«Православная вера», Саратов

СЛЁЗЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

— А любые ли слезы отирают Господь и Богородица? «Всяку слезу от лица земли отъемшую...». Ведь слезы тоже бывают разного внутреннего происхождения. Кто-то сказал, что любые, даже страстные, слезы, как выражение скорби (неважно, какой), ведут к Утешителю, к Богу; а значит, и страстные, неправильные слезы прелагаются в слезы по Богу, правильные.

Отвечает иеромонах Нектарий, настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

— Все ли слезы отирает Господь, отирает Пречистая Матерь Его с лица плачущего человека? Если можно так сказать, то «потенциально» — все. Что это значит? Господь, равно как и Матерь Божия, готов утолить любую человеческую скорбь, как и говорит Он в Своем Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Все могут прийти и успокоиться от своих бед, болезней и горестей сердечных — всем дана такая возможность. Однако приходят далеко не все. И потому не всякий успокаивается от своих трудов и получает облегчение от бремени.

И, действительно, слезы бывают происхождения разного. Иные слезы проливает человек оттого, что не удовлетворена его страсть, иные — от жалости к себе, иные — от злости, ревности, зависти и т.п. И такие слезы угодными Богу точно не назовешь. Другие слезы проливаются от боли, от естественной человеческой скорби: при потере близких, в горе. Они естественны и, если не превосходят должной меры, то неукорны.

Но верующий человек может плакать и потому, что считает себя недостойным милости Божией по своей жизни, по своим преткновениям и грехам. Может плакать от сердечного сокрушения при мысли о смерти, Страшном суде и ответе на нем. Может плакать от чувства своей бесконечной вины перед безмерно любящим его Господом, от живого чувства того, что своими грехами вновь распинает в себе Христа. Такой плач — богоугодный, это та самая печаль «ради Бога», которая «производит неизменное покаяние ко спасению», в отличие от печали мирской, производящей смерть (см.: 2 Кор. 7,10).

Но надо знать, что Бог и неблагое претворяет в благое — по Своей благости. И порой слезы страсти сменяются слезами покаяния. Происходит это тогда, когда у человека есть вера, дающая осознание неправильности «печали мирской», заставляющая раскаиваться в ней. В противном случае, если такое осознание не происходит, то человек в своей небогоугодной скорби может, конечно, обращаться к единому Утешителю. Но если он будет просить утешения неправедного, то что пользы?

Если человек гневается, завидует, ревнует и при этом ищет у Бога утешения, то как Бог утешит его? Накажет того, кто вызывает гнев, дарует то, отсутствие чего производит зависть (или отнимет у того, кто имеет предмет зависти, этот самый предмет), или даст почувствовать человеку себя во всем и перед всеми первым? Такого быть не может.

Ревнуя, завидуя, гневаясь, мы можем найти у Бога утешение в другом. Мы можем просить, чтобы Господь исцелил наше сердце от яда гнева, зависти, ревности и любой иной страсти. И в этом Господь и может, и желает нам помочь и нас утешить.

И вот, на что еще можно обратить внимание в ответе на этот вопрос. У некоторых из святых отце можно найти совет о том, как слезы греховные на самом деле именно прелагать, изменять на слезы очистительные, то есть о том, как, например, слезы саможаления пременить на слезы покаяния и сокрушения. Когда человек плачет (по какой бы причине он ни плакал), сердце его естественным образом смягчается. И благодаря этому оно делается более удобопреклонным к изменениям, в том числе и благим. Так начнет человек плакать от жалости к себе, от обиды, а потом придет ему добрый помысел — о своих грехах, о виновности перед Богом он продолжит плач, но теперь уже — покаянный.

предыдущая    следующая