Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ОН СПАСАЛ ОТ ИЗРАИЛЬСКИХ БОМБ

В палестинском городе Бейт-Джала большинство населения — православные арабы. На фестиваль Святителя Николая, посвященный святому покровителю города, в Бейт-Джалу прибывают тысячи людей. Уличные шествия, весёлые ярмарки, представления, религиозные процессии — так проходят празднования в этом христианском местечке.

Бейт-Джала — город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в провинции Вифлеем, в исторической области Иудея. Население 17 659 человек, площадь 14 кв. км. Расположен между Вифлеемом и иерусалимским районом Гило. Учёные полагают, что на месте Бейт-Джалы находилось библейское поселение Гило.

Святитель Николай и Бейт-Джала

Жители Бейт-Джалы почитают Святителя Николая как заступника и защитника своего городка. Говорят, что во время Первой и Второй мировых войн святой находился здесь, чтобы защитить людей. Местные жители также рассказывают, что видели, как он протянутыми руками ловил бомбы, предназначенные для Бейт-Джалы, после объявления независимости Израиля в 1948 году. «Ни одна бомба не достигла города. Только башня Святителя Николая оказалась повреждена».

Одна женщина вспоминает, как однажды в дни страшной засухи все собрались в церкви Святителя Николая, чтобы помолиться о дожде. «Мы не успели дойти до дому, — рассказывает она, — как пошёл дождь. Я видела это своими глазами».

Фестиваль Николая Чудотворца

День Святого Николая завершает трёхдневное празднование, включающее в себя 17 декабря (день святой Варвары) и 18 декабря (день святого Саввы). День начинается в 7:30 литургией в храме Святителя Николая, продолжающейся до полудня. Затем процессия спускается в пещеру святого под храмом, где он останавливался, когда пребывал в Бейт-Джале. После полудня все идут в зал православного клуба на концерт местных церковных хоров.

Поскольку почти в каждой семье есть как минимум один Николай, фестиваль включает в себя поздравление именинников с днем Ангела — в домах готовятся угощения и подарки тёзкам святого.

Неужели никому нет дела до нас?

«Разве никому нет дела до нас? — спросил шофёр Майкл корреспондента журнала In Communion. Это были слова, которые я слышал много раз от палестинцев в Иерусалиме, Вифлееме и Бейт-Джале. — Не многие из нас хотят вреда израильтянам. Мы хотим жить бок о бок с ними и воспитывать наших детей в покое. Для нас, христиан, это особенно тяжело: радикальные израильтяне — с одной стороны, радикальные мусульмане — с другой. Фанатики — это наша погибель. Фанатики в меньшинстве, но всё больше и больше кажется, что они главные. Я молюсь каждый день Богу, чтобы Он защитил нас, а также прошу Николая Чудотворца, чтобы помог нам».

Главное — это Любовь!

Священник Павел Аль Алаам, клирик трёх православных палестинских храмов (Иерусалимский Патриархат, г.Бейт-Джала), выпускник СПбДА

— Отец Павел, расскажите немного о себе.

— По национальности я палестинец, говорю на арабском языке. В 1998 году я закончил Санкт-Петербургскую Семинарию, а затем Академию.

Служу сразу в трёх храмах. Первый, он же самый большой в нашем городе, —
собор Рождества Пресвятой Богородицы. Второй — старинный храм в честь Святителя Николая, расположенный на том месте, где в 310—311 гг. в пещере подвизался Святитель. Когда-то на этом месте был монастырь святого Георгия. Раньше и город называли Никополис (город Святого Николая). Третий храм — Архистратига Михаила —
находится на кладбище.

Паства моя — это семь тысяч человек. Хоть город у нас небольшой, ситуация не из лёгких. Как вы знаете, тяжело сегодня христианам на Святой Земле. Мы находимся в изоляции, словно в большом лагере или темнице. Прежде в Вифлееме и других городах христиане составляли подавляющее большинство, но к концу XX века многие из них эмигрировали: найти работу довольно трудно.

— Семь тысяч прихожан — большая паства. Сколько священников её окормляет?

— К сожалению, у нас мало священнослужителей. Желающих стать священниками не так много. При этом наш Блаженнейший Патриарх Феофил III
придерживается того правила, что священник обязательно должен иметь духовное образование. И это правильно. Студентов из нашего города мы направляем учиться в Грецию. Трудности возникают после возвращения — найти супругу будущему батюшке бывает сложно. Христианские девушки, которых и так немного, не торопятся становиться матушками.

— Видите ли вы положительные стороны такого состояния Православной Церкви в Палестинской автономии?

— Сегодня, после падения 500-летнего турецкого правления, христиане и мусульмане довольно дружны между собой. Иногда их связывают, не побоюсь этого слова, братские чувства. Но среди мусульман есть и такие, которые пытаются обострить наши взаимоотношения, это переходит порой в некий фанатизм: довольно громко раздаются разного рода обвинения в адрес православных. Впрочем, сейчас растёт патриотизм и сплочённость нашего палестинского народа. Мы мечтаем о свободе и независимости, и в этих своих устремлениях мы как одно целое.

— Отец Павел, расскажите, что вы чаще всего вспоминаете о годах вашего обучения в Санкт-Петербургских Духовных школах?

— О, сколько было интересного!.. К сожалению, студент не может оценить всё сразу… Только закончив учёбу, он вспоминает эти благодатные дни — сколько было счастья, сколько радости! Я помню, как приехал к нам приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II. Господь сподобил меня лично поговорить со Святейшим. Я был знаком с ним и раньше, но тогда мы говорили через переводчика, а в этот раз — уже по-русски, да ещё и в стенах Семинарии. Наша с ним фотография даже висела в Музее Духовных школ. Вспоминается мне мой преподаватель —
архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Очень люблю архимандрита Софрония (Смука). Хотя и немало получал я от него… замечаний, — но все они были по любви. Зато как все его выпускники знают службу! Ещё Иван Николаевич Судоса, человек очень приятный в общении. В общем, все! Я их люблю, уважаю и всегда молюсь за них!

— Отец Павел, расскажите о том, что есть служение духовника у вас на Родине.

— С момента моего рукоположения до прошлогоднего праздника Святителя Николая я ещё не имел права исповедовать. До этого момента у нас даже наперсного креста не дают, а других наград у нас нет. По благословению Синода и Патриарха через четыре—шесть лет после рукоположения, уж как сподобит Господь, архиерей разрешает священнику исповедовать. Внешне это выражается в том, что иерею дают палицу и крест. Как правило, это происходит на престольный праздник и совершается перед всей паствой!

— Что, на ваш взгляд, главное для духовника, какими качествами он должен обладать, особенно в такой сложной ситуации, в которой находитесь вы?

— У нас долгое время Таинство Исповеди не проводилось: были гонения на священников и даже на простых верующих, у прихожан не было доверия к батюшкам, ведь некоторые священники не соблюдали тайну исповеди!.. Сейчас мы учим прихожан, что это Таинство благословил сам Господь, а мы лишь свидетели покаяния. Думаю, духовник должен быть не только опытным человеком, он должен быть богобоязненным, иметь страх Божий, ни в коем случае не использовать каким бы то ни было образом то, что услышано на исповеди!

— Кого из опытных духовников вам приходилось встречать?

— Ещё обучаясь в СПбДА, мы ездили к отцу Василию Ермакову и к отцу Иоанну Миронову. Помню, когда ходил к отцу Василию, то он всегда давал ответы прежде, чем я успевал о чем бы то ни было спросить: «Иди, тебе ещё рано, иди учись». Это когда я пошёл задавать вопрос о браке! В Палестине я исповедуюсь у архиепископа Аристарха, а за духовным советом часто езжу в монастырь Саввы Освященного к игумену Евдокиму. Там я чувствую дух благочестия, там мне очень спокойно.

Чудо, что так мало жертв!

Священник храма Святителя Николая о.Георгий Шаван

— Почему старая церковь города названа в честь Николая Чудотворца?

— Для нас Святитель — наш великий прадед. Мы чувствуем, что знаем его лично. Древняя Никольская церковь была разрушена персами в 614 году. Её возводили несколько раз; наши местные люди — очень квалифицированные мастера по камню — никогда не позволяли церкви долго оставаться в руинах. Люди из Бейт-Джалы могут заставить камень говорить! Но сейчас начался новый период разрушения. В последние 20 лет большая часть нашей земли была конфискована, тысячи оливковых деревьев уничтожены. Многие люди были вынуждены покинуть город. Радикальные боевики — не местные жители — использовали Бейт-Джалу, чтобы обстреливать израильский город Гило. Израиль отвечал пулями, ракетами и бомбами. 300 домов были серьёзно повреждены, 50 — полностью разрушены. В других зданиях разбиты окна, повреждена обстановка. Просто чудо, что было так мало жертв!

— Где живут люди, которые были вынуждены покинуть свои дома?

— Иногда они остаются на ночь или две в нашей церкви. В большинстве случаев они находят место вдали от основной линии огня. Самый опасный район выходит на Гило, на северном краю города.

— Возможно ли мирное завершение конфликта?

— Мы продолжаем надеяться, что резолюция Совета Безопасности ООН вступит в силу и будет найдена общая дорога на Святую Землю, но нам кажется, что Израиль желает другого. Он хочет контролировать всё и всех. Часто священнику невозможно посетить больных или умирающих людей. Даже наша школа, что в 20 минутах ходьбы отсюда, стоит по другую сторону КПП.

— Почему местные жители продолжают жить в Бейт-Джале при таких обстоятельствах?

— Бейт-Джала была центром христианской жизни на Святой Земле почти 2000 лет и пережила много катастроф, но теперь наша христианская община сокращается — отчасти из-за насилия, но в основном из-за наших тяжёлых экономических проблем. Главная трудность здесь — найти работу, а для молодожёнов — отыскать жильё. Это одна из причин, почему так много наших молодых людей уезжают в Америку, Иорданию или другие страны.

— Разве же Церковь волнует жилищный вопрос?

— Церковь не может сказать: «Это ваша проблема, а не наша!..» Церковь начинается с семьи. Без этого нет Церкви. Мы религия не отдельных лиц, а семей.

Подготовлено Марией Сеньчуковой, Юлией Маковейчук и Анной Даниловой по материалам сайта СПбДА, статьи в журнале «In Communion» и открытых источников Интернета.

предыдущая