Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово священника

ПРОТ.ДИМИТРИЙ СМИРНОВ: О ЖИЗНИ РАВНОАНГЕЛЬНОЙ

Из проповеди, произнесённой в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке в Москве

Ангелы Божии очень активно участвуют в нашей жизни, только делают они это столь тихо и смиренно, что для нас это очень часто бывает незаметно. О существовании ангелов мы можем узнать, выражаясь современным языком, по двум каналам: во-первых, из откровения Божия, потому что об их участии в нашей жизни говорится в Священном Писании, — и неоднократно.

Мы иногда даже удивляемся, что при нашей немощи и при нашей рассеянности Господь эту нашу молитву слышит (во всяком случае, чаще, чем мы этого заслуживаем). Почему так получается? Потому что ангелы возносят её к Престолу Божию. Они непрестанно совершают это движение — от каждого из нас (от тех, кто молится, конечно) к Престолу Божию. Потому их роль в жизни людей молящихся огромна. И не молящихся людей ангелы не хотят оставить в их грехе и стараются воздействовать на совесть человека, ибо время от времени в каждом закоренелом грешнике рождается мысль, что он делает что-то нехорошее, и человек как-то останавливается. Или не останавливается — и тогда совесть постепенно начинает умолкать, не выдерживая напора бессовестности. Обычно человек в этом состоянии находится наедине сам с собой — так ему кажется. А на самом деле из глубины души доносится призыв очиститься и прекратить какой-то грех, — и это есть действие ангелов.

В некоторых святых мы видим такие дары Божии, которые делают их похожими на ангелов: сверхъестественная доброта, незлобие, абсолютное равнодушие к деньгам, прозорливость, терпение. Даже выражение такое есть: ангельское терпение. Нас моментально раздражает малейшее движение — некоторых сразу и до истерики, а никакого ангела нельзя из себя вывести.

Духовная жизнь — это жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Наша жизнь противоположна заповедям Божиим, и, к сожалению, большинство людей тратит свои силы непонятно на что: чтобы не опоздать на службу, человек готов поругаться с родственниками, бежать, всех расталкивая… Понятно, что опаздывать на службу нехорошо, но есть вещи ещё более важные, и об этих вещах мы, к сожалению, забываем. У нас отношение к заповедям Божиим выборочное.

Иногда в нашей жизни происходит нечто такое, что нас буквально призывает исполнить заповедь Божию. Вот пример: умерла у нас одна прихожанка. У неё дочка с маленькими детьми. Дети заболели, а тут и бабушка в больницу слегла, надо за ней поухаживать… И работать надо… Она к одному за помощью обратится, к другому — все не могут. А ведь это Промысл Божий обращается к человеку: надо помочь! Что должен делать крещёный человек? Да всё бросить и помочь!

— А мне некогда! У одного это, у другого то — у всех что-то.

Но мы же читаем притчу о милосердном самарянине: он едет на осле, у него своя кладь… Вдруг видит: лежит какой-то мужик израненный. Он его поднял, своё масло, своё вино возлил на раны, перевязал… Чем? У него что, стерильные бинты были? Нет. Он свою одёжку взял, ею завязал, повёз в гостиницу, гостиннику говорит: «Ты ему служи! Возьми деньги!» — свои деньги из своего кармана вынул… «А если ты на него больше истратишь — я тебе, когда вернусь, ещё дам!» Христос говорит: «Иди, и ты поступай такожде». Вот что такое любовь к ближнему, а мы это не очень-то понимаем. Мы должны искать, не надо ли кому нашей помощи. Понятно, что мы воспитаны по-уродски, нам никто не говорил, что надо маме помогать, что надо папе помогать, что надо день так начинать: «Мама, не надо ли тебе чего?»

Мы все живём в бреду и не понимаем, для чего Христос на землю приходил. Чтобы мы правило читали? Чтобы мы иконки рисовали? Чтобы мы распевали «Господи помилуй»? Нет. Это всё средства. А к чему эти средства? Чтобы нам изменить себя. В чём изменить? Чтобы из себялюбия получилась любовь. Что такое покаяние? Это способ изменить себя на противоположный знак. У всех любовь к себе, поэтому Господь и говорит: «Возлюби ближнего, как самого себя». Как я самого себя люблю? — себе повкусней, себе побольше, себе поудобней. А это всё надо отдать ближнему — если ты крест на себя надел, если ты хочешь Богу служить, если хочешь быть христианином, если хочешь вести ангельскую жизнь. Вот мы молимся: «Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». А что значит «яко на небеси»? А там ангелы находятся в полном послушании Богу и в полном послушании старшему.

И ангелы дают нам пример своим иерархичным строем, заботой о человеке. Они, во-первых, взывают к нашей совести, а потом подают нам пример. У нас есть ангелы-хранители, их послушание — нас охранять. Как обычные дети себя ведут в школе или на улице, когда уроки кончились? По идее, при таком поведении ни один из них не должен года прожить! И конечно, дети у нас набивают шишки, ломают руки-ноги, некоторых сшибают автомобили… Но ведь послушливый ребёнок — это один на миллион! Мне в жизни таких не попадалось. И тем не менее они есть, они живые, с руками и с ногами! Кто их сохранил? Ангелы-хранители. Только по особому Промыслу Божиему случается несчастье. А так обычно ангелы-хранители спасают человека от того ужаса, которому люди сами себя подвергают — от мала до велика.

И конечно, Господь пришёл на землю, потому что хотел, чтобы Его Царство распространилось и на человеков. «Где двое или трое соберутся во имя Моё, там Я посреди них». Он хотел, чтобы Царство Божие было посреди нас, чтобы оно воцарилось в нас. Но это невозможно без нашей воли. Мы должны выйти Царству Божиему навстречу, мы должны его искать, мы должны вдумываться, вчитываться в слова Господни, чтобы они отражались на нашей жизни.

Мне-то повезло, я всё время живу среди христиан: в семье у меня все верующие, в храм приду — все верующие… Может создаться впечатление, что вообще нет ни безбожия, ни пьянства, ни наркомании, все очень симпатичные люди… Но даже наблюдая этих верующих людей, видим: то этот обиделся, то тот нагрубил, то этот в подозрение впал, то тот на другого жалуется. Одному человеку (старше пятидесяти!) говорю: «Вот ты на него жаловался полгода назад…» — «Да, помню, я был неправ». — «А ты хотел, чтобы его уволили! Вот если бы я уволил?..»

Ну как христианин может обижаться, если он несколько раз в день должен повторять: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»? Мы сами просим Бога, чтобы наше прощение стояло в прямой зависимости от того, как мы прощаем ближнему. Если ты не прощаешь, то и сам не будешь прощён. Но если не будет прощения, то какой смысл во всём том, что мы в Церкви делаем? Никакого! О, если бы никакого! Это ещё ладно. Но вся наша церковная жизнь превращается в свою противоположность, превращается в то, что отвратительно Богу, — в фарисейство. Внешне-то вроде христиане, такие благочестивые, — но попробуй чуть скажи поперёк! Сразу слёзы, обиды, истерики, обвинения, жалобы и т.д. А ещё хвастаются: «Я 14 лет в церковь хожу!» — «А я 24 года!» Очень жаль, что за эти годы так и не научился терпению, смирению и кротости… Вообще ничему! Только благодаря присутствию ангелов мы ещё друг друга не съели, не растерзали. Они нас как-то умиротворяют. Конечно, это в ущерб нам. Если люди увидят, что ты становишься настоящим христианином, они тебя заездят, они к тебе в очередь встанут: этому дай, этому помоги, этого научи…

Поэтому нам надо почувствовать: чего от нас хотят весь ангельский мир и пришедший к нам Господь? Только того, чтобы мы изменились.

предыдущая    следующая