![]()
Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Интервью
с А.И. Сидоровым, профессором Сретенской духовной семинарии.
— Алексей Иванович, скажите, как могло такое случиться, что Святитель Николай, великий святой, именуемый «образом кротости», на Церковном Соборе ударил Ария?
— Надо быть очень внимательными к словам. Вот мы говорим «образ кротости», а что такое кротость? Кротость, смирение — это не раболепство и не порабощение человеческое. Эти слова имеют совсем другой смысл. Вот святые отцы, к примеру, разделяли печаль мирскую и печаль по Богу. Одно и то же слово, а включает совсем иные смысловые контексты. Мы говорим о Боге, что это бесстрастнейшее существо, и в то же время говорим о праведном гневе Божием.
А это заушение очень понятно: это стояние за истину. Святитель Николай бил ересь. Он не только образ кротости, но и правило веры.
Как, например, мог Преподобный Сергий Радонежский благословить Дмитрия Донского на кровопролитие, на битву? И послать даже своих чад духовных на эту битву. Почему? Потому что это было стояние за Русь, за Родину, а значит — за православие, за истину.
И
ради этого, именно как стояние за истину, Святитель Николай и позволил себе
такое. А его потом даже на какое-то время отстранили от епископства, чуть не в
темницу посадили, но вскоре правота его обнаружилась. Некоторым отцам Собора
открылось, им было дано видение, что Святитель Николай невиновен.
Так что нельзя поступок Святителя оценивать в категориях человеческой психологии: что вот, мол, подошёл и кому-то как следует врезал. Это совсем другой тип, иной уровень. Онтологически даже иной. Это духовный уровень. И совсем иное отношение к врагу истины. Этот супротивник — типично одержимый бесом, гордыней человек, несущий противоправославное учение.
— Скажите, а что бы вы выделили в житии Святителя Николая как главное?
— Он «скорый помощник». Очень трогательна эта история, повествующая, как святой подбрасывал золото трём сёстрам. Ведь решалась судьба людей! А он положил эти деньги, и изменилось в грешном мире что-то очень серьёзно. И три девушки не попали, говоря современным языком, в бордель. В пучину греха. А ведь неизвестно, как это погружение своих дочерей в грех пережил бы их отец, он, может быть, умер бы от горя. Святитель спас и его. Удержал от греха.
Житие святого необыкновенно и всегда берёт за душу.
Чудеса Святителя всем известны. А помните, как он спас утонувшего младенца? Как родители убивались: младенчик утонул!.. Вы представляете, какое для них это было горе? Казалось бы, ко всем скорбям мы, православные, должны относиться мудро и по-духовному. Всё правильно. Вот только смерть твоего ребёнка, этого невинного младенца, на которого столько надежд возлагалось, — очень тяжёлая скорбь. Да, в России есть поговорка: «Бог дал — Бог взял», и кто-то к смерти ребёнка так и относится. А другим это тяжко. И может быть, родители того упавшего в воду младенца не пережили бы этого. Святитель спас не только ребёнка — он спас и его родителей. Вот это очень важно.
А житие Святителя удивительное, там много глубоко поучительного.
— Алексей Иванович, Святителя Николая почитают все христиане. Но в массовом сознании Запада сказочный образ Санта-Клауса потеснил истинное, религиозное почитание мирликийского чудотворца. Как такое произошло?
— Я бы вас поправил: не просто потеснил — затмил. Это очень серьёзное явление. Тут мы сталкиваемся с наглядным примером общеизвестного факта, о котором все много говорят и много пишут, — дехристианизации Запада.
Дехристианизация Запада сказалась и на судьбе Святителя Николая. Ведь он там, в Бари. Я там был один раз и очень счастлив, что присутствовал на службе у мощей Святителя. Благодать там необыкновенная! И я вот думаю: как же они этого не чувствуют? Вот она, благодать от мощей Святителя Николая, а Западу это уже неинтересно. И у них появился вместо Святителя Николая Санта-Клаус. Насколько я знаю, в Америке уже забыли, что, собственно, такое Рождество. Многие, по крайней мере. И это трагедия.
Судьба Святителя Николая — это для нас образец, парадигма того, что происходит сейчас на Западе.
— А на Руси образ Святителя, напротив, очень почитаем.
— Это общеизвестный факт. И меня всегда поражало, как почитаем Никола. Куда ни поедешь — Никольский храм. Всюду! Почему у нас, в России, такое почитание? Честно признаюсь, затрудняюсь объяснить это. Полюбил почему-то Святитель Николай Россию. Это благодать Божия. Он скорый помощник. Он приходит к нам, он нас постоянно оберегает.
Когда мы святым молимся, они же здесь. Но это тайна необычайная, это то, что греки называли μυστήριον, — удивительное таинство присутствия здесь святых. А почему святой избирает вот такую-то землю? Может, потому, что мы и предки наши его особенно полюбили? Ведь, действительно, издавна, ещё с Древней Руси, у нас любили Святителя Николая. И происходит своего рода синергия. Наши предки обращались, мы обращаемся. И он действует, он нас любит, он о нас заботится. И сейчас усерднее нам бы надо было молиться Святителю. Времена наступают тяжёлые, сложные. А Святитель Николай может мно-о-ого нам помочь, нашей любимой России, нашей Родине.
— Не могли бы вы рассказать о каком-нибудь событии из вашей жизни, когда Святитель Николай оказал чудесную помощь?
— С моей младшей внучкой был такой удивительный случай. Несколько лет назад, когда она ещё девчонкой была. Пошли купаться. Она отплыла далеко, и какой-то мальчик поплыл следом. Он, как оказалось, не очень-то умел плавать, а течение было довольно быстрое. Мальчик начал тонуть. Внучка бросилась на помощь — он вцепился в неё, повис, а ведь он, как мальчик, был тяжелее… Внучка поняла, что тоже утонет. И тогда она обратилась к Святителю Николаю. Она рассказывала: «Просто чудом мы выскочили из воды!» Может быть, потому, что Николай Mокрый утопленников и путешествующих по воде спасает.
— Алексей Иванович, хотелось бы услышать ваше пожелание в день памяти Святителя Николая Чудотворца.
— Пожелание простое. Знаменитый вождь пролетариата говорил: «Учиться, учиться и
учиться». А я пожелал бы всем молиться, молиться и молиться. Потому что без
молитвы дела наши будут очень плохи. Я думаю, что именно молитва всегда спасала
и спасает. И молиться —
это же труд, великий труд. В Евангелии сказано: Царствие Божие усилием берётся.
И сейчас усилие молитвы, по-моему, для нас очень и очень важно. Так что я хотел
бы всех призвать молиться.
Беседовал Дмитрий ДЕМЕНТЬЕВ