Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

29 сентября — 120 лет Н.А.Островскому

МОЛОДЕЦ, ПАВЛУША, ЧТО НЕ УМЕР!

Не раз я об этом говорил, но хочу повторить снова: главной целью советской пропаганды было воспитание святых.

Да, именно так.

Потому что советские идеологи хорошо понимали: никакой коммунизм невозможно построить с существами теплохладными, эгоистичными, пакостливыми и вороватыми. Коммунизм, то есть общество всеобщей братской любви, могут создать и жить в нём только святые — те, кто за ближнего души своей не пожалеет, причём не только на войне, но и в мирной жизни, не только в мгновенном подвиге-жертвоприношении (как Александр Матросов), но и в долгом самоотверженном труде (как тысячи наших славных тружеников).

— Да, — скажете вы, — но как же возможно воспитать святых, и не одного, а целую страну, если при этом отрицать Бога?

Как можно? Да никак. Потому-то и рухнул коммунизм, что его великая (по-настоящему великая!) цель не была подкреплена Божиим благословением, потому что он от Божиего благословения решительно отрекался и твёрдо стоял на том, что человек сам себе устроит рай.

Такая гордыня вредна и греховна, и мы за неё довольно поплатились. Но вредна ли, спрошу я вас, греховна ли цель коммунизма? Греховно ли желать уничтожения нищеты и порабощения человека человеком? Греховно ли строить общество на началах братской любви? Греховно ли стремиться «из царства необходимости в царство свободы», где силы каждого будут направлены не на собственное благополучие, а на благо ближнего, да и дальнего тоже?

Вы утверждаете, что невозможно воспитать святых, минуя Бога. Наверное, вы правы. Да нет, вы определённо правы. Глупо строить башню на песке. Но, подумайте: ведь построить её всё-таки можно… И несколько дней она всё-таки простоит… Вот так и с воспитанием «безбожных святых» — в массе эта попытка провалилась, но в отдельных случаях она достигла успеха. Зоя Космодемьянская и молодогвардейцы, герои войны и герои труда, дважды — в 30-е и в 40-е годы — восставившие страну из руин… Разве это не святые люди?

120 лет назад родился один такой «безбожный святой» — Николай Алексеевич Островский, известный всему миру как автор романа «Как закалялась сталь». Очень хочется почтить память этого великого человека именно в православной газете.

В глазах миллионов Николай Островский — это Павел Корчагин; никакой границы между автором и его героем читатель, как правило, не проводит. Давайте всё-таки проведём эту границу. Не потому, что мы считаем, будто Островский в своей книге врал, что на самом деле всё было совсем не так героично и возвышенно, как в романе. Нет. Просто подвиг Островского не в том, что он строил узкоколейку, сражался с бандитами, участвовал в разгроме троцкистов… Его подвиг — это его книга.

Не раз говорилось, что роман «Как закалялась сталь» не имеет подобия ни в одном литературном произведении классической русской литературы. Его нельзя сравнивать ни с «Евгением Онегиным», ни с «Войной и миром», ни с «Братьями Карамазовыми», как нельзя сравнивать круглое с красным. По жанру своему этот роман — житие, типичное житие русского святого. Островский написал советское житие.

Пожалуй, ближе всего книга «Как закалялась сталь» стоит к «Житию протопопа Аввакума» — и по форме (Аввакум тоже писал сам о себе), и по духу — огненному, непримиримому, жертвенному. Разница только в одном: раскольник-протопоп ни одного доброго дела людям не сделал, весь его пыл был направлен, грубо говоря, на то, чтобы из имени Иисус убрали лишнюю букву и. В конечном счёте яростное буквоедство Аввакума и его сподвижников привело только к беде, к разъятию живой плоти Русской Церкви, к расколу в русском обществе.

А что же герой Островского — Павел Корчагин? Каковы его главные дела?

Он бился с петлюровцами — то есть, собственно говоря, с теми же людьми, с которыми сражаются сегодня наши солдаты на СВО.

Он строил узкоколейку, чтобы замерзающий Киев получил дрова на зиму.

Он боролся с троцкистами — то есть, собственно говоря, с теми же людьми, что возводят сейчас смрадную вавилонскую башню глобализма. Битва с Троцким была битвой за Россию, а всякая битва за Россию есть битва за весь мир.

Он сражался с бандами, то есть обес­печивал мирную жизнь тысячам соотечественников. Кстати, если вы потрудитесь разузнать, что именно вытворяли тогдашние банды, то поймёте, что каждый, встававший против них, заслуживает отдельного земного поклона.

Вот четыре главных дела и героя, и автора романа: борьба с зарождающимся украинским фашизмом, борьба с разрухой, борьба с русофобской троцкистской идеей, борьба с вооружёнными извергами, с убийцами.

— Всё только борьба? Всё только «против»?

Нет, это та самая борьба, что равнозначна созиданию: за мирную жизнь, за процветание страны, за чистоту духа, за безопасность сограждан. Только за эти четыре подвига имя Островского заслуживает благодарной памяти в сердцах потомков.

Но Островский сделал нечто ещё более великое: он описал Павкины деяния с такой силой и с таким огнём, что огонь этот не потух и по сей день. (Недавно узнал, что «Как закалялась сталь» пользуется большой, искренней любовью у китайской молодёжи. Молодые китайцы пытаются брать пример с Павки.)

Островский словно зажёг маяк для всех, плавающих в бурном революционном море, знак спасения для всех, кто хотел видеть в революции не разгул анархии и вседозволенности, не возможность безнаказанно позлодействовать, а дорогу в светлый мир братства и справедливости. Очень вовремя вышла в свет его книга, именно в те годы, когда Россия поменяла курс — от хаоса и разрухи повернула к возрождению и созиданию.

Что вы можете противопоставить по­двигам Павки? То, что юноша в начале книги подмешал табак в пасхальное тесто? Поступок скверный, что и говорить. Но только не надо делать вид, будто этим поступком исчерпывается Павкина биография.

Вернее — Павкино житие. Житие «советского святого».

«Советская святость» — явление, сегодня кажущееся странным. У «советского святого» на месте Бога был народ (как и говорилось в ту пору: «Служу трудовому народу!»), была родная страна. Из двух равновеликих заповедей: «Возлюби Бога своего» и «Возлюби ближнего, как самого себя» — вторую заповедь он всеми силами души старался исполнить. А можно ли в полной мере исполнить вторую, не исполнив первой? Нет, конечно.

Но глубоко заблуждаются те, кто считают, будто первую можно исполнить, забыв о второй.

Поэтому прежде чем отмахиваться от Павкиной «совковости», попытайтесь сперва поучиться у него, что это значит: возлюбить ближнего, как самого себя. Ведь эта любовь не сладенькое сюсюканье и не раздача нищим от щедрот по копеечке в воскресный день. А что же? А вы перечитайте «Как закалялась сталь» — может быть, поймёте.

Принял ли Господь подвиг Островского?

Простите, не знаем.

В раю ли сейчас Островский?

Простите, мы там не бывали и утверждать ничего не можем. Но что-то помнится, как некто мудрый сказал: «Если я попаду в рай, я сперва удивлюсь тому, что я сам сюда попал; потом удивлюсь тому, что не вижу здесь тех, кого я ожидал увидеть; и наконец, удивлюсь тому, что вижу здесь тех, кого я увидеть никак не ожидал».

И наконец, та фраза, которую наше поколение помнило наизусть: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества».

Человека православного эта фраза ничем не покоробит. Даже «борьба за освобождение человечества» — разве сейчас это не своевременно?

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая