Издание газеты |
|
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
ВЕЛИКИЕ СВЯТЫНИ В БЕЗВЕСТНОМ ПОСЁЛКЕ
30 марта 2008 г. в Крестопоклонную неделю, в храм Святителя Николая Чудотворца
на Финском заливе, что в поселке Озерки Выборгского района Ленинградской
области, прибыли великие христианские святыни — Частица Живо-творящего Креста
Господня, Частица Титулуса (дощечки, прибитой вверху Креста с надписью вины —
«Иисус Христос Царь Иудейский»), частица креста благоразумного разбойника,
распятого вместе со Христом, и частица гвоздя, которым было прибито ко Кресту
Пречистое тело Господне, впаянная в серебряный гвоздь натуральной величины. На
протяжении всей истории Христовой Церкви эти святыни были особым предметом
почитания, как непосредственно касавшиеся плоти Господа Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа. История самих святынь и их обретения такова.
После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие,
Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, Св. Крест, послуживший орудием
казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70
г. святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на
некоторых были построены языческие храмы.
Обретение Св. Креста случилось в царствование св. равноап. императора
Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина,
св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы
найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также Св. Крест,
чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над
противником.
Уже к середине IV в., как свидетельствует свт. Кирилл Иерусалимский, частицы
Истинного Древа распространились по всему христианскому миру. В двух
исследованных археологами разрушенных христианских храмах Северной Африки
сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех
храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились
даже в наперсных мощевиках многих христиан, сообщают святители Григорий Нисский
и Иоанн Златоуст.
Точная дата обретения Св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325
или 326 г. После обретения Св. Креста император Константин начал строительство
целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому
городу торжественностью. Ок. 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно
возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум.
Блаженный царь Константин положил Животворящее Древо в золотом ковчеге, а из
гвоздей Господних один был брошен святой Еленою в Адриатическое море, когда она
возвращалась в Царьград, для утишения поднявшейся сильной бури и морского
волнения, другой царь вковал в шлем свой, третий приковал к удилам в уздечке
своего коня, во исполнение прореченного пророком Захариею: «В то время даже на
конских уборах будет [начертано]: «Святыня Господу» (Зах. 14. 20), а четвертый
гвоздь царица Елена отдала на сохранение ближайшим царским советникам.
Евангелисты, описывая распятие Христа, упоминают о двух казнённых вместе с ним
людях, называя их разбойниками или злодеями. Наиболее полный рассказ об этом
приводится у евангелиста Луки: «Один из повешенных злодеев злословил Его и
говорил: «если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же, напротив, унимал его и
говорил: «или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены
справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не
сделал». И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». (Лк. 23:
32-43)
Благоразумный разбойник был первым спасённым человеком из всех уверовавших во
Христа и был третьим обитателем рая из людей (после Еноха и Илии, взятых на небо
живыми). История с попаданием в рай Благоразумного разбойника истолковывается
Церковью как готовность Бога даровать прощение умирающему даже в самый последний
момент.
Наиболее подробно вопрос о благочестивом разбойнике был рассмотрен свт. Иоанном
Златоустом в его беседе «О кресте и разбойнике, и о втором пришествии Христа, и
о непрестанной молитве за врагов». Святитель, изучая покаяние разбойника и
церковное предание о том, что он первый вошёл в рай, делает следующие выводы:
— Христос, будучи распинаем, оскорбляем, оплевываем, поносим, безславим,
совершил чудо — он переменил порочную душу разбойника;
— величие души разбойника Златоуст выводит из сравнения его с апостолом Петром:
«когда Петр отрекся долу, тогда разбойник исповедал горе». Святитель при этом,
не порицая Петра, говорит, что ученик Христа не вынес угрозы ничтожной девушки,
а разбойник, видя, как народ кричит, беснуется и хулит распятого Христа, не
обратил на них внимания, но очами веры «познал Владыку небес»;
— Златоуст обращает внимание на то, что благочестивый разбойник, в отличие от
других людей, «не видел ни воскрешаемого мертвеца, ни изгоняемых демонов, не
видел повинующегося моря; Христос ничего не сказал ему ни о царстве, ни о
геенне», но при этом он «исповедал Его прежде всех».
Крест Благоразумного разбойника, согласно традиционной версии, в 327 году был
установлен императрицей Еленой на острове Кипр. В него была вложена частица
Животворящего Креста и один из гвоздей, которыми было пронзено тело Христа. Об
этом кресте сообщает преподобный Даниил в своем «Хождении игумена Даниила» (XII
век): «Стоит же тот крест на воздух ничем не прикреплен к земле, но так, Духом
Святым носим в воздухе. И тут я, недостойный, поклонился святыне той чудной, и
видел глазами своими грешными Благодать Божию на месте том, и исходил тот остров
как следует».
В 1426 году крест разбойника был похищен мамелюками, но спустя несколько лет,
как гласит монастырское предание, был чудесным образом возвращён на прежнее
место.
«Рах» — имя разбойника, чаще всего встречающееся в православной иконописи.
Отечественные исследователи не могут найти литературных источников происхождения
этого имени. Возможно, эволюция имени Варвар—Варах—Рах. Икона с его изображением
размещалась на северных алтарных дверях иконостаса.
***
Храм Святителя Николая Чудотворца — храм новый. Торжественное освящение храма
состоялось 30 сентября 2006 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским
Владимиром. Место храма строителями — а это жители самого поселка Озерки —
выбрано не случайно. Историческое предание гласит, что Петр I, находясь в походе
на город Выборг, проходил этими местами.
Последующими самодержцами по маршруту шествия Петра I были воздвигнуты как
храмы, так и часовни. Одним из таких мест, в котором и была воздвигнута церковь,
и был будущий поселок Озерки. Именно в этом месте когда-то был воздвигнут
деревянный храм в честь Святителя Николая Чудо-
творца. Время его не сохранило. Эти места часто меняли своих властителей, а
вместе с ними и менялась конфессиональная принадлежность местности. В советский
период место было закрытым, да и вообще думать нельзя было о строительстве
храма. Но вот в новое время такая возможность появилась. Храм воздвигнут, и,
несмотря на все сложности, он живет и жительствует, совершая своё служение в
регионе. Весьма примечательно, что именно в это место судил Святитель Николай
быть своим Святыням. Мы верим, что особое благословение Святителя почивает на
этом храме, и каждый прикоснувшийся к нему, безусловно, ощутит его.
НЕТ НИКОЛЬСКОГО ХРАМА
В
городе Петрозаводске, столице Карелии, нет ни одного храма в честь Святителя
Николая. Но в прежние времена, когда местность, где ныне расположен
Петрозаводск, называлась Шуйским погостом Обонежской пятины Великого Новгорода,
вся она была посвящена Святителю и в документах значилась как Никольский Шуйский
погост. Он был обширным: с лесами, озёрами, реками, деревнями. Имелся тут и
Никольский монастырь, но под конец Ливонской войны его разорили шведы. Осталась
церковь во имя Святителя, но и она со временем исчезла. Всё же Никола не ушёл из
Карельских земель! В 1945 году в Петрозаводске возобновили богослужения в
деревянном храме св. вмц. Екатерины. Своего иконостаса в этой разорённой церкви
не было, и привезли иконостас из другого карельского храма. Оказалось, что в
этом иконостасе вместо храмового образа св. Екатерины — образ Святителя Николая!
С тех пор прошло уже более 60 лет, а в храме ничего не изменилось: вместо
Екатерины по-прежнему стоит Святитель.
Более того: хотя в Екатерининском храме нет и никогда не было второго придела, в
алтарь был поставлен второй престол во имя Николая Чудотворца со своим
антиминсом для богослужения. И с 1970-х годов в этой церкви порой служатся
одновременно по две литургии в одном алтаре! Это просто удивительно. Настоятель
называет это: «Служим в приделе Святителя Николая». Есть ли в России вторая
такая церковь?
Впрочем, мне очень хочется, чтобы в Петрозаводске появился храм, весь
посвящённый нашему любимому, почитаемому святому.
Екатерина ДЁМКИНА, Петрозаводск
СВЕТЛЫЙ ЛИК
Почерневший лик Николая Чудотворца просветлел, после того как икону через 73
года вернули в отреставрированную церковь в Ярославской области. Образ святого
тайно унесла к себе домой одна из прихожанок Никольского храма, когда большевики
превратили храм в сельский клуб. Верующая передала икону внучке, завещав вернуть
её обратно в церковь в благоприятные времена. Спустя 73 года, после того как
храм в Ярославской области отреставрировали, внучка принесла почерневшую икону в
храм, и лик за несколько недель просветлел.
Православие. Ru