У входа в монастырь в неглубокой нише покосившаяся колонна. Она отмечает место, где Христос упал в третий раз и увидел Голгофу. Но до неё в храме Гроба Господня ему предстояло Снятие одежд. И с правой стороны от входа в храм об этом напоминает часовня с таким названием. Это место, где римские солдаты разыгрывали в кости одежду осуждённых на казнь, имеет вид пристроенной на уровне второго этажа часовни, к которой ведут ступени с площади перед входом в храм Гроба Господня. Здесь с Иисуса сорвали одежду перед распятием.

Иерусалимский храм Гроба Господня — святая святых мирового христианства, здесь заключены те святые места, где Господь наш Иисус Христос был распят, погребён и воскрес из мёртвых. Внутри здания находятся храмы, приделы, престолы, крипты, часовни… Сам же храм построен над самим местом кровавого действа, когда Сына Божиего прибивали к кресту. Православный престол установлен над тем самым местом, где распяли Спасителя, под престолом внизу — серебряный диск с отверстием посередине, обозначающий место в скале, куда был поставлен Крест Господень и через которое мы можем коснуться рукой Лобного места. За престолом стоит величественное, во весь рост, Распятие, а по обеим сторонам от него, также во весь рост, — изображения Богоматери и св.Иоанна Богослова.

Сразу при входе в храм на полу лежит камень Помазания, представляющий собой продолговатую низкую плиту. Направо от камня Помазания две лестницы ведут наверх, к самому страшному месту на земле — Голгофе. На камень Помазания, облицованный сейчас мрамором жёлто-розового цвета, Иосиф Аримафейский и Никодим — тайные ученики Христа — положили тело Спасителя, сняв Его с Креста, помазали миром, обвили плащаницей. Кувуклия — специальная часовня, расположенная непосредственно над пещерой, где был погребён Спаситель, здесь Иосиф Аримафейский кладёт тело Иисуса в склеп, а римляне заваливают вход огромным камнем. Это — место, где произошло воскресение Господа Бога нашего Иисуса Христа из мёртвых.

Главная святыня христианства — Гроб Господень — разделён на две части: придел Ангела и пещера Гроба Господня. В центре придела Ангела стоит высокая мраморная ваза, в которую вложена часть того камня, которым был запечатан вход в погребальную пещеру и потом был отвален Ангелом. Низкий и узкий вход ведёт в пещеру Гроба Господня, так что войти в него нельзя иначе, как с поклоном. Справа от входа — белоснежное мраморное ложе, на котором пребывало тело Иисуса Христа между вечером Страстной Пятницы и рассветом Воскресения. Хочется верить, что, преклонив колени у последней остановки земного пути Сына Божия, каждый человек сердцем ощутит боль Его Крестных страданий, претерпеваемых ради спасения всех людей, осознает Его великую любовь к нам, научится преодолевать жизненные испытания и со смирением нести ниспосланный Богом крест.

Подготовлено по материалам СМИ

НАС РАДИ СШЕДШИЙ С НЕБЕС

Закончив многотрудный пост в пустыне,
Нас ради сшедший в грешный мир с Небес,
Шёл Иисус Христос по Палестине,
Творя повсюду множество чудес.

К Нему брели больные и слепые,
Ползли калеки — всех не перечесть!..
И Он, врачуя немощи любые,
Провозглашал Спасительную Весть.

Ученикам-апостолам с народом
Он заповеди новые давал,
И те слова, как зёрна перед всходом,
Ложились щедро там, где Он бывал.

Евгений САНИН

предыдущая    следующая