Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

ДУХОВНИК ИЛИ ПСИХОЛОГ?

На портале «Православие и мир» прошла онлайн-конференция с доктором медицинских наук, профессором Василием Глебовичем Каледой. Мы публикуем некоторые ответы В.Г.Каледы на присланные читателями вопросы.

— Добрый день! Как избежать зависимости от общения с духовником? Во многих жизненных ситуациях приходится спрашивать совета или помощи, благо есть почта и телефон для связи. Это хорошо. Но иногда связи нет, и бывает очень трудно принять решение самостоятельно.

— В вашей ситуации нужно в первую очередь говорить не о зависимости от духовника, а об особенностях вашего характера, в силу которых вам трудно принимать решение.

Людям с подобным характером (тревожно-мнительным) очень трудно самостоятельно принимать любое решение, как по важным вопросам, так и по второстепенным. Решение всех подобных вопросов вы переложили на духовника, благо с ним почти всегда можно связаться. Реально серьёзные вопросы, на которые нужно спрашивать благословение духовника, возникают не так часто. У каждого человека должна быть в жизни своя собственная активная нравственная позиция.

— Расскажите, пожалуйста, как вы сами определили бы, какие вопросы надо решать со священником, а какие — с православным психиатром или психологом? Василий Глебович, я считаю, что священники у нас часто выполняют работу психиатров, играя, так сказать, «на чужом поле». Как вы думаете?

— К психиатру необходимо обращаться в тех случаях, когда имеются признаки или подозрение на наличие психического заболевания или психического расстройства, и, соответственно, лечение этих состояний является компетенцией психиатра. Нередко именно священник первым осознаёт, что имеющиеся душевные переживания не укладываются в «относительную норму» и благословляет обратиться к психиатру.

Бывают случаи, когда священники и психологи, а также родственники больного, не распознавая болезненную природу состояния, препятствуют обращению к психиатру.

Также случается, что психиатры (при недостаточной квалификации) принимают за патологию некоторые духовные переживания.

— Действительно ли с введением ЕГЭ резко возросло число психических заболеваний среди выпускников школ?

— У меня таких данных нет. Я думаю, что пик различных реактивных состояний у выпускников школ переместился на ЕГЭ с переживаний, связанных с поступлением в институт.

— Я студентка медицинского института. На цикле психиатрии нам показывали много раз больных шизо-френией, бред которых имел в себе часто яркую религиозную окраску — например, пациент сам утверждает, что «одержим бесами» или что «молится языческим богам», они ему «отвечают» и т.д. Лечение — галоперидол, т.е. снимается продуктивная симптоматика. Скажите, они действительно «просто» психически больные? Можно ли отличить шизофреника от одержимого?

— Синдром Кандинского—Клерамбо действительно типичен для шизофрении, для диагностики которой не имеет значения, чьи голоса слышит больной. Тематику бредовых построений больные черпают из окружающей их действительности. У меня был больной, который в одном приступе слышал «голос крокодила Гены», в другом — голоса тёмных сил. «Синдром бесоодержимости» встречается как при психических заболеваниях, так и при особых духовных состояниях. При эндогенных психозах, которые имеют свои закономерности течения, этот синдром взаимосвязан с другими психопатологическими расстройствами.

При духовных состояниях этот синдром тоже имеет свои особенности, описанные в свято-отеческой литературе и нашими современниками. На одном из занятий по пастырской психиатрии вместе со священниками мы разбирали одного эндогенного больного с данным синдромом. Их заключение: его высказывания являются классическим проявлением психического заболевания.

— Доступно ли человеку с психическим заболеванием (шизофрения) в состоянии ремиссии умное делание (Иисусова молитва) в соответствии со святоотеческими наставлениями?

— Да, может быть доступно. Однако необходимо помнить, что «умное делание» должно осуществляться под строгим духовным руководством. Именно духовник должен благословить читать Иисусову молитву в том или ином объёме, что определяется как духовной зрелостью человека, так и его духовным состоянием в данный момент.

Ремиссии при шизофрении бывают различного качества: в некоторых случаях можно условно говорить о «выздоровлении», т.е. о полном отсутствии каких-либо позитивных и негативных симптомов при высоком уровне социально-трудовой адаптации, в других случаях сохраняются галлюцинаторно-бредовые переживания с утратой трудоспособности. Но и в последнем случае возможно (более того, может быть очень важно) «умное делание».

— Подскажите, как помочь ребёнку, очень остро переживающему любую, даже мелкую, неудачу, вплоть до отказа вообще от какой-либо деятельности. Ребёнку семь лет, пошёл в школу. В ситуациях, когда что-то не получается или не складывается, он закрывается, и его очень трудно уговорить продолжать, или попробовать ещё раз, или заняться чем-то другим пока, т.к. он считает, что всё равно ничего не получится, раз уж сразу не удалось. Спасибо.

— Ваш ребёнок нуждается в вашей особой поддержке. Необходимо найти ему занятие, в котором он мог бы относительно быстро добиться какого-нибудь успеха (например, лепка, рисование, изучение иностранного языка у знакомого педагога и т.д. и т.п.). И дальше ему необходимо показывать, что если он здесь добился успехов, то постепенно и в других делах у него всё получится. Ребёнок не должен видеть, что вы остро реагируете на его неудачи.

Православие и мир

предыдущая    следующая