![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Не
раз я об этом говорил, но хочу повторить снова: главной целью советской
пропаганды было воспитание святых.
Да, именно так.
Потому что советские идеологи хорошо понимали: никакой коммунизм невозможно построить с существами теплохладными, эгоистичными, пакостливыми и вороватыми. Коммунизм, то есть общество всеобщей братской любви, могут создать и жить в нём только святые — те, кто за ближнего души своей не пожалеет, причём не только на войне, но и в мирной жизни, не только в мгновенном подвиге-жертвоприношении (как Александр Матросов), но и в долгом самоотверженном труде (как тысячи наших славных тружеников).
— Да, — скажете вы, — но как же возможно воспитать святых, и не одного, а целую страну, если при этом отрицать Бога?
Как можно? Да никак. Потому-то и рухнул коммунизм, что его великая (по-настоящему великая!) цель не была подкреплена Божиим благословением, потому что он от Божиего благословения решительно отрекался и твёрдо стоял на том, что человек сам себе устроит рай.
Такая гордыня вредна и греховна, и мы за неё довольно поплатились. Но вредна ли, спрошу я вас, греховна ли цель коммунизма? Греховно ли желать уничтожения нищеты и порабощения человека человеком? Греховно ли строить общество на началах братской любви? Греховно ли стремиться «из царства необходимости в царство свободы», где силы каждого будут направлены не на собственное благополучие, а на благо ближнего, да и дальнего тоже?
Вы утверждаете, что невозможно воспитать святых, минуя Бога. Наверное, вы правы. Да нет, вы определённо правы. Глупо строить башню на песке. Но, подумайте: ведь построить её всё-таки можно… И несколько дней она всё-таки простоит… Вот так и с воспитанием «безбожных святых» — в массе эта попытка провалилась, но в отдельных случаях она достигла успеха. Зоя Космодемьянская и молодогвардейцы, герои войны и герои труда, дважды — в 30-е и в 40-е годы — восставившие страну из руин… Разве это не святые люди?
120 лет назад родился один такой «безбожный святой» — Николай Алексеевич Островский, известный всему миру как автор романа «Как закалялась сталь». Очень хочется почтить память этого великого человека именно в православной газете.
В глазах миллионов Николай Островский — это Павел Корчагин; никакой границы между автором и его героем читатель, как правило, не проводит. Давайте всё-таки проведём эту границу. Не потому, что мы считаем, будто Островский в своей книге врал, что на самом деле всё было совсем не так героично и возвышенно, как в романе. Нет. Просто подвиг Островского не в том, что он строил узкоколейку, сражался с бандитами, участвовал в разгроме троцкистов… Его подвиг — это его книга.
Не раз говорилось, что роман «Как закалялась сталь» не имеет подобия ни в одном литературном произведении классической русской литературы. Его нельзя сравнивать ни с «Евгением Онегиным», ни с «Войной и миром», ни с «Братьями Карамазовыми», как нельзя сравнивать круглое с красным. По жанру своему этот роман — житие, типичное житие русского святого. Островский написал советское житие.
Пожалуй, ближе всего книга «Как закалялась сталь» стоит к «Житию протопопа Аввакума» — и по форме (Аввакум тоже писал сам о себе), и по духу — огненному, непримиримому, жертвенному. Разница только в одном: раскольник-протопоп ни одного доброго дела людям не сделал, весь его пыл был направлен, грубо говоря, на то, чтобы из имени Иисус убрали лишнюю букву и. В конечном счёте яростное буквоедство Аввакума и его сподвижников привело только к беде, к разъятию живой плоти Русской Церкви, к расколу в русском обществе.
А что же герой Островского — Павел Корчагин? Каковы его главные дела?
Он бился с петлюровцами — то есть, собственно говоря, с теми же людьми, с которыми сражаются сегодня наши солдаты на СВО.
Он строил узкоколейку, чтобы замерзающий Киев получил дрова на зиму.
Он боролся с троцкистами — то есть, собственно говоря, с теми же людьми, что возводят сейчас смрадную вавилонскую башню глобализма. Битва с Троцким была битвой за Россию, а всякая битва за Россию есть битва за весь мир.
Он сражался с бандами, то есть обеспечивал мирную жизнь тысячам соотечественников. Кстати, если вы потрудитесь разузнать, что именно вытворяли тогдашние банды, то поймёте, что каждый, встававший против них, заслуживает отдельного земного поклона.
Вот четыре главных дела и героя, и автора романа: борьба с зарождающимся украинским фашизмом, борьба с разрухой, борьба с русофобской троцкистской идеей, борьба с вооружёнными извергами, с убийцами.
— Всё только борьба? Всё только «против»?
Нет, это та самая борьба, что равнозначна созиданию: за мирную жизнь, за процветание страны, за чистоту духа, за безопасность сограждан. Только за эти четыре подвига имя Островского заслуживает благодарной памяти в сердцах потомков.
Но Островский сделал нечто ещё более великое: он описал Павкины деяния с такой силой и с таким огнём, что огонь этот не потух и по сей день. (Недавно узнал, что «Как закалялась сталь» пользуется большой, искренней любовью у китайской молодёжи. Молодые китайцы пытаются брать пример с Павки.)
Островский словно зажёг маяк для всех, плавающих в бурном революционном море, знак спасения для всех, кто хотел видеть в революции не разгул анархии и вседозволенности, не возможность безнаказанно позлодействовать, а дорогу в светлый мир братства и справедливости. Очень вовремя вышла в свет его книга, именно в те годы, когда Россия поменяла курс — от хаоса и разрухи повернула к возрождению и созиданию.
Что вы можете противопоставить подвигам Павки? То, что юноша в начале книги подмешал табак в пасхальное тесто? Поступок скверный, что и говорить. Но только не надо делать вид, будто этим поступком исчерпывается Павкина биография.
Вернее — Павкино житие. Житие «советского святого».
«Советская святость» — явление, сегодня кажущееся странным. У «советского святого» на месте Бога был народ (как и говорилось в ту пору: «Служу трудовому народу!»), была родная страна. Из двух равновеликих заповедей: «Возлюби Бога своего» и «Возлюби ближнего, как самого себя» — вторую заповедь он всеми силами души старался исполнить. А можно ли в полной мере исполнить вторую, не исполнив первой? Нет, конечно.
Но глубоко заблуждаются те, кто считают, будто первую можно исполнить, забыв о второй.
Поэтому прежде чем отмахиваться от Павкиной «совковости», попытайтесь сперва поучиться у него, что это значит: возлюбить ближнего, как самого себя. Ведь эта любовь не сладенькое сюсюканье и не раздача нищим от щедрот по копеечке в воскресный день. А что же? А вы перечитайте «Как закалялась сталь» — может быть, поймёте.
Принял ли Господь подвиг Островского?
Простите, не знаем.
В раю ли сейчас Островский?
Простите, мы там не бывали и утверждать ничего не можем. Но что-то помнится, как некто мудрый сказал: «Если я попаду в рай, я сперва удивлюсь тому, что я сам сюда попал; потом удивлюсь тому, что не вижу здесь тех, кого я ожидал увидеть; и наконец, удивлюсь тому, что вижу здесь тех, кого я увидеть никак не ожидал».
И наконец, та фраза, которую наше поколение помнило наизусть: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества».
Человека православного эта фраза ничем не покоробит. Даже «борьба за освобождение человечества» — разве сейчас это не своевременно?
Алексей БАКУЛИН