Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ДВА В ОДНОМ. КОМУ ЭТО НУЖНО?

Реформирование системы среднего образования в нашей стране вступает в завершающую стадию. Новые стандарты для начальных классов уже внедрены. На выходеобразовательный стандарт для старшеклассников, уже вызвавший бурную реакцию. В чём же дело?

Министерство образования и науки приняло новый образовательный стандарт для старшей школы: в 10—11 классах появится новый предмет «Словесность» — это «Русский язык» и «Литература» в одном учебнике, на одном уроке. «Ну и что в этом страшного?» — спросит кто-то. Так вот, эксперты всерьёз опасаются, что это приведёт к тому, что новое поколение не сможет писать тексты длиннее СМС и твиттов. Судите сами. Выпускное сочинение в школах уже отменено. Многие ученики из-за этого просто перестали читать, сетуют педагоги. Они считают, что при объединении дисциплин «Русский язык» и «Литература» все часы уйдут на «Русский язык», ведь по этому предмету дети сдают обязательный экзамен. Таким образом желание читать может вовсе исчезнуть.

Спросите учителя любого предмета: дети не могут прочесть условие задачи, они не в состоянии прочесть более или менее длинную статью, параграф учебника. Это катастрофа! — сетует учитель литературы главный редактор газеты «Литература» Сергей Волков. — Зато они с лёгкостью «сёрфят» по сайтам и одновременно могут отвечать десяткам друзей в виртуальном пространстве. Современные технологии отучили детей вчитываться в текст. Да, им нужна сегодня другая подача информации. Но объединение таких предметов, как «Русский язык» и «Литература», не самый лучший выход. Ведь это будут уроки русского языка, где обработка всех материалов будет идти на литературных текстах. Мы возьмём кусок из текста А.С. Пушкина, будем вставлять в него буквы, будем искать там сложносочинённые предложения, потом ещё подумаем про то, о чём там написано, и на 150 слов напишем свои мысли.

Между тем прошедший этим летом Всероссийский съезд учителей русского языка и литературы категорично заявил: слияние предметов недопустимо, методически необоснованно, препятствует решению образовательных задач. Это подтверждают и учёные. «Если мы говорим о развитии науки, то, наоборот, мы видим расхождение науки о языке и науки о художественных текстах, — говорит доктор филологических наук директор Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз. — У них разные методологии, разные объекты, разные установки. И это очень важно показать. Скорее можно было думать о подготовке преподавателей специально для русского языка».

Однако, по мнению разработчиков стандарта, сейчас русский язык и литературу преподают неправильно. Задача педагогов — «не углубляться в науку», а воспитывать достойных граждан. «Задача объединения курса русского языка и литературы в единый предмет на старшей ступени школы преследует, прежде всего, эти цели, с тем чтобы не только передать ребёнку навыки и умение литературной критики или анализа текста, но сформировать ценностно-смысловую сферу жизни ребёнка, его самоидентификацию в очень быстро меняющемся мире», — заявляет доктор педагогических наук руководитель группы разработчиков новых школьных стандартов Александр Кондаков. Директор центра социально-экономического развития школы Сергей Косарецкий идёт дальше: он считает, что давать ученику максимум знаний, как было в советской школе, уже «не актуально». Сегодня, по его словам, миссия школынаучить ориентироваться в море информации. «В образовательном стандарте сделана ставка на построение индивидуального образовательного маршрута, — считает С.Косарецкий. — Предполагается несколько возможностей для выбора учащегося, выбора семьи учащегося. И сам по себе этот ход, на мой взгляд, является продуктивным. Сегодня вектор индивидуализации является общим для развитых стран мира. Есть основание считать, что в этом направлении мы некоторым образом опаздываем».

А нужно ли так торопиться?! Куда мы движемся? Противники стандартов, среди которых в основном учителя и родители, не согласны ни с темпами, ни с выбранным направлением. Но стандарт принят. С 2013 года его будут тестировать в отдельных школах, с 2020 года введут на всей территории страны.

Сайт телеканала «Культура»

предыдущая    следующая