Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

НИКОЛЬСКОЕ ВОЙСКО

ПРП. НИКОЛАЙ СЛАВЯНИН

Память 6 января

Преподобный Николай монах был военачальником при византийском царе Никифоре I (802—811). Он был послан на войну с болгарами. Накануне битвы Николай подвергся искушению от женщины, одержимой блудной страстью, но мужественно воспротивился этой напасти. В кровопролитной битве погибли все соратники преподобного, а Николай остался жив. Целомуд-ренному воину было открыто в видении, что жизнь ему дарована за то, что он поборол искушение. После этого блаженный Николай оставил мир, удалился в монастырь, принял схиму и стал непрестанно молиться о воинах, павших в сражениях. Своими великими подвигами он так угодил Господу, что был удостоен дара прозорливости.

ПРП. НИКОЛАЙ СТУДИЙСКИЙ

Память 4 февраля

Преподобный Николай Исповедник, игумен Студийский, жил в IX веке. Он родился на острове Крите, в селении Кидония, в христианской семье. В возрасте 10 лет родители отправили его в Константинополь к дяде, блаженному Феофану, который был иноком Студийского монастыря. По распоряжению настоятеля Студийской обители преподобного Феодора мальчик был определён в монастырское училище. По окончании училища, 16 лет, он был пострижен в монахи, а через несколько лет удостоен и священного сана.

Во время жестокого гонения, воздвигнутого византийским императором Львом Армянином на почитающих святые иконы, преподобный Николай разделил участь преподобного Феодора Студита: их неоднократно заключали в темницы, всячески истязали и глумились над ними. Однако они ревностно продолжали распространять Православие среди христиан. С воцарением блаженной царицы Феодоры, управлявшей государством во время малолетства своего сына Михаила, иконопочитание было восстановлено, и настало время относительного покоя. Преподобный Николай возвратился в Студийский монастырь и был избран его настоятелем. Однако затишье продолжалось недолго. Царица Феодора была устранена от управления, а к власти пришёл дядя царя, Варда, человек, запятнавший себя открытым сожительством с женой своего сына. Попытки Святейшего Патриарха Игнатия проявить свою духовную власть и обуздать нечестивого Варду оказались безуспешными. Напротив, он был лишён патриаршего престола и отправлен в ссылку. Не желая быть свидетелем торжествующего беззакония, преподобный Николай оставил Константинополь. Семь лет он провел в скитаниях. Затем как пленник он был водворён в Студийский монастырь, в котором два года провел в заключении, вплоть до смерти царей Михаила и Варды. С восшествием на престол императора Василия I Македонянина прп.Николай был освобождён и по повелению царя снова принял настоятельство. За свою исповедническую и по-движническую жизнь он получил от Бога дар исцелений, который не иссяк и после его преставления в 868 году.

МЧ. НИКОЛАЙ КАРАМАНОС

Память 19 декабря

Благочестивый мирянин Николай жил в XVII столетии в Смирне. Однажды в пылу ссоры с друзьями он яростно воскликнул, что скорее готов стать турком, нежели уступить. Услышав такие слова, присутствовавшие при этом турки немедленно повели его к судье, требуя выполнения обещания. Однако Николай, придя в себя, твёрдо заявил: «Не приведи Бог, чтобы когда-нибудь я отрёкся от моего Господа Иисуса Христа — истинного Бога, грядущего судить живых и мёртвых!» Разгневанный судья велел подвергнуть Николая битью батогами и прочим истязаниям, но мученик стойко продолжал исповедовать веру Христову, невзирая даже на стенания и мольбы матери и жены.

После тридцати шести дней пыток мученик Николай был повешен 19 марта 1657 года. До самого конца мужественный раб Христов укреплял единоверцев — христиан Смирны — в отеческой вере, вызывая восхищение своей стойкостью даже у находившихся в то время в городе иностранцев-латинян. Некие мореплаватели из их числа выловили тело святого Николая, брошенное в море, и перевезли его в Европу.

БЛЖ. НИКОЛАЙ КОЧАНОВ

Память 27 июля

Блаженный Николай Кочанов, юродивый Христа ради (†1392), родился в Новгороде от почтенных и богатых родителей, известных своим благочестием Максима и Иулиании. Его мать уже при жизни почиталась за праведницу.

Юный Николай усердно посещал храм Божий, раздавал милостыню, «любил пост, коленное преклонение». Он рано созрел духом. «Его стали и знатные, и незнатные ублажать и славить». Но чтобы избежать славы человеческой, он принял на себя чрезвычайно тяжёлый подвиг юродства Христа ради. Блаженный Николай оставил ради Бога всё: сёла, имение, множество рабов, — покинул родительский дом с его великими богатствами и ходил по улицам Новгорода в ветхой одежде, босой, с непокрытой головой.

С удивительным терпением и мужеством переносил блаженный на открытом воздухе, в своем ветхом рубище, и трескучие морозы, и палящие лучи солнца, и вообще все стихийные невзгоды. Он нередко представлялся простецом, смешным и даже безумным, делая неприличия и неистовства, чтобы казаться грешником, в сердце же будучи в постоянной молитве. Очень немногие понимали истинное значение подвига блаженного Николая, но и от них он старался уклониться, избегая славы человеческой. Большинство же вообще не понимали его. Они презирали этого полунагого скитальца, смеялись над ним, иногда даже бранили и били.

Блаженный не только всё это переносил молча и терпеливо, но и покрывал любовью и втайне молился за тех, которые незаслуженно оскорбляли его. Более того, он даже радовался, что переносит столько вольного унижения, столько встречает и переносит незаслуженных страданий.

Из многих чудес, сотворённых святым Николаем, осталось письменное свидетельство только об одном. Жил в Новгороде один богатый вельможа. Однажды он устроил пир, на который созвал многих именитых новгородцев. Незадолго до этого он встретил на улице блаженного Николая. Глубоко уважая его за святую жизнь, вельможа смиренно пригласил блаженного на обед. Он пришёл, но случилось так, что именно в тот момент хозяина не оказалось дома. Слуги, не зная, что он также приглашён на обед, стали издеваться над ним. Блаженный безропотно переносил все эти оскорбления и, выгнанный из дома, «поскакал» по улицам города, как обыкновенно делал. Вельможа возвратился, и настало время угощения. Слуги пошли в погреб, к бочкам, но с изумлением обнаружили, что бочки совершенно пусты. Сложилась весьма щекотливая ситуация: гости ждут, вина нет. Но тут вельможа вспомнил о блаженном Николае и спросил о нём рабов. Они признались, что поступили с блаженным весьма скверно. Тогда хозяин послал наиболее благочестивых слуг с наказом разыскать блаженного и со всем смирением уговорить его почтить своим присутствием его обед. Всегда незлобивый, блаженный опять пришёл в дом вельможи. Хозяин с радостью встретил его на крыльце, поклонился ему до земли, посадил вместе со знатными гостями и во всеуслышание попросил прощения за обиду, нанесённую ему его слугами. Затем попросил блаженного благословить внести вино и напитки. Бочки тотчас оказались наполненными напитками лучше прежних. Но говорить об этом блаженный запретил.

Одновременно с Николаем в Новгороде жил ещё один юродивый, блаженный Феодор. Николай жил на Софийской стороне, а Феодор — на Торговой. Создавая впечатление у горожан, что они непримиримые враги, блаженные постоянно стерегли друг друга на Волховском мосту, и когда кому-нибудь из них случалось переходить мост, то другой не допускал его на свою сторону. Вполне понимая друг друга, блаженные Николай и Феодор этой мнимой борьбой обличали междоусобия современных им новгородцев. Однажды один боярин пригласил Феодора к себе в дом. Но блаженный долго отказывался, поскольку боярин жил на Софийской стороне, как бы во владениях блаженного Николая. В конце концов он уступил настойчивым просьбам боярина. Но лишь только он появился на «вражеской» стороне, как Николай оказался рядом и начал бить его, упрекая Феодора в том, что тот появился в чужой части города. Блаженный бросился бежать, Николай — за ним. Так они достигли Волхова. Блаженный Феодор бросился в воду и побежал по ней, как по суше. Николай, чтобы не упустить противника без «отмщения», схватил попавшийся ему под руку кочан капусты и тоже кинулся в воду, и также побежал по ней, как посуху. На середине реки, где проходила «граница» между «владениями» двух блаженных, Николаю оставалось только бросить в «противника» этим кочаном. Многие люди видели это чудо и прозвали блаженного Николая Кочановым.

Блаженный Николай преставился 27 июля 1392 года, вероятно в старческом возрасте. Ещё при жизни он выбрал место для своего упокоения, и благочестивые его почитатели в точности исполнили его завещание. Он был погребён на Софийской стороне, на краю кладбища Яковлевского собора, на проезжей дороге.

СЩМЧ. НИКОЛАЙ КАНДАУРОВ

Память 4 февраля

Священномученик Николай родился 21 января 1886 года на Кубани в семье военного Андрея Кандаурова. Со стороны матери, Анны Александровны, многие из предков были священниками. В 1898 году Андрей Кандауров был убит террористами. Террористы признали, что это убийство было безсмысленным и случайным, и пришли к Анне Александровне предложить ей в качестве компенсации материальную помощь, но та только сказала: «Господи, да какая там помощь! Прости вас, Господи, вы не знаете, что творите!»

Воспитанный в глубоко верующей семье военных, Николай Андреевич был человеком долга. «Кому-то надо же быть священником», — сказал Николай своей матери, решив избрать путь служения Богу и народу на поприще пастырской деятельности.

Он служил на Северном Кавказе, когда там проходили кровавые сражения Гражданской войны. Не обращая внимания на то, занималась ли территория, где был расположен его приход, красными или белыми, он говорил тем и другим, что смотрит на Гражданскую войну как на самоубийство нации. Бывало, что после такого рода проповедей офицеры белой армии подходили к нему и просили не говорить подобного.

После ухода белых и утверждения на Северном Кавказе советской власти начались гонения, разгар которых пришёлся на время изъятия церковных ценностей в 1922 году. Местные власти, однако, относились с большим уважением к священнику, и их представители не раз приходили к нему домой и предупреждали о готовящемся аресте: «Николай Андреевич, готовятся документы на ваш арест; уезжайте: мы дадим вам лошадей, — берите и уезжайте». Приходили и встревоженные прихожане и также уговаривали священника на время покинуть село. Но отец Николай остался. И по-прежнему безстрашно говорил проповеди о том, что его волновало, — о всё истребляющем безбожии, о поругании православной России. Проповеди его были настолько созвучны настроению прихожан — в большинстве своём прошедших несколько войн казаков, — что, слушая своего пастыря, многие из них плакали. Когда священнику говорили, что его проповеди контрреволюционны и он может быть за них арестован, отец Николай отвечал: «В моих проповедях ничего контрреволюционного нет, я говорю о судьбе нашей России».

Отца Николая арестовали в 1930 году и приговорили к двум годам исправительно-трудового лагеря. Во время его заключения дома умерла от голода жена Елена. Голод был в то время такой, что если где умирала на дороге от истощения лошадь, то уже через несколько часов от неё не оставалось ни костей, ни копыт. В станицах на Кубани не осталось ни собак, ни кошек.

Когда отец Николай освободился из заключения, ему был предложен приход в селе Высочерт в Белоруссии. Он был назначен в храм настоятелем и возведён в сан протоиерея. Во время служения отца Николая в Высочерте в Белоруссии разразился голод. Семья спаслась от голодной смерти благодаря помощи директора маслозавода; это была глубоко верующая женщина, она оставляла семье священника бидон молока, за которым дети священника шли за семь километров.

В 1935 году протоиерей Николай был назначен настоятелем Введенского храма в селе Подлесная Слобода Луховицкого района Московской области. Когда отец Николай приехал в село, то община была рассеяна, а власти приняли твёрдое решение закрыть храм. Через некоторое время отец Николай собрал вокруг храма крепкую общину, храм был отремонтирован и обновлён крест. Храм отец Николай содержал в идеальном порядке, это был дом Божий, куда шли люди на праздник. Несмотря на то что у священника были больные ноги и порок сердца, он пешком обходил свой большой приход. Во время богослужений в храм приходило молиться столько народа, что он не вмещал всех и люди стояли на улице. Для любого человека, проживающего в округе и попавшего в бедственное положение, священник стал последним прибежищем и надеждой. Зачастую, приходя домой, он вынужден был говорить матери: «Мама, я сегодня вам на еду ничего не дам: всё, что было, я отдал больным». Мать не роптала, будучи уверенной, что Господь никогда не оставит того, кто оказал помощь ближнему.

Сестра отца Николая, преподававшая пение, не раз говорила брату, что у него замечательные певческие способности. Она не раз уговаривала его оставить священническое служение: «Надо тебе спасаться, подумай о семье, переходи петь в театр, у тебя всё будет — и слава, и деньги». Но он всегда отказывался от подобных предложений, говоря, что он уже взял свой крест, который донесёт до конца.

Вечером 25 января 1938 года вся семья сидела в комнате после богослужения. Было темно, горела всего лишь одна свеча, топилась печь, на которой готовилась еда. Отец Николай помешивал кочергой угли в печи и рассказывал детям что-то радостное. Вдруг раздался громкий стук в дверь, она распахнулась, свеча погасла. Кто-то из детей зажёг лампу, и все увидели в проёме двери человека в шинели, подпоясанной ремнём, на котором висела кобура с пистолетом.

— Кандауров здесь проживает? — грубо выкрикнул он.

— Дети, это всё! — сказал отец Николай детям, и хотя стал сосредоточенно-серьёзным, но прежний его мирный и ласковый настрой не изменился, и, уходя, он тепло попрощался со всеми. Во время обыска отец Николай держался спокойно, и, несмотря на то что стоял январь и на дворе было холодно, из тёплых вещей он взял лишь телогрейку.

После ареста священник был заключен в тюрьму в городе Коломне, а затем — в тюрьму в Москве. На следующий день состоялся допрос. Протоиерея Николая обвиняли в том, что он будто бы вел антисоветскую агитацию и распространял контрреволюционные слухи. Священник не признал себя виновным. В тот же день «дело» было закончено, следователь составил обвинительное заключение и отправил его на рассмотрение тройки. 2 февраля тройка НКВД приговорила отца Николая к расстрелу. Протоиерей Николай Кандауров был расстрелян 17 февраля 1938 года и погребён в безвестной общей могиле.

МЧ. НИКОЛАЙ ГУСЕВ

Память 9 декабря

Мученик Николай родился 9 декабря 1919 года в городе Москве в семье кузнеца Ивана Гусева. Родителей своих Николай не помнил, так как отец умер во время Гражданской войны, а мать — в 1920 году, и мальчик воспитывался у бабушки; в 1926 году она скончалась, и из родственников у Николая осталась только тётка в Москве, у которой он время от времени и находил себе приют. Потеряв дом внешний, он нашёл свой дом в церкви; лишившись родственников кровных, он обрёл больших родственников во Христе. В 30-х годах Николай выстроил себе шалаш и вырыл землянку в лесу неподалеку от Реутова, вблизи святых источников у села Косино. Зарабатывал он тем, что собирал и сдавал утильсырьё, а также собирал и продавал грибы, и на эти средства жил. Впоследствии, собирая материал для обвинения Николая, следователь спросил одного из свидетелей, знает ли он Колю, кто он такой и чем занимается. Свидетель ответил: «Да, Колю я знаю. Это Николай Иванович Гусев, блаженный Николай. Проживал он в шалаше, километрах в восьми от Косина, в Никольском лесу. Занимается он исцелениями обращающихся к нему верующих, считает себя за блаженного и прозорливого. В шалаше он имеет иконы, лампады. Исцеления он проводит путём выдачи пузырьков с водой. Прославившись блаженным и прозорливым, Гусев имеет среди верующих большой авторитет, в силу чего к нему началось большое паломничество верующих с целью получения исцеления. Кроме того, Гусев благоустраивает новые святые источники на святом озере, которых им на сегодняшний день открыто уже четыре. Всем необходимым, питанием и одеждой Гусев снабжался церковницей из села Косино. К Гусеву приезжают на исцеление из разных мест».

Сотрудники НКВД, устроив засаду в лесу неподалёку от шалаша, в котором жил Николай,
19 сентября 1937 года арестовали его. Он был заключён в Бутырскую тюрьму в Москве и в тот же день допрошен. Отвечая на вопросы следователя, Николай сказал: «Паспорта у меня нет, жить мне негде. Я решил построить себе шалаш в лесу и там проживать. Шалаш строил я один и сам. В этом шалаше я повесил иконы и устроил пять лампадок. Масло для лампадок я приобретал в аптеке. Сегодня я проходил по лесу, возвращаясь из Реутова в свой шалаш, и встретился с неизвестной мне гражданкой, которая меня спросила, где я живу. Я ей показал свой шалаш. Тогда эта женщина спросила, не страшно ли мне одному жить в лесу. Я ей ответил, что не страшно. И только хотел войти в шалаш, как меня задержали работники милиции и доставили в отделение».

— Кто строил шалаш в лесу Реутовского района? — спросил следователь.

— Шалаш строил я среди лета для жилья, — ответил Николай.

Это был последний вопрос краткого допроса. Когда следователь потребовал, чтобы Николай расписался под протоколом допроса, тот категорически от этого отказался. 8 октября тройка НКВД приговорила Николая к расстрелу. Николай Иванович Гусев был расстрелян 9 октября 1937 года и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

CЩМЧ. НИКОЛАЙ ПРОБАТОВ

Память 11 ноября

Священномученик Николай родился в 1874 г. в семье священника с.Игнатьева Тамбовской губернии Александра Николаевича Пробатова. Образование мальчик получил в Тамбовской Духовной семинарии. Из сохранившихся его писем видно, что учился он, находясь в страшной бедности: иногда одежда изнашивалась настолько, что товарищи смеялись над ним, а наставники делали замечания.

В 1899 г. Николай был рукоположен в сан пресвитера и определён вторым священником в храм с.Темирево. Но он очень хотел служить один. И желание его вскоре сбылось, в 1906 г. он получил приход в большом селе Агломазове. Талантливый проповедник, он усердно проповедовал в храме, а в школе преподавал Закон Божий. Перед служением литургии священник всегда долго и усердно молился, служил он с вдохновением и благоговением, а о службе церковной говорил: «У меня в алтаре уголок рая».

Началась Первая мировая война. Священников в армии не хватало, и епископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) обратился к духовенству епархии с просьбой пойти священниками в действующую армию. Охотников нашлось не много: кто отговаривался болезнью, кто — семьей, кто — малолетством детей.

Узнав об этом, о.Николай устыдился: «Что же это, мы священники — и отказываемся, а там наши же воины кровь проливают!» И хотя у отца Николая было трое детей, он пошел служить полковым священником в первый Бахмутовский полк, сражавшийся против австрийцев. И здесь, на фронте, он увидел, как мало остаётся в людях веры: из всего наличного состава полка храм посещали не более тридцати человек. Вернувшись в 1917 г. домой, он с нескрываемой скорбью говорил близким: «Священники уже тут не нужны, они теперь скорее жители Неба, чем земли».

После издания большевиками декрета об изъятии из храмов метрических книг к отцу Николаю явился отряд солдат и потребовал выдать из церкви книги.

— А кто вы такие, что мне указываете? — решительно встретил их о.Николай. — Скажет моё начальство, тогда передам.

— Нет, — не отступали солдаты, — передавай сейчас.

— Ну, хорошо, — ответил священник, — соберём сход крестьян. Как решит народ, так и сделаю.

Собрали сход, и священник произнёс слово, после которого крестьяне сразу же изгнали покушавшихся на церковные книги.

В феврале 1918 г. большевики объявили мобилизацию в Красную армию. Крестьяне, которые ждали от большевиков мира, решили в армию не записываться, а идти в ближайший уездный город и разогнать там большевистское начальство. Перед выходом попросили о.Николая отслужить для них напутственный молебен. После молебна священник сказал краткую проповедь, которую заключил словами: «Благословляю вас идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой». Крестьяне, вооружённые кто топорами, кто вилами, двинулись к уездному городу, до которого было двадцать пять вёрст. Пока шли, решимость многих стала таять, и они повернули домой. Нашлись и такие, которые поспешили в город, чтобы предупредить большевиков. И когда уже оставшиеся крестьяне подошли к городу вплотную, по ним была выпущена очередь из пулемёта, установленного на колокольне. Это остановило восставших, и толпа быстро рассеялась. В Агломазово был направлен карательный отряд. Священник благословил домашних уйти в соседнее село. Тревожные предчувствия томили его душу, и жена, видя это, сказала:

— Написано: Господь не посылает испытаний выше сил человеческих.

В ответ батюшка, помолившись, наугад открыл Апостол и прочёл: «Верен Бог, который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести».

Слово Священного Писания, как ничто другое, утешило и укрепило душу. Крестьяне говорили ему:

— Беги, батюшка, убьют!

— Я никогда не бежал и сейчас не побегу.

Домашние ушли, остался только старший сын Александр, не пожелавший оставить отца. Священник надел тёплый ватный подрясник и вышел из дома. Издалека показался отряд карателей.

— Римские легионы идут, — покачав головой, сказал о.Николай.

Каратели расположились неподалёку от храма, в большом кирпичном доме, принадлежавшем некоему Седухину. Всех арестованных сводили в подвал дома. Списки на аресты составлял сельский учитель Пётр Филиппович, местный безбожник, не любивший храм и священника. Арестованных допрашивали с побоями и издевательствами. О.Николая били шомполами по пяткам, заставляя плясать.

— Я и раньше никогда не плясал, и перед смертью не буду, — ответил священник.

Последнюю свою литургию перед арестом отец Николай отслужил на праздник Казанской иконы Божией Матери. Некоторые из палачей ещё недавно посещали церковные службы и помнили слова молитв. Издеваясь над пастырем, они говорили:

— Заступница Усердная!.. Ты Ей молился! Что же Она тебя не заступает? — И старались всячески оскорбить священника.

На все поношения отец Николай отвечал:

— Христос терпел, будучи безгрешен, а мы терпим за свои грехи.

Эти слова священника вызывали у истязателей хохот.

Учитель, составляя список, включил в него нескольких женщин, но начальник карательного отряда имена женщин вычеркнул, оставив лишь одну Агафью — она была совершенно одинока, и за неё некому было просить. Долго и изощрённо издевались над ней палачи, но она всё переносила молча. Наконец было объявлено, что все арестованные будут расстреляны. Перед смертью все исповедались. В седьмом часу вечера красногвардейцы вывели из подвала восемнадцать осужденных на смерть и повели к реке Цне. У реки их разделили на две партии, одну повели по берегу реки налево, другую — направо. Вскоре раздалась команда красногвардейцам построиться и приготовиться к стрельбе. Приговорённые столпились напротив. О.Николай, воздев руки, молился, произнося слова громко, раздельно. Все услышали:

— Господи, прости им, они не знают, что делают.

Раздался залп. Было уже темно, и каратели, не проверив, все ли мертвы, стали расходиться, но в это время о.Николай, собрав силы, поднялся и с воздетыми руками продолжал вслух молиться:

— Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу…

Вторым залпом он был убит.

Из восемнадцати человек убили тринадцать, остальные ночью доползли до ближайших изб и были спрятаны жителями. От них позже и стали известны подробности расстрела. На следующее утро крестьяне снарядили подводу и поехали забрать убитых. Тело священника уже закоченело — с поднятыми при последней молитве руками, с пальцами, сложенными для благословения. Когда его везли по селу, крестьяне выглядывали из окон и говорили: «Батюшка нас и мёртвый благословляет».

Отпевали батюшку в его доме, а хоронили мученика на месте погребения близкого о.Николаю прихожанина, глубокой ночью.

СЩМЧ. НИКОЛАЙ ИСКРОВСКИЙ

Память 2 октября

История церкви небольшого отдалённого села Искровка тесно переплетается с судьбой последнего императора России Николая II, его личным участием в устроении храма.

В начале XX столетия к царю обратились люди с просьбой о выделении земли под строительство церкви. На месте они не смогли решить этого вопроса, так как пан Виктор, которому принадлежала земля, запросил за неё большую плату. Император не только удовлетворил прошение людей, но и поинтересовался, есть ли средства на строительство, есть ли проект. И когда узнал, что всего необходимого пока нет, пожелал принять личное участие. За свой счёт он отправлял кирпич на станцию Рядовая, что была ближайшей к Искровке, оплачивал перевозку материалов и работу строителей.

Когда же пришло время освятить храм, царь присутствовал на богослужении, переодевшись в мужицкую одежду.

Впоследствии, по согласованию с о.Иоанном Кронштадтским, он предложил заменить священника в построенном им храме. Так, волею святых Божиих — праведного о.Иоанна Кронштадтского и царя-страстотерпца — диакон Николай из Исаакиевского собора Санкт-Петербурга оказывается на земле Елисаветградской и начинает своё пастырское служение в далёкой веси.

Смена городской, устроенной жизни на мирное течение сельских будней не омрачила нрава молодого священника. Он всегда был жизнерадостен, весел, добр, очень любил шутки и прибаутки. Прозорливость святого была даром Божиим, который он стяжал молитвой и трудами. Девочке, укравшей пять рублей у деда, батюшка указал место в сарае под дровами, где она спрятала украденное. Он погладил её по головке и со словами: «Твоему отцу нужно месяц работать, чтобы заработать такие деньги», — велел вернуть их. Крестьянину, у которого украли коней, о.Николай сказал, где искать пропажу. Другому крестьянину пророчествует о будущем, сообщая ему, что его раскулачат, он будет несколько раз сидеть в тюрьме, но умрёт своей смертью на свободе.

Молитвенность, забота о людях всегда отличали пастыря. Он отчитывал бесноватых, врачевал больных, молился об исцелении скота, совершал необходимое на потребу. Его молитвенные труды стяжали ему известность далеко за пределами Елисаветградской губернии. С разных мест, например из Тулы, что отстоит более чем на тысячу вёрст, приезжали к нему страждущие и жаждущие исцеления. Летом он вычитывал на своем источнике, зимой, когда было холодно, молился в храме. Многие приходили послушать проповеди и становились свидетелями чудесных исцелений. Вот лежит на земле женщина, и её сильно бьёт о землю. Отец Николай читает над ней Евангелие, и она поднимается здоровой. Вот он исцеляет мужчину по имени Тимофей при помощи Слова Божия. Исцелившись, Тимофей остаётся жить у о.Николая, обрабатывает землю и помогает безмужним матерям-одиночкам.

Своей матушке Анне с улыбкой говорил: «Не тужи, матушка. Меня убьют и три раза будут хоронить, а ты будешь скрываться под двумя фамилиями. А ты, Дмитрий, сын мой, будешь священником, и будет у тебя большая семья!» Так оно и вышло. В годы гонений его матушка скрывалась под двумя фамилиями.

В своих проповедях о.Николай нередко говорил о грядущих испытаниях. Он пророчествовал о своей смерти: священник сорвётся, как цветок, а церковь будет стоять нерушимой. Другой же церкви он предсказал разрушение (Покровская церковь в Лозоватке) и исчезновение без следа. По свидетельству рабы Божией Евфросиньи, о.Николай в алтаре беседовал с Самим Господом. Рано утром, войдя в храм, она услышала только последние слова святого: «Для тебя, Господи, готов всё претерпеть!» Затем, выйдя из алтаря, о.Николай на её вопрос, с кем он разговаривал, ответил: «Если слышала, то никому не говори, пока я живой».

В последний день своей жизни священномученик отслужил литургию, затем отпустил людей по домам, а сам остался на колокольне. Во второй половине дня налетел отряд красных, которые, избивая, стянули мученика с колокольни, волоча за волосы. После издевательств они вывели батюшку на кладбище и расстреляли. Тело исповедника обнаружили женщины, шедшие с поля. Они прикопали тело, закидали его ветками, а затем вместе с другими перезахоронили его в другое место. Через год приехали много священников, которые совершили третье погребение о.Николая — за алтарём церкви. Свидетели этого события утверждали, что тело исповедника было нетленным, как будто его убили сегодня.

Пройдёт долгих восемьдесят лет, сменятся  времена и правительства, память об о.Николае сохранится в сердцах православных. К нему неотступно будут обращаться с молитвой все приходящие на могилу и на святой источник, почувствуют его пастырскую заботу и предстательство. Пьющие воду из источника, совершающие чин омовения будут разрешаться от бремени болезней и скорбей, различных духовных недугов. Мальчик, привезенный с севера России (а ему приснился о.Николай и его источник), стал ходить. Калека-шахтёр оставляет свои костыли у источника и отправляется домой, благодаря святого.

17 сентября 2001 года Божией милостью совершилось обретение честных мощей священномученика Николая. Сегодня они почивают в стеклянной гробнице Кресто-Воздвиженского храма с.Искровка.

предыдущая    следующая