Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
«ОБРЯД» — ПО-СЛАВЯНСКИ «ОДЕЖДА»
В православном храме так много разных обрядов, правил. Зачем всё это? Не проще ли просто верить в Бога, разговаривать с Ним? Всё остальное только отвлекает. Размышляет протоиерей Константин ПАРХОМЕНКО, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора.
Я расскажу о своём опыте. Пришёл я к Богу, когда мне было 14 лет. Однажды просто зашёл в храм, и на меня большое впечатление произвели и свет храма — таинственно-золотой, и запах, и пение. Присутствие в моей жизни Кого-то высшего я чувствовал с детства. А тут вдруг понял, что именно здесь можно узнать, Кто Он такой, Бог. Я осознал, что церковь — это действительно место встречи с Богом. Потом ещё раза три заходил ненадолго в храм, стоял, молчал и уходил. Я не понимал ничего, что совершалось в храме, кроме слов: «Господи, помилуй».
Однажды, как обычно, я зашёл в церковь и разговорился с женщиной, продававшей свечи. Она спросила, почему я не исповедуюсь и не причащаюсь. Я ответил, что не знаю, что это такое, больше того, я вообще ничего в службе не понимаю. И женщина сказала простую вещь: «Ты просто подойди поближе к алтарю и внимательно вслушивайся в то, что читается, потом смотри, что делает батюшка, диакон, крестись, когда крестятся все молящиеся, и кланяйся с ними. Пусть сегодня ты ничего не понимаешь, это откроется, месяца через два». Так и произошло.
Бояться храма не надо. Просто приходите, стойте, слушайте. Молитесь как умеете, своими словами. Просите, чтобы Господь открыл суть происходящего. И очень скоро вы будете всё понимать.
Что касается обрядов (не путайте с церковными таинствами!)… Те, кто выступает против обрядов, забывают, что мы люди. Если бы мы были ангелами, для нас естественно было бы прославлять Бога только душою. Но мы люди, и каждое своё внутреннее настроение мы облекаем во внешнее действие. Собственно, слово «обряд» по-славянски значит «одежда» (глагол «обряжать»). Обряд — это одежда внутреннего настроения. Когда мы приветствуем друг друга — мы пожимаем руки; когда любим — целуемся. Это тоже обряд, т.е. внешнее выражение нашего внутреннего настроения.
Возражения против внешнего обряда логичны только в рамках религиозных представлений, вообще отрицающих плоть, и мир, и всё, что с ними связано. Особенно это представление характерно для так называемого гностицизма, ереси II—III столетий, отрицающей всё земное, всё сотворённое. Гностики говорили, что Христос и воскрес призрачно, иллюзорно; ученикам лишь казалось, что Он воскрес. Не мог же, говорят гностики, Христос в самом деле опять воспринять что-то греховное, какое-то тело… Еретик Аполлоний Тианский говорил, что Бога нельзя чествовать ничем материальным, даже вслух произносимым словом, потому что вся материя в мире слишком осквернена, чтобы её приносить в дар Творцу. Однако и Ветхий, и Новый Завет говорят о другом. О том, что вкладывать наши чувства во внешние знаки возможно.
Нужен ли Богу обряд без внутреннего чувства? Богу вообще никакой обряд не нужен. Обряд нужен нам, ибо он помогает нам всецело — и мыслью, и словом, и каждым жестом — вовлечься в молитву, предстояние пред Богом. Но следует помнить вот о чём: Бог не принимает жестов, действий, за которыми не стоит искреннее чувство, механических жестов и действий. Часто такими были иудеи времён Иисуса Христа, Спаситель говорил о них: «Лицемеры! …приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня…» (Мф.15,7—8). Внешнее обязательно должно быть соединено с внутренним.