Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

с 16 июня по 11 июля — Петров пост

САМАЯ ТРУДНАЯ ЧАСТЬ ПОСТА

Сколько бы лет мы ни жили, с первого детского поста и заканчивая многими годами постов, каждый раз всё равно сталкиваемся с множеством вопросов. А кто-то просто вздыхает: опять пост. Поэтому приходится искать новые формы, новые образы, которые, может быть, оживят что-то в человеке. Сегодня я буду проводить параллели между строением нашей планеты и теми областями, которые существуют в любом православном посте. Итак, наша планета Земля состоит из трёх основных составляющих. Кора Земли, по которой мы ходим, которую видим. Мантия — самая толстая часть, состоящая в основном из лавы, которая пробивается наружу, когда происходит извержение вулканов. Внутренняя часть — ядро. Пост тоже имеет три ключевые сферы: телесную, душевную (чувственную) и духовную.

Когда мы смотрим из космоса на Землю, мы видим её кору. И нам может показаться, что вся Земля — это чернозём с морями и океанами. Это и есть поверхностный взгляд на пост. Когда люди (особенно неофиты) подходят к практике поста, что они видят в первую очередь? Конечно, диету. Бесконечные разговоры, что можно есть, а что нельзя, календари, в которых делаются пометки из монастырского устава: сухоядение, пища с елеем, варёная пища и так далее. И человек, только пришедший в Церковь, начинает копаться в этом «чернозёме» и даже не подозревает, что на самом деле под тонкой «земной корой» скрывается всё самое главное, как мантия Земли и ядро.

Земная кора занимает полпроцента от веса всей планеты. Нам кажется, что земная кора огромна, огромную площадь занимает, но это всего лишь полпроцента от всей планеты. То же мы с вами должны понимать и о посте. Когда о нём заходит речь, давайте будем представлять себе, как устроена наша Земля. На самом деле все эти бесконечные разговоры о еде глупые: надо заниматься настоящим духовным и душевным постом.

Чтобы разобраться полностью с постом телесным и чтобы больше не возникали вопросы о нём, надо понять, что такое телесный пост. У нас есть книга Типикон, которую часто любят называть Уставом, хотя это неправильно. Типикон переводится как «книга образцов»: в ней нам даны некие образцы (в Типиконе приводятся примеры разных обителей по отношению к разным постам). Например, даётся устав Рождественского поста древних палестинских монастырей. Но одно дело — поститься на Севере с нашим климатом, и другое дело — поститься в палестинском монастыре, где есть фрукты, финики, инжир…

У апостола Иакова в Послании есть замечательная фраза: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак.2,10). О чём идёт речь? Если человек за рулём превышает скорость на 10 км/ч, он уже не имеет морального права судить того, кто превышает скорость на 50 км/ч. Или тот, кто употребляет алкоголь, не может осуждать того, кто употребляет какое-нибудь другое наркотическое вещество, ибо это всё наркотики. Т.е. только тот, кто соблюдает закон, может обличать того, кто его нарушает.

Конечно, здесь речь идёт ещё об иудейском Законе, но ситуация не изменилась; по большому счёту, Евангелие упразднило Закон, и Типикон не является законом — это лишь книга образцов, из которой мы должны брать для себя полезное, пользоваться опытом живших давным-давно отцов. Но некоторые налагают на себя Типикон как закон. И опять-таки, как говорит нам Писание, делами закона не оправдается перед Богом никакая плоть.

Если мы воспринимаем пост, устав церковный как закон, то надо понимать, что исполнение этого закона нас не спасает, а, наоборот, обличает. Почему? Открываем Типикон: православный Устав не предполагает более двух трапез в день — это не про постные, а обычные дни: все, кто едят больше двух раз в день (как у нас обычно: завтрак, обед, ужин), вышли за рамки Типикона и оказались его нарушителями (хотя вы поститься еще не начинали).

Блюда на обед и ужин полагается вкушать одинако-вые — готовить специально для вечерней трапезы Типикон не разрешает; в среду и пятницу вкушение пищи раз в день: это совершенно неподъёмные, нереальные в наше время ограничения — их никто и нигде не исполняет, ни в каком монастыре. Поэтому нам надо отложить разговоры о буквальном исполнении телесного поста.

Мало того, надо понимать, что это писали люди, жившие тысячу лет назад. У них не было представления об очень многих вещах: они не знали о витаминах, о составе продуктов и так далее.

Когда сейчас мы видим людей, пытающихся поститься по уставу, — это очень смешная картина. Мне такой образ приходит на ум: есть спортивные журналы по бодибилдингу, и наши современные постящиеся похожи на человека, который полистал этот журнал, открутил от швабры палку, повесил на неё две подушки и начинает подражать культуристам. Какое отношение это имеет к тяжёлой атлетике? Никакого. Это откровенная карикатура. Когда этим будет заниматься ребёнок, мы просто улыбнёмся, похвалим его за эту игру — мы знаем, что когда-нибудь он, может быть, дорастёт до культуризма, но когда этим занимается взрослый, это смешно. Вот на что похоже наше постничество, когда люди пытаются ориентироваться на монашеский устав.

Как мы видим, у многих возникают проблемы со здоровьем, как только начинается пост. Они вместо мяса едят булку, макароны, и у них начинаются проблемы с сахаром, повышается адреналин. Люди становятся раздражительными, набирают вес; не считают калории и переедают. Это не пост, а карикатура на него и — однозначно — вред здоровью.

Каким я вижу современный телесный пост? В первую очередь — в грамотной диете, в сбалансированном питании. Ведь зачем писался Типикон? Зачем постились подвижники? Они формировали образ телесного поста, который поможет им заниматься настоящим постом — душевным и духовным. Это не был закон, который будет постоянно ограничивать, обличать в том, что они неудачники и у них ничего не получается…

По-хорошему, когда начинается пост, надо отказаться от всего вредного, очистить своё тело: в здоровом теле — здоровый дух. Отказаться от сладкого, принимать витамины: если мы в другое время не пьём витамины, то хотя бы во время поста надо начать их пить. Хорошо бы заняться гимнастикой, привести своё тело в хорошее состояние: имея здоровое тело, легче молиться.

Мы себя должны привести в состояние боеготовности. Как пишет ап.Павел, наша борьба не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесной. Это — что касается телесного поста.

Теперь поговорим о душевном посте. Надо понимать, что кора Земли образуется из мантии. Вулканы извергаются, мантия выходит на поверхность, застывает и превращается в кору. Когда-то вся наша Земля была пламенеющим шаром, который потом остыл. Вот эта остывшая корка стала тем местом, где Господь поселил нас с вами.

В духовном смысле прослеживается такая же параллель. Не важно, что мы с вами едим, — важно, как мы это чувствуем: можно и постной пищей чревоугодничать, объедаться, всячески услаждая свои чувства. А можно питаться несолёной варёной курицей каждый день. Конечно, она уже через неделю будет просто невыносима, но если воспринять это как духовный подвиг, то от такой курицы поста будет куда больше, чем от кедровых орешков с мёдом, красной рыбы, кальмаров и прочего.

Кстати, по уставу на любой трапезе подаётся только одно блюдо. В воскресенье и в Господские великие праздники на обед полагаются три перемены блюда. Что это значит? Например, варёная картошка, варёная фасоль и яблоки — вот три перемены блюда. Когда у нас на тарелке лежит курица с картошкой — это уже два блюда. Конечно, это некая нота юмора.

Чувственный пост, ограничение своих чувств — это, наверное, самая большая и самая трудная часть поста. Воздерживать свои слух, глаза, рот и чрево: не заниматься вычитыванием этикеток, а контролировать свои чувства. Из этого контроля формируется телесный пост. Невозможно без контроля над чувствами поститься телесно.

Иерей Михаил КУДРЯВЦЕВ, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках

предыдущая    следующая