Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 июня — Третье Обретение честной главы Иоанна Предтечи

И НЕБО ПЛАКАЛО…

Если мы внимательно читаем Евангелие, то не можем не удивляться некоему несовпадению: Иоанн Креститель посылает к Спасителю учеников спросить: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф.11,3). То есть он спрашивает, является ли Христос Мессией? И это удивительно, потому что он крестил Христа, первый Его узнал, видел Духа Святого, яко голубь сходящего на Иисуса, слышал глас Божий с Небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3,17), — и, стало быть, не мог не знать, что Иисус и есть Мессия. Размышляет доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий ГРИГОРЬЕВ.

Самому Иоанну Предтече не надо было получать ответ на этот вопрос — он знал. Но это было нужно для учеников, потому что вокруг имени Спасителя было много сомнений и искушений. И понимая это, св.Иоанн Предтеча посылает к Иисусу учеников с вопросом, ответ на который ему был известен. Христос тоже понимал это. Да, Он, наверное, мог бы сказать: «Странный вопрос: Иоанн же Меня крестил и видел разверстые Небеса и сходящего яко голубь Духа Святого, слышал Божий глас…» Но Спаситель начинает отвечать, как бы косвенно свидетельствуя, что Он Мессия: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф.11,5—6). Это говорится для народа, для учеников. Вот такой удивительный и непостижимый диалог на большом расстоянии. Христос свидетельствует о Себе не прямо, а косвенно, отвечая на вопрос, коего на самом деле не существует…

После этого Спаситель поминает Иоанна Крестителя — последнего ветхозаветного и первого новозаветного пророка и мученика — словами о том, что нет людей, рождённых женами на земле, бо€льших Иоанна Крестителя, и что Господь посылает Ангела Своего, чтобы приготовить Ему путь. Посылает Ангела Своего! Странное и непостижимое для нас явление, ибо мы знаем, что ангелы — богослужебные духи, а человек создан по образу и подобию Божиему. Не зря Иоанна Предтечу называли Ангелом пустыни, он — единственный из канонизированных святых, который изображается на иконе с архангельскими крыльями.

Также возвещая рождение Иоанна, Архангел Гавриил сказал, что Иоанн придёт прежде Иисуса «в духе и силе Илии» (Лк.1,17). И это тоже удивительно. Многие люди, столкнувшись с этим понятием, говорят, что это свидетельство о переселении душ, но пророчество указывало, что придёт не Илия буквально, а некто другой, но в духе Илии. Дух не есть душа, дух — от Бога, а душа — от человека. Люди же ждали, что перед Спасителем придёт Илия, не совсем правильно понимая смысл пророчества. Иоанн Креститель, действительно, пришёл в духе Илии, но во всём превосходил его: в аскетических подвигах, в своём служении, в любви к людям.

В истории православия нет другого случая, подобного тому, что произошёл с главой Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Вы знаете, что царь Ирод казнил его в Себастии, приказав отрубить пророку голову. Несколько лет назад мне с некоторыми нашими паломниками довелось служить Божественную литургию на том самом месте. Конечно, ни с чем не сопоставимо то чувство, когда литургия служится под открытым небом на месте темницы, где было совершено усекновение главы Иоанна Крестителя. В тот день шли проливные дожди, но когда началась литургия, тучи рассеялись, а как только мы закончили, вновь пошёл дождь — небо плакало…

В I веке глава Иоанна была сокрыта Иродиадой, по чьей злобной воле она и была усечена, в одном из поместий Ирода. Потом её благочестивая служанка погребла главу на Елеонской горе, где она была сокрыта от людей долгое время. Первое чудесное обретение главы св.Иоанна произошло в IV веке, второе — в V веке, во времена равноап.царя Константина Великого. Праздник Первого и Второго чудесных Обретений отмечается Русской Православной Церковью 9 марта в невисокосные годы, а в високосные — 8 марта. Далее глава опять исчезла, и затем, уже в IX веке, появилась в Византии (7 июня празднуется Третье Обретение главы Предтечи). После она была перевезена в Команы, потому что на территории Византии шли постоянные войны, а потом вновь возвращена в Византию. Ныне честная глава Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна хранится на Святой Горе Афон, частицы — на острове Кипр и в некоторых других местах. В храме Рождества Иоанна Предтечи в Юкках тоже есть частица главы святого Иоан-на — Предтечи и Крестителя Господня.

Удивительна ненависть сил зла к последнему ветхозаветному и первому новозаветному пророку и мученику Иоанну. Чем более человек приближается к Богу, тем большей ненависти подвергается от духов злобы поднебесной. Но мы видим, что никакая человеческая и сатанинская злоба не в состоянии стереть из памяти мира вести о святых. И в наше время нередко всякий человек, который идёт по пути Христа и совершает добрые и благие дела для людей, подвергается клевете и гонениям. А печалимся мы от этого в той мере, в какой нам свойственно человекоугодие, т.е. когда мы огорчаемся из-за мнения других людей о нас. А что такое мнение других людей? Хорошие люди всегда скажут о нас хорошо, хотя мы этого порой и не заслуживаем, а плохие скажут плохо, хотя и этого мы порой не заслуживаем. Если в этом мнении есть что-то полезное для нас, надо это использовать, а если нет, то не следует обращать внимания. И примером того, как надо реагировать на клевету, является Иоанн Креститель. Ведь обезглавивший его царь Ирод по-своему его уважал: слушал и даже советовался. Иоанн Креститель беседовал с Иродом и излагал ему учение о Царстве Небесном, хотя знал, что именно этот венценосец будет его убийцей. Для нас такое беззлобие и смирение — великий пример.

Даже мы, немощные, знаем, что как только мы пытаемся искренне двигаться ко Христу, то подвергаемся самым разным гонениям.

Мне вспоминаются слова свт.Димитрия Ростовского о том, что святых подвижников обвиняли грешники, и обвиняли в том, чем страдали сами. Ничего не меняется в этом мире… Но, как сказал св.князь Александр Невский, «не в силе Бог, но в правде». Видимо, всем нам надо проходить некоторые испытания в этой жизни, по мере наших слабых сил, и научиться не реагировать на клевету и мнение других людей. И ещё научиться не просто не унывать, но радоваться этому: когда нас обильно унавозят, мы расцветём пышным цветом, ведь человеческая клевета — перегной, в котором истлевают наши грехи. По примеру Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мы молимся за наших клеветников и гонителей, потому что они помогают нам получить великую Божию благодать, и мы верим, что благодать эта всегда приходит в семикратно большем размере по сравнению с испытаниями. Когда мы сравниваем опутывающую нас клевету с клеветой на Пророка Иоанна, то понимаем, что мы живём, можно сказать, среди ангелов… Наша жизнь не подвергается опасности — лишь немножко унавозили, но это и есть путь стяжания благодати Святого Духа. Поэтому в самые трудные минуты своей жизни полезно вспоминать житие святого Крестителя Господня Иоанна, ту нечеловеческую злобу, которую он пережил в этом мире (ни у одного святого не было такой жуткой и дивной одновременно истории с тремя обретениями главы), и все наши трудности и беды покажутся нам ничтожными.

предыдущая    следующая