Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СЕМЕЙНЫЙ УЖИН — ВРЕМЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Читать за столом что-нибудь душеполезное — обычное дело для монастыря. Все чинно сидят, едят. Тихо, конечно. Кто-то один стоит у аналоя и на весь трапезный зал читает жития святых, писания Отцов Церкви… Но в семье это вроде бы невозможно. По крайней мере, в большой семье с маленькими детьми. Старшим детям, положим, будет интересно что-то послушать за едой. Да и то недолго. А про младших и говорить не приходится. Ну неужели полуторагодовалый малыш, который рукой накладывает в ложку картофелину, пытается донести её до места назначения, а потом плачет, когда картошка оказывается на полу, позволит вам слушать что бы то ни было?! И потом: кто будет читать? Кого лишить возможности поесть вместе со всеми? Кого заставить доедать остывший ужин в то время, как остальные будут торопиться вовремя лечь спать, чтобы завтра идти в школу, на работу?

Свт.Иоанн Златоуст произносил свои знаменитые гомилии шестнадцать веков назад. Его проповеди удивительно легко применимы в любой эпохе, в любой культуре. И сегодня мы, жители XXI века, можем растить свою православную семью, основываясь на учении этого великого вселенского учителя. Надо только постараться. Так, святитель неоднократно, в самые разные периоды своей проповеднической деятельности, говорит об образовательном значении семейных ужинов — о совмещении трапезы и образования в семье. Сразу замечу, что никаких аналогий с пустынножителями он не приводит. Речь идет о самой обычной семье.

«Нет ничего приятнее божественнаго учения. Послушай, что об нем говорит пророк: «Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда и сота устом моим» (Пс.118,103). Этот сот полагай на вечерней трапезе, чтобы всю ее исполнить духовнаго веселия». В трактате «О воспитании детей» Златоуст предлагает родителям рассказывать ребёнку сюжеты Священного Писания «в один вечер за трапезой», затем на следующих трапезах «повторять пройденное». Святитель не раз заканчивает свою проповедь подобными словами: «Всё это, возлюбленные, удержим в памяти и, возвратившись домой, предложим двоякую трапезу, одну из снедей, другую — из слышаннаго; муж пусть передаёт сказанное, а жена пусть учится; пусть слушают и дети, да и домочадцы пусть не будут лишены этого поучения… Итак, чтобы был какой-либо плод и вам, и нам, нам от учительства, а вам от слушания, пусть предлагается у вас вместе с телесною трапезою и духовная».

Также и «обучение духовному пению» должно сопровождать трапезу. Златоуст призывает отцов, чтобы они «жён и детей учили петь такие песни… особенно за трапезою. Так как диавол строит козни большею частию во время пиршеств, при помощи упоения, пресыщения, непристойного смеха и душевного расслабления, то особенно перед трапезою и после трапезы нужно защищать себя от него оградою псалмов и, вставши из-за стола, вместе с женою и детьми воспевать Богу священные песни». В обучении пению и в самом пении участвует вся семья под руководством отца.

Получается, что время общей трапезы в доме — это время образования, время пения духовных песнопений и обучения Священному Писанию. В подобном «обучении за ужином» есть важная особенность. Форма урока-трапезы позволяет проводить обучение не «с кафедры», «сверху», но обучение беседой, «вместе», «рядом».

Ужин как время для общения используют многие семьи. Рассказывают, как прошёл день, что случилось. В нашей жизни вечерняя трапеза — единственный приём пищи за день, когда вся семья собирается за общим столом. Только к ужину у всех детей заканчиваются всевозможные школьные и дополнительные занятия, только к ужину папа возвращается домой. Именно за ужином мы вместе и уже никуда не торопимся. Петь молитвы хором, всем вместе, перед едой и после еды легко и просто, это обычное дело в церковной семье. А вот во время еды… Сели за стол — и что дальше? Душеполезные беседы? Как, о чём? Это всё как-то должно само собой сложиться. По мысли Златоуста, папа может, конечно, пересказывать услышанное в храме. Но чаще всего мы бываем все вместе на богослужении, и пересказ не требуется. Как же соединить телесную и духовную трапезу? Возникает пример монастырского чтения за столом.

Если мы будем читать за столом жития святых, что-то из бесед Отцов Церкви, современных авторов — безусловно, это будет духовная трапеза. Легко, понятно, не надо вымучивать специальные душеполезные темы. Но… Помню, когда я была ребёнком, мои родители иногда устраивали такие чтения за столом, по-монастырски. И вот, положа руку на сердце, быстро становилось скучно. Хочется что-то сказать, а нельзя перебивать папу, который читает. И ждёшь безконечно долго, когда же закончится чтение. Уже все тарелки пусты и хочется бежать по своим детским делам, а надо дослушать, да ещё и продолжать сидеть тихо.

Мы с родителями часто бывали в монастырях, и нам, детям, много раз приходилось бывать на монастырских трапезах. Тогда монастыри только открывались, насельников было мало, и даже малышей могли посадить за стол вместе с монахами. Когда мне было восемь лет, я даже жила в одном скиту без семьи целых три дня. Слушать чтение за трапезой было тогда легко: это казалось одной из привилегий взрослой жизни. Да ещё меня не одёргивали постоянно, требуя тишины. Можно было спокойно получать удовольствие от еды и одновременно слушать что-то.

Как же сделать чтение за столом интересным и лёгким для моих детей, чтобы они ждали этого чтения, а не боялись его? Главное — начать. И я начала читать за ужином Великим постом. С новорождённым малышом на руках я сидела за столом, дети и папа ели, я читала. Малыш всё равно не давал мне спокойно поесть. После чтения я передавала малыша мужу, а сама ужинала.

Потом мы периодически возвращались к чтению за столом. Например, накануне праздника нужно было рассказать старшим детям о празднуемом событии, но времени не было. Ужин — самое время, чтобы своими словами рассказать или почитать что-то. Мало-помалу чтение за ужином стало для нас не странной обузой, а обычным и ожидаемым делом. Главное — читать немного, один-два абзаца. Какое бы это ни было чтение, даже самый серьёзный философско-богословский трактат, дети внимательно слушают, когда я начинаю читать. И здесь главное — вовремя остановиться. Если это поучение, то вполне достаточно услышать одну определённую мысль. Если это повествование — патерик или отрывок из жития — хорошо остановиться на самом интересном месте, чтобы дети просили о продолжении. Дочитать можно будет на ночь или рассказать продолжение своими словами. В таком случае чтение за столом окажется не только лёгким и интересным, но дети будут воспринимать его как подарок. Можно и дочитать до конца, но тогда это должно быть очень короткое житие — на две страницы текста.

Это «короткое чтение» надо начинать сразу после того, как все сели за стол. Пока тарелки и стаканы наполнены, пока все жуют и, значит, молчат. Пока никому не понадобилось «ещё компота», «добавки», пока не обнаруживается, что кто-то кого-то толкнул, у кого-то упала вилка. Даже годовалый малыш первые минуты достаточно увлечён ковырянием в тарелке и не требует внимания. К тому времени, как голод утолён, лучше уже закончить.

Чтение должно быть интересно в первую очередь мне самой. Если для меня это скучно, если это тягостный долг, который я по каким-то идеологическим соображениям взвалила на себя и на своих детей, то подобное отношение обязательно почувствуют дети. Конечно, не обязательно, что в этот конкретный день у меня появится непреодолимое желание почитать Феофана Затворника. Но если я люблю его творения, письма, например, то эта любовь обязательно «проснётся» во время чтения и разбудит от суеты прошедшего дня, от усталости или, наоборот, излишнего возбуждения… Но если я сама не буду радоваться такому чтению — постепенно обязательно найду повод прекратить эти чтения.

Что именно читать? Выбор литературы должен определяться задачей: зачем мы вообще читаем? Чтобы одновременно с приёмом пищи получить пользу для души, что требуется здесь и сейчас именно мне и моей семье. Можно использовать что-то готовое. Скажем, мне понравился календарь с «мыслями на каждый день» прп.Амвросия Оптинского. Удобно — не надо ничего специально подбирать. Или это может быть житие святого на сегодняшний день. К празднику можно взять чтение именно для этого дня. Старец Паисий Святогорец, митрополит Антоний Сурожский, отец Иоанн Крестьянкин — выбор велик. Если мы будем читать каждый день за ужином Ветхий Завет, историю Церкви — каждый день по сюжету, — это будет частью настоящего религиозного образования.

Обсуждение прочитанного может быть самой важной частью «чтения за ужином». Если мы специально для застолья подобрали какое-то чтение — значит, какая-то мысль показалась нам важной, интересной, близкой. Всё это можно высказать сразу же, за столом. Дети могут выслушать молча, а могут задать вопросы, могут и рассказать что-то в связи с прочитанным.

Чтение за столом определяет тон застольного разговора. Вряд ли после свт.Николая Сербского или «Луга духовного» ужин закончится обжорством или ссорой. Обсуждение прочитанного из церковной истории, например, закрепляет в памяти детей только что полученную информацию. Таким образом, ежедневный общесемейный ужин оказывается самым настоящим уроком, «духовно-нравственным просвещением» или «основами православной культуры».

Надо понимать, что дети не всегда бывают готовы к обсуждению прочитанного. Вытаскивать из них клещами «мнение» или «вопросы» трудно и неправильно. Ребёнок что-то услышал, и, может быть, сейчас «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Может быть, мысль будет долго созревать, и ребёнок задаст свой вопрос только перед сном. А может быть, и не будет никакого вопроса… Гораздо легче обсуждать прочитанное не с детьми, а с мужем, тогда детям легче будет втянуться. Но часто дети не участвуют в разговоре родителей, а просто слушают. Что может быть занятнее, чем иметь возможность безпрепятственно слушать взрослые разговоры за столом! Когда я была ребёнком, мои родители часто принимали гостей, весьма интересных людей — священников, художников. Сидя за столом, они говорили — мы слушали, впитывая каждое слово, многое запоминая на всю жизнь. Темы могли быть совсем не детскими — политика, богословие, философия, искусство. Застолье было единственной возможностью легально подслушать такие беседы. Если родители усадят перед собой ребёнка и начнут говорить ему то же самое — ребёнок заскучает. А вот темы, не адресованные детям, заставляют их держать ушки на макушке. Сейчас я наблюдаю за своими детьми: иногда бывает так трудно привлечь их внимание к очередной «моральной» теме! Но стоит вполголоса начать обсуждать ту же самую тему с мужем — и старшие дети тут как тут, затаив дыхание… подслушивают «взрослый разговор». Эту особенность детей я использую во время семейных ужинов. Читаю, например, из истории Церкви, а после чтения муж комментирует, уточняет, объясняет. Мне, а не детям. А дети слушают. Иногда я специально задаю мужу вопросы после чтения, чтобы его объяснение привлекло внимание детей к только что услышанному, чтобы закрепить что-то важное.

Когда же ужинать чтецу? Этот вопрос меня серьёзно безпокоил, когда я ещё только собиралась попробовать начать читать за столом. Но на практике всё оказалось просто. Если это праздничный ужин, я стараюсь читать что-то настолько короткое, что моя порция не успевает даже остыть. А потом, обсуждая прочитанное, спокойно ужинаю вместе со всеми.

Анна САПРЫКИНА

следующая