![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Сегодня,
вспоминая прот.Кирилла Копейкина, — а нам не раз приходилось беседовать с
ним, не раз мы помещали на наших страницах записи этих бесед, — мы хотели бы,
во-первых, отметить вот что: во всём облике о.Кирилла было что-то юношеское,
что-то студенческое, даже в последние годы его жизни. Помню, встретился с ним в
Лавре: он шёл, усталый, больной, тяжело опираясь на палку, мы поздоровались — и
опять я увидел в его глазах этот поразительный юношеский блеск!.. А как он
говорил о науке! Так иные пересказывают интересный детектив — с азартом, с
воодушевлением и с некой долей изумления: посмотрите, мол, какие невероятные
вещи открываются перед нами!
Поэтому лучшее, что мы сейчас можем сделать в память о.Кирилла, — это напомнить вам некоторые мысли из его интервью. Эти интервью были взяты довольно давно, но мысли, высказанные в них, нисколько не устарели, наоборот — сейчас они звучат даже глубже, чем 10—15 лет назад…
†††
Всё началось с того, что христианство дало людям новый взгляд на мир и на самих
себя. Человек впервые осознал себя личностью. Нам сейчас трудно представить, как
могло быть иначе, — но могло! Сейчас любят говорить об «общечеловеческих
ценностях», но ценности эти вовсе не принадлежат всему человечеству, —
они сугубо христианские. Виднейшие историки и философы утверждают, что понятие
«личность» не было известно античности. И вдруг Бог сошёл на землю, Бог
вочеловечился, Бог освятил человеческое естество — и человек почувствовал свою
ценность, ценность своей души, своей индивидуальности! И мир раскрылся перед
ним, как великая, Богом данная книга, изучая которую можно постигнуть Господа!
Подумайте, как непросто было людям сделать такой шаг: если мир — это книга, а мы
все — герои этой книги, как же можем мы познавать Автора? Представьте себе Пьера
Безухова и Андрея Болконского, которые обсуждают замысел «Войны и мира»,
художественные приёмы Л.Н.Толстого и его философские идеи. Невозможно! Но
человек в христианскую эпоху оказался именно в таком положении: он начал
познавать замысел своего Творца. Появление такого взгляда на мир — великое чудо,
и оно возможно только на почве христианства.
†††
Мы начали изучать мир как поэму, сложенную величайшим из поэтов… Кстати, в греческом тексте Символа веры слово, которое у нас звучит как «Творец», произносится «Поитос» — «Поэт»!
†††
Современная физика — квантовая механика в особенности — дошла до таких границ, за которыми она уже бессильна исследовать мир: перед ней стоят вопросы уже не столько научные, сколько мировоззренческие. Но это не конец науки. Это только завершение очередного этапа познания мира, в том числе и технической эпохи. Исследовать мир далее мы не в силах — настало время осмыслять его. Диктатура техники должна отныне понемногу отступить.
†††
Богом заложены в нас огромные возможности — мы не используем их и в малой степени. Только святые приближались к подлинному человеческому образу; и сегодня, изучая жития святых, мы должны понимать: вот это и есть собственно люди! Мария Египетская, которая поднималась на воздух во время молитвы и переходила Иордан яко посуху, Серафим Саровский, который кормил с рук огромного страшного медведя, — эти люди показывают нам, какие силы изначально даны человеку Господом. А раз Он дал эти силы, мы обязаны их использовать.
†††
Человечество к началу XXI века встало перед новым рубежом — нам теперь ясно: довольно развиваться вширь, довольно захватывать всё новые и новые пространства, лететь на Луну, на Марс… Фактически на сегодня это уже потеряло смысл. Теперь нам следует идти вглубь, исследовать душу человеческую, исследовать сознание. Пространство нашей души, оно сегодня совершенно непостижимо для нас! Мы про космос знаем гораздо больше, чем про наш внутренний мир!
†††
Мы по-прежнему изучаем человеческое тело и только его. Это особенно ясно видно, когда разговариваешь с учёными-антропологами. Антропология, по идее, должна ответить на вопрос, как человек стал человеком, откуда у него взялось сознание, разум и т.д. Но антропологи, как правило, даже не задумываются над тем, что изучают не человека в целом, а только его тело, только нечто материальное! Но ведь наши тела меняются на протяжении жизни очень сильно: посмотрите на свои детские фотографии и сравните их с теперешними — ведь порой ничего общего! Тело неузнаваемо изменилось, но ведь что-то осталось прежним, что-то очень важное, если мы говорим о ребёнке на фото: «Это я!» Что же это, неуловимое и неизменяемое?
†††
Наши компьютеры всё более и более совершенствуются, по сравнению с 50-ми годами
мы ушли невероятно дале-
ко, — но притом ни на шаг не приблизились к главной задаче: самый «умный» наш
компьютер не способен мыслить самостоятельно, не обладает даже зачатками
психики. Может быть, пришло время отказаться от невыполнимой задачи? Пусть
компьютеры и далее совершенствуются, но не надо пытаться очеловечить их. Все
тайны сознания, разума, души нужно изучать непосредственно в человеке, направить
свой поиск не вширь, а вглубь. Я надеюсь, что этот поиск откроет перед
человечеством совершенно новые горизонты — при том, однако, условии, что
проводником в опасных глубинах сознания станет этика, мораль в самом высоком её
виде — религиозном.
†††
Мир, по Библии, — это то, что скрыто, скрыто в Боге, объемлется Богом, подобно тому как нерождённый младенец объемлется телом матери. Отсюда понятно, что взглянуть на Бога, рассмотреть и описать его человек в принципе не может, как не может эмбрион увидеть свою мать целиком или просто представить её более или менее достоверно. Бог становится изобразим только тогда, когда он приходит как Человек, что и явил нам Господь Иисус Христос.
†††
Пафос библейского откровения заключается в том, что Бог творит мир так, чтобы он мог существовать до определённой степени независимо. И если мы впрямую не видим Бога в окружающей нас действительности, то в этом тоже заключена некая весть Божия: весть о том, что Господь создал этот мир так, чтобы мы могли чувствовать себя в нём независимыми от Бога, самостоятельными существами. Для чего же это нужно? Для того, чтобы Он мог вступать с нами в личное общение. Судите сами: главное отличие человека от всех прочих живых существ (с точки зрения библейского откровения) заключается не в том, что мы умнее тех или иных животных, а в том, что только мы на Земле способны к личной встрече с Богом. Но ведь эта личная встреча возможна лишь тогда, когда человек самостоятелен!.. Я же не могу всерьёз вступать в диалог с куклой, которая надета мне на руку!.. И точно так же Бог творит человека как совершенно независимое, самостоятельное, наделённое свободной волей существо, для того чтобы с ним можно было вступить в личное общение. Конечно, такая свобода чревата для нас серьёзной опасностью, — опасностью грехопадения, но, очевидно, Творец идёт даже на такой риск, лишь бы человек мог, своей волей выбрав путь к Нему, встретиться с Ним лицом к лицу.
ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ КИРИЛЛА КОПЕЙКИНА
Всё меньше любви в нашем мире,
Всё больше скорбей и утрат.
Покинул нас физик и клирик,
В небесный ушёл вертоград.
Там ждут его сёстры и братья
В саду среди лилий и роз.
Ему открывает объятья
Спаситель — Господь наш Христос.
Там Божия милость нисходит
В сиянии ангельских крыл.
И братья Кирилл и Мефодий
Приветствуют: — Здравствуй, Кирилл!
И в мире ином, может, снова
Займётся наукою он.
И встретят его, как родного,
Эйнштейн, и Паскаль, и Ньютон.
Татьяна ЕГОРОВА