![]()
Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Несмотря
на впечатляющую полноту сведений о Святителе Николае в знаменитой
дореволюционной книге Гусева и Вознесенского, в настоящее время выясняется, что
всё же в этом обширном труде повествуется не обо всех чудотворных образах
Святителя Николая. Так, новое исследование Владимира Воропаева знакомит нас с
Диканьской чудотворной иконой Святителя Николая, явленной, по церковному
преданию, в ХVII веке на пне в лесу. Святую находку трижды переносили в церковь,
но каждый раз она вновь оказывалась на месте обретения. По благословению
Черниговского архиепископа Лазаря (Барановича) в 70-х годах XVII столетия на
месте обретения образа воздвигли деревянную Никольскую церковь, а в 1794 году
вместо деревянной построили каменную, которая существует и поныне. Главной
почитаемой святыней этой церкви была икона великого угодника Божия, ставшая
неиссякаемым источником чудотворений.
По словам сестры Николая Васильевича Гоголя, Ольги Васильевны Гоголь-Головни, ее брат любил вспоминать, почему его назвали Николаем.
У матери великого писателя, Марии Ивановны, умерло двое новорожденных детей, поэтому она просила священника села Диканьки молиться о рождении мальчика и дала обет перед иконой угодника Божия, если будет сын, наречь его Николаем.
Летом 1845 года сам Гоголь во время болезни пишет матери, чтобы она помолилась о нем перед образом Святителя Николая в диканьском храме. А в прославившей писателя его первой книге «Вечера на хуторе близ Диканьки» повествование ведется от лица дьяка этой церкви.
В годы гонений на Церковь диканьский храм отобрали у верующих, а в 1963 году устроили в нем музей атеизма. В 1989 году храм заново освятили. Древний пень, на котором была обретена икона, по-прежнему находится под престолом. Сам же чудотворный образ Святителя Николая ныне хранится в фондах Полтавского краеведческого музея.
Александр БУГАЕВСКИЙ