Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Из записок краеведа
В РУССКО-ВЫСОЦКОМ
Село Русско-Высоцкое расположено к западу от Санкт-Петербурга, на 25-м километре Таллинского шоссе (старинный Ямбургский почтовый тракт). Название «Высоцкое» оно получило от одноимённого подмосковного села, жители которого были переселены сюда по приказу Петра I в начале XVIII века.
В 1770-х годах Высоцкое принадлежало графу Г.Г. Орлову (1734-1783 гг.) В 1777 году Григорий Григорьевич на свои средства выстроил для крестьян церковь Святителя Николая Чудотворца. Богослужения в ней начались в 1778 году. Во времена правления Павла I село было подарено полковнику Фёдору фон Шацу, который в 1836 году пристроил к церкви придел святого Димитрия Ростовского. В 1841 году наследник фон Шаца продал имение Фёкле Крестовской, поэтому мызу иногда называют Крестовской. Фёкла Акиндиновна скончалась 3 декабря 1861 года и была погребена в храме рядом с Варварой Николаевной Шац. По завещанию помещицы в 1866 году в церкви был выстроен второй придел, названный в честь равноапостольной Фёклы. Строительством руководил архитектор Львов.
После смерти Фёклы Крестовской село перешло по наследству её родственнику — помещику С.Д.Вальватьеву. Позднее владельцем стал его сын Н.С.Вальватьев, который увлекался садоводством. У него были сад и оранжерея, где росли кокосовые пальмы, виноград, цитрусовые и другие субтропические растения. Террасы дома были увиты виноградом. В парниках был выведен сорт капусты «Вальватьевский», который выращивали жители близлежащих деревень.
После революции Н.С.Вальватьев уехал за границу, оставив земли и усадьбу крестьянской коммуне. В годы Гражданской войны Русско-Высоцкое оказалось под ударами. Когда установилась Советская власть, здесь был организован колхоз «Завет Ильича».
Богослужения в церкви прекратились в 1937 году, а в 1939-м её закрыли. Последним настоятелем числился протоиерей Андрей Фёдорович Лавров, учитель начальной школы.
Во время Великой Отечественной войны Русско-Высоцкое с прилегающими населёнными пунктами оказалось сначала в оккупации, а затем в эпицентре жарких боёв при прорыве кольца блокады. Никольская церковь стала хорошим ориентиром для воюющих сторон и была почти полностью разрушена. Ныне от храма, числящегося памятником архитектуры местного значения, сохраняются одни лишь руины — весьма, впрочем, живописные. Силами священника из церкви св. блгв. Александра Невского в Красном Селе и его помощников в старой часовне сейчас совершаются службы. Развалинами церкви по мере возможности занимаются: близкое расположение к городу и постоянная забота прихожан не дают зарасти дороге к храму.
ДУХОВНИКУ — СЕЛО В ПОДАРОК
Крестово — большое село, которое находится вблизи трассы Санкт-Петербург—Таллин. Крестовская вотчина в Ямбургском уезде стала в 1746 году одним из щедрых подарков императрицы Елизаветы Петровны своему духовнику протоиерею Фёдору Яковлевичу Дубянскому. Через два года Дубянский выстроил в Крестове деревянную однопрестольную Скорбященскую церковь. Крестовскую вотчину унаследовал сын Фёдора Яковлевича — Михаил Фёдорович, секунд-майор лейб-гвардии Конного полка, отличившийся в дворцовом перевороте в 1762 году на стороне Екатерины II.
Прошло сто лет. Старая деревянная Скорбященская церковь разрушилась, несмотря на все ремонты, и новый хозяин, Николай Васильевич Зиновьев, выстроил каменный однопрестольный храм. Сооружённый по проекту архитектора Н.И.Буланова, он был освящён во имя Святителя Николая Чудотворца.
В определённой мере Никольской церкви сильно повезло: она уцелела в военные годы, а все последующие простояла закрытой. Даже на начало третьего тысячелетия храм в селе Крестово сохранился весьма неплохо. Очевидно, по этой причине кто-то решительно взялся за его консервацию: забил наглухо все проёмы и посадил сторожевого пса. Но на этом энтузиазм иссяк. А несколько лет назад пожар уничтожил деревянный купол с крестом. Теперь, вместо изящной старости, Никольская церковь с остатками Царских врат имеет вид слепого калеки, который застыл немым укором среди открытого пространства, привлекая внимание лишь заезжих туристов.
Будет ли дарована храму Святителя Николая третья жизнь?..
Борис АЛИШОВ, краевед