Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Издание газеты
"Православный Санкт-Петербург"

 

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

РАЗДУМЬЯ У НИКОЛЬСКОГО ИСТОЧНИКА

Плита у Никольского источника в Вавиловом Доле. Из надписи на плите: «Сей святой источник — древнее место молитвенного поклонения на Руси. В водах его принимали св. крещение наши благочестивые предки. Да не исчезнет память о них, как не иссякнет вода сия»Вавилов Дол - одна из наиболее известных и почитаемых святынь Саратовской епархии. В безбожные 20-е годы здесь находили пристанище возвращающиеся из ссылок священники, изгнанные из обителей монахи, не желавшие служить безбожной власти миряне. В глубоком и длинном овраге, расположенном в десятке верст от села Ивантеевка, который и назывался Вавиловым Долом, в течение нескольких лет жила сплоченная, крепкая православная община. Священники совершали богослужения в Никольском храме, монахи беседовали с приходящими за десятки верст крестьянами…

Но в 1929 году почти все обитатели Вавилова Дола были арестованы. Суд, проходивший в Самаре, был скорым и немило- сердным. Иван Осипович Дорофеев (монах Святой горы Афон, монашеское имя неизвестно), священники Иоанн Журавлев и Анисим Пряхин, миряне Степан Агапович Турапин, Кондратий Федорович Молодых, Федор Александрович Малов были приговорены к расстрелу. Священников Серафима Белова и Александра Корнилова, монахиню Евгению Матвеевну Афанасьеву (монашеское имя также неизвестно), крестьян, помогавших духовенству, приговорили к длительным срокам заключения.

Сам Вавилов Дол был полностью разгромлен. Храм, кельи и землянки, в которых жили его насельники, были безжалостно разрушены. Десятилетиями преследовались все, кто хотел помолиться возле обители новомучеников, кто осмеливался поставить крест на месте их келий и очистить засыпанный Никольский источник. В 90-е годы Вавилов Дол становится притягательным местом паломничества верующих Самарской и Саратовской епархий. Вскоре благодатная атмосфера места молитвенного подвига новомучеников становится известной всей верующей России. Обустраивается Никольский источник, появляется крест на месте храма, строится часовня.

Однако умножается и пустосвятство как неизменный спутник подлинной святости. Средства массовой информации, в том числе и церковные, печатают сказочные истории о монастыре, ушедшем под землю, "яко град Китеж", о колокольном звоне, доносящемся из недр Вавилова Дола, который могут услышать только сподобившиеся благодати, о таинственном свете, пробивающемся из-под земли, о кельях-пещерах, которые открываются только перед избранными. Православная святыня превращается под пером журналистов в какое-то пушкинское лукоморье; известный стих "там лес и дол видений полны" одна самарская газета без тени шутливости отнесла к Вавилову Долу. И уже не только православные паломники, но и поклонники "тайного знания" стали появляться на берегах святого ручья.

Ф.М. Достоевский иронически писал, что в известном состоянии нетрудно увидеть "небо отверсто". "Подключившись к космосу", "паломники в Страну Востока", быть может, и вправду наблюдают открытые двери подземных келий, видят таинственных старцев, ждущих посвященных, чтобы передать им великие тайны…

Но верующему человеку, который знает, каким крестным подвигом подтверждали свою веру мученики ХХ века, очень больно слышать праздные рассуждения о мелькающих огоньках, являющихся старцах, растущем холме, из-под которого вот-вот должна пробиться монастырская церковь. Тому, кто знает, что такое подлинная молитва, невыносимо видеть деревья с навязанными на них разноцветными лентами. Мифотворчество оскорбляет память святых, которые жили по закону евангельской веры, не отступая от нее даже перед лицом смерти.

Там, где умножается святость, вкрадчиво появляется и пустосвятство. Такое происходило и в первых христианских общинах. Посылая своего ученика Тимофея в Эфес, апостол Павел был вынужден дать ему особое наставление: "Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии" (1 Тим. 4, 7). Хорошо знал апостол Павел и тех, кто под видом благочестия распространял самые фантастические измышления. Во Втором послании к тому же Тимофею он предостерегает молодого епископа от "женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины" (2 Тим. 3, 6-7).

Проницательность апостола язычников позволила ему без труда определить источник, из которого исходит вся околоправославная мифология. Это - обыкновенная человеческая гордыня. В самом легком случае движет этими проповедниками пустосвятства вполне понятное для обывателя желание быть "не хуже других". Если святым подвижникам открывалась истина, то пусть и мне откроется что-нибудь необыкновенное. Но попросите такого рассказчика назвать по имени хотя бы одного из тех, кто жил в этом святом месте, был арестован и принял мученическую смерть за Христа. Чаще всего в ответ вы услышите упоминание о безымянных старцах, или вам укажут на могилу некоего "неизвестного монаха".

В начале июля состоится ставший уже традиционным крестный ход в Вавилов Дол, в котором, без сомнения, примут участие сотни верующих Саратовской епархии. Все ли из них имеют представление о том, ради чего они собираются пройти этот нелегкий путь?.. Нам хочется молиться там, где молились мученики и исповедники ушедшего столетия. Нам хочется дышать тем же воздухом, которым дышали они, видеть то же небо, тот же сохраняемый от осквернения их подвижнической молитвой Божий мир.

Подвижники Вавилова Дола, как и множество других исповедников веры, доказали, что, претерпев видимое поражение от господствующего в мире зла, можно одержать над ним нравственную победу. Знать об этом, верить в возможность этой победы очень важно для нас, живущих в совсем других условиях, но искушаемых тем же злом, которое лишь изменило свое обличие.

Наверное, в основу каждого паломничества можно положить слова апостола Павла: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13.6).

Нам жизненно важно подражать вере святых. Вере, которая, будучи "осуществлением ожидаемого" (Евр. 11, 1), превращала места, где они жили, в земные уголки Небесного Царства. Нам нужно подражать их вере, заботливо оберегая себя от пустосвятства, которое нам навязывает закосневший во зле мир.

Священник Михаил ВОРОБЬЕВ, Саратовская епархия

предыдущая    следующая