Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Есть о чём задуматься

ИКОНА — ОКНО В БОЖИЙ МИР

Какое светлое, умиротворённое настроение было в храме на второе воскресенье по Пасхе! И малые детки тоже были охвачены атмосферой света и благодарения: подростки не озорничали, груднички не орали, девчонки не хихикали, но с радостными личиками поправляли свечки, тихонько переговариваясь друг с другом.
Когда вышел на амвон отец архимандрит, в храме как бы тихий Ангел пролетел — так благоговейно все ожидали его слова. Осенив себя крестным знамением со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», он начал размерено и торжественно: «Сегодня, в день Антипасхи, или на Фоминой неделе, мы вспоминаем с вами день, когда, по слову Евангелия, ученики Спасителя собрались вместе в одном доме и из страха перед иудеями накрепко заперли двери. И вот «дверем затворенным» вдруг в комнату вошел… Христос!»
И вдруг серьёзный малыш, сидящий на руках у мамы, которая стояла впереди меня, громко и трепетно повторил: «Христос!» Вблизи слушал проповедь мужчина, на руках он держал годовалого кроху, который откликнулся: «Христос»! И тут произошло необыкновенное: малыши, повернувшись друг к другу, стали восклицать: «Христос!», «Христос!», «Христос»! Это не было игрой или шалостью. Это было ликующее славословие, исходящее из глубины душ маленьких христославов. Все замерли, потрясённые, что Воскресший Христос — среди нас. Так продолжалось некоторое время.
Потом малыш у папы на руках с улыбкой потянулся к стоящей рядом маме и стал целовать её. Увидев сестрёнку, он стал целовать её. Потом он крепко обнял папу за шею и стал целовать всё его лицо, смеясь от радости… Другой малыш, в очередной раз возгласив «Христос!», повернулся к маме и очень серьёзно спросил её: «Где Христос?» Мама сделала шаг к большому образу Христа Спасителя и повернула мальчика лицом к изображению: «Вот Христос». Ребёнок потянулся к иконе и замер… Пока длилась проповедь, малыш находился в непрестанном созерцании, а мама боялась пошевелиться, являясь свидетельницей тайны богообщения.
Маленькие дети затрудняются долго удерживать внимание на каком-то одном предмете. Почему же ребёнок был так поглощён рассматриванием иконы? Мы не можем заглянуть в его душу, но можем предположить, что с ним случилось что-то такое, что происходит с героями сказок, когда им удаётся открыть потаённую дверь и оказаться в другом, сказочном мире. Такое случилось с героями «Хроник Нарнии», когда они, забравшись в платяной шкаф, раздвигали руками шубы, и вдруг их руки и лица упёрлись не в гладкие складки меха, а в ветви деревьев, с ночного неба на них стал падать снег, а впереди простирался дремучий лес…
 Конечно, храм Божий не сказочный мир, тут нет ничего от магии или волшебства. Но это не значит, что здесь нет ничего сверхъестественного, необыкновенного, способного увлечь тебя всецело. Храм — это дом живого Бога, и когда захочет Бог, «нарушается естества чин». А православная икона способна перевернуть внутренний мир, влить в душу струю вечной жизни. Она — одно из возможных для человека средств познания Бога и общения с Ним. Попытаемся понять, что же такое икона.
 Если ребёнку показать фотографию родителей и спросить: «Кто это?», он скажет: «Мама и папа». Да, они не настоящие — это только их фотоизображение, но ответ ребёнка никому не покажется ненормальным. Есть и другой вид изображения — портрет, который, в отличие от фотографии, пытается изобразить не только внешность, но и характер человека и даже свойства его души. И когда мы в разлуке с любимым человеком, его изображение может немного заменить нам его. Перед фотографией или портретом, как перед самим человеком, можно пожаловаться на свою горесть, можно поцеловать его изображение в приливе любви.
 А ведь мы — дети Божии и нуждаемся в Его изображении. Но можно ли изобразить Бога? Святой прп. Иоанн Дамаскин так ответил на этот вопрос: «Бога невидимого, конечно, изобразить мы не можем, но когда увидели, что Безтелесный сделался для нас Человеком, то уже можем изображать Его в человеческом виде». Наш Господь Иисус Христос по великой любви к людям соблаговолил родиться от Пречистой Девы Марии, жить между людьми. Святые апостолы видели Господа, беседовали с Ним, слышали Его голос. Никодим и Иосиф Аримафейский прикасались руками к Его Телу, когда снимали Его с Креста. Святые Евангелисты описали словами всё самое главное из жизни Господа и из учения Его. А св. евангелисту Луке был дан талант изобразить красками на доске Божию Матерь — с Которой он общался при жизни — с Младенцем Христом на руках. Так появилось первое иконописное изображение. 
 Икона призвана изобразить не тот мир, в котором мы живём, и не обыкновенного человека, далёкого от святости. Икона призвана дать изображение мира Небесного, попытаться изобразить человека, очищенного от греха, преисполненного божественной красоты. Такой мир и такой человек невидимы для грешных глаз. Но дети — непорочные создания — видят их.
 Наталья КИРЕЕВА,
«Православная беседа»

предыдущая    следующая