Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

 

К оглавлению номера

В ЧЁМ СМЫСЛ НЕМОЩНОЙ СТАРОСТИ?

«Часто говорят: «Старый что малый». Однако разница существенная. Когда моя дочь была маленькой, то я её направляла, воспитывала — и ребенок усваивал, менялся. А со стариками совсем иначе: кажется, что они как застывший цемент — ничего не исправишь! И как вести себя со стариком, у которого скверный, капризный характер? Особенно если это очень близкий тебе человек? А он еще и мучается, и как же страшно на это смотреть! Неужели не милосерднее помочь ему спокойно уйти из жизни?»

Анастасия

Так в чем же смысл долгой, мучительной старости? В другие периоды жизни скорби, немощи и болезни могут принести человеку духовную пользу, воспитывают его. А в период угасания жизни каков смысл безпомощного, а порой и безум-ного состояния стариков? Об этом мы спросили преосвященного Артемия (Кищенко), епископа Гродненского и Волковысского, и священника Илию Курдюка, настоятеля Свято-Никольского храма пос. Валерьяново Минской обл. Оба они прошли через служение умирающим близким.

Владыка Артемий:

— Почему же, и стариков можно исправлять. Только всё нужно делать с терпением: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19); «Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12). Важно не озлобиться.

Смотреть, как дорогой тебе человек мучается, действительно страшно. Но кто знает, насколько будет страшно, если мы насильно прервём жизнь этих стариков? Все говорят в старости: «Умереть бы и не мучиться!» Но когда приходит смертный час, слышен вопль: «Хоть ещё одну секундочку, хоть ещё один денёчек, чтобы увидеть солнышко, увидеть возле себя кого-то!»

Какое право мы имеем прерывать жизнь нерождённого младенца или престарелого человека? Где критерии, что положение уже безвыходное? Все мерки абстрактны. Не мы дали жизнь, и не нам её отбирать. Для нас смерть — это второе рождение. И, видимо, старость нужна для того, чтобы человек мог собраться с силами для него. Бывает старость святая, а бывает и безумная. Судить о Промысле Божием трудно, дать какой-то критический анализ крайне сложно. Но всё в этом мире взаимосвязано, и безпричинных явлений не бывает. Какой старость будет, зависит от нас, мы получаем то, что заслужили. Какая у нас была весна (время духовного возрастания), какое было лето (время подвигов), какая осень (время духовных плодов) — такой будет и зима. Бог смиряет человека всю жизнь. Мы были баронами, шли по жизни задрав голову, в некоем самоупоении.

А тут сидит немощный человек в собственных нечистотах и всё больше понимает свою сущность. А у людей, которые вели какую-то духовную жизнь, жили в борьбе с самими собой, старость, как правило, получается святая: затихают физические страсти, амбиции и проступает всё положительное.

Нельзя забывать и об особом служении таких старичков окружающим. Мы много говорим о посте, о молитве, о пастырском служении в Церкви… А я, анализируя свою жизнь, вижу, что самые светлые страницы в моей жизни были, когда я ухаживал за своей больной сестричкой в последний год её жизни, который она жила вместе со мной. Действительно, когда встречаешься с нуждающимся человеком и помогаешь ему, в душе остаётся память о чём-то глубоком, светлом. Конечно, какое уж там счастье, когда после долгих мучений умирает близкий человек! Но если ты ухаживал за ним, помогал ему, то остаётся какой-то духовный отпечаток, какой-то маленький духовный плод. Вряд ли когда-нибудь будет у нас настоящая молитва, а не бормотание. А если нам удастся немножко сосредоточиться, то обязательно будет самодовольство, самоупоение, самолюбование…

Вряд ли будет у нас настоящий пост — у нас нет силы воли. Мы такие серые, ни на что не способные амёбы! И что бы мы ни делали, всё у нас, как говорил Иоанн Лествичник, съедает тщеславие и гордость. А вот если смирить себя, претерпеть эту возню с больным… Как много есть примеров в наших патериках: помогал больному — увидел Христа. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35). Нам не нужно задавать вопрос, лишать стариков жизни или не лишать. Нам надо задавать иной вопрос: что мы для них можем еще сделать? Чем сегодня мы можем облегчить их страдания?

Отец Илия:

— Смысл немощной старости? Мне довелось видеть последние дни жизни моей двоюродной бабушки. Она как-то сказала: «Исповедуюсь, причащусь, три дня поживу и умру». Родственники несколько скептически отнеслись к её словам, тем более что она, будучи 82 лет от роду, была тогда довольно крепкой — как говорится, на ногах. Всю свою жизнь бабушка работала на земле. Она была верующим человеком и даже при советской атеистической власти ходила в храм исповедоваться и причащаться. И вот по настойчивой просьбе бабушки родные пригласили священника. Он причастил её.

А буквально через несколько часов у неё отказали почки. Трое суток, до самой смерти, бабушка страдала от сильных болей. Иногда она произносила: «Мне осталось потерпеть ещё немножко, чтобы очиститься». И ещё говорила о каких-то ошибках молодости. Я видел, что она вела себя очень мужественно и осознанно воспринимала это страдание как нечто, через что ей нужно пройти. Благодаря моей бабушке я ещё раз убедился, что когда праведный человек страдает перед смертью, его страдание осознанно.

И те люди, которые находятся рядом с ним, помогают ему, получают духовную пользу. Наоборот, поведение стариков, которые пребывают в духе гордыни, отравляет всех и вся вокруг. Страдание — это средство врачевания. Человека, который осознаёт, что болен, и нуждается во Враче, Господь духовно исцеляет. Причём спасает Бог такими средствами, которые осознать, понять до конца мы не можем. Мы только видим и ужасаемся.

Записала Елена НАСЛЕДЫШЕВА, «Православная газета для простых людей», Владимирская обл.

предыдущая    следующая