«Благовест», Самара

ЕСЛИ СУПРУГ СЛАБЕЕ ДУХОМ...

На вопрос отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Уважаемый священник! У меня серьезная проблема с мужем. Дело в том, что сейчас идет пост, я как могу, стараюсь поститься (ограни­чения в еде), читать молитвы, но он склоняет меня к исполнению супру­жеских обязанностей, хотя у меня желания нет. Я отказываю ему, а он обижается и ругает меня, хотя го­ворит, что в душе он в Бога верит и что не обязательно поститься. Что мне делать? Как помочь ему прийти к вере и не погрязнуть в грехах и мне вместе с ним не гре­шить?

Ольга, Калужская область.

Здравствуйте, Ольга. Говоря о по­сте, нужно прежде всего помнить, что пост — особое время воздержания. Он предписывает воздержание в пище, в супружеском общении, но это так­же и время любви, милосердия, доб­рых дел.

О необходимости супружеского воздержания во время поста говорит нам Слово Божие: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражне­ния в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7,4-5).

Заметьте особо, что Апостол сове­тует брать на себя этот подвиг толь­ко по согласию, без которого он, оче­видно, невозможен.

Этот вопрос встал еще в первые времена христианства, когда случа­лось, что христианские жены состо­яли в браке с мужьями-язычниками. Должны ли были они бросать своих мужей, освобождать себя от долга повиновения им? Нет, по своей воле они сами не должны были разлучать­ся с ними и долг повиновения мужьям должны считать священным.

Говоря о супружестве, Апостол Павел подчеркивает особую ответ­ственность верующих супругов за не­верующих: муж неверный святится женою верною, отчасти в надежде, что жена верная, продолжая жить с мужем неверным, может спасти его (см. 1 Кор.7,14,16). То же самое гово­рит и Апостол Петр, касаясь того же предмета. Вот что он советует женам христианским в отношении их к му­жьям-язычникам: «Жены, повинуй­тесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, жи­тием жен своих без слова приобре­таемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр. 3,1-2).

Период поста — время духовного подвига. Церковь призывает нас к по­каянию, усиленной молитве, воздер­жанию, хранению чувств, борьбе со страстями.

Всякий подвиг, который христиа­нин берет на себя по любви к Господу, начинается со смирения. «Если не об­ратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Так Слово Божие призывает нас к детской простоте, смирению, доверию. Видя нашу слабость, Гос­подь не требует от нас большого под­вига — смирения перед младшими или как будто худшими нас людьми. Нам попускается лишь смириться перед самыми родными и близкими. Ведь пост — это не только время строгости к себе, но и снисхождения к немощам наших ближних.

Если супруг слабее духом, то во время поста жене-христианке необ­ходимо взять на себя его немощи и понести болезни (см. Мф. 8, 17) по заповеди Христовой.

Повиновение мужу в сочетании с чистой и богобоязненной жизнью мо­жет облегчить ваш труд по обраще­нию мужа. Без слов, без особенных усилий с вашей стороны вы могли бы привлечь его к Христианской вере — полной самоотверженной любви и терпения своей жизнью.

предыдущая    следующая