Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВДРУГ У РАЗБОЙНИКА ЛЮТОГО СОВЕСТЬ ГОСПОДЬ ПРОБУДИЛ

Христос сказал: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18,18). А если говорить о прощении грехов, есть ли те грехи, которые могут быть не прощены или которые священник не может отпустить сразу? Отвечает доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий ГРИГОРЬЕВ.

Спаситель, говоря: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе», призывает таким образом пастырей мудро и с любовью пользоваться полученным правом. Это же нашло отражение и в Правиле 102 Шестого Вселенского Собора: «Приявшие от Бога власть решить и вязать должны рассматривать качество греха и готовность согрешившаго ко обращению и тако употреблять приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры и в том и в другом, не утратить спасения недугующего.

Ибо неодинаков есть недуг греха, но различен и многообразен, и производит многие отрасли вреда, из которых зло обильно разливается, доколе не будет остановлено силою врачующего. Почему духовное врачебное искусство являющему подобает прежде рассматривать расположение согрешившего и наблюдать, к здравию ли он направляется или, напротив, собственными нравами привлекает к себе болезнь…»

Конечно, каждый священник должен сам определять, насколько тяжек грех, совершённый человеком, и решать — отпустить сей грех, или наложить эпитимию, или… Это вопрос пастырской совести каждого священника. Но в моём понимании понятие смертных и тяжёлых грехов не совсем богословски правильно. Потому что, например, такой грех, как осуждение, — вроде бы не очень страшный (все люди подвержены этому греху), но если каждый такой малый грех приравнять к песчинке, то накопятся огромные мешки «греховного песка». Это мне напоминает рассуждения о лёгких и тяжёлых наркотиках. Такие рассуждения — заведомая ложь: на самом деле нет так называемых лёгких и тяжёлых наркотиков — наркотик, он и есть наркотик, и его действие разрушительно для тела, души и психики человека. Просто человеку кажется, что он из двух зол выбирает меньшее… Как в притче про монаха, которого бес подстрекает: «Либо напейся, либо блуд соверши, либо убей человека». И тот подумал: «Пожалуй, напьюсь. Это ведь небольшой грех». Но напившись, он совершил и два других греха.

Не существует грехов, которых Гос­подь не прощает человеку, существуют люди, которые не хотят в грехах каяться, а может быть, и не видят эти грехи или не считают иные свои действия греховными. Но исповедь только тогда может достичь очистительного результата, когда человек раскаивается в своём грехе, когда подрубается корень греха.

Например, по святоотеческому описанию грехов, пьянство приводит к блуду, блуд — к сребролюбию, сребролюбие — к унынию, уныние — к гордыне. И когда мы подрываем пьянство — всё древо греха рушится. Но если мы будем бороться с верхними грехами, то до глубины нижних так и не доберёмся. Нередко люди на древе греха пытаются сорвать лишь листья или веточки обломать, а сам корень не затрагивается. В принципе, это тоже полезная практика, но…

Что делать, с чего начать? Следует как можно чаще причащаться, так как чтобы увидеть корень греха, нужна достаточная духовная сила, нужно, чтобы по­явился внутренний свет. Всё это мы получаем, когда причащаемся Тела и Крови Христовых. Тогда открываются наши духовные очи и может произойти такое покаяние по благодати Божией, как у разбойника лютого, у которого вдруг совесть Господь пробудил. Поэтому, когда приступаете к Причастию, просите Бога о даровании благодати прощения тех, кто вас обидел, о даровании благодати видения своих грехов, именно корней греха.

Я думаю, есть один из главных грехов, в котором люди вообще не каются, как это ни странно. Давно я не видел людей, которые бы говорили: «Каюсь в потере духа любви, я не люблю Бога…»; или: «Я не люблю ближнего, потому что не люблю себя». А ведь именно первая заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10,27) — является ключом к искоренению греха нелюбви. Но как возлюбить себя? Ведь люди в основном пребывают в весьма интересном состоянии — они себя не любят. Видят в себе лишь плохое. Но в каждом человеке есть же и что-то хорошее! А всё плохое в нас возникает потому, что мы потеряли дух любви. Все грехи — это наши таланты без любви. Ушла из нас благодать Святого Духа, и все наши таланты превратились в грехи.

Почему никто не кается: «Я потерял дух любви к себе, от этого я перестал любить людей, и я обижаюсь на Бога не прямо, но косвенно, потому что люди плохие, мир плохой, неправильный, в нём много зла»?

По сути дела, отсутствие любви к себе — это косвенное осуждение Бога: «Господи, как же Ты создал такого негодяя, как я? Куда же Ты смотришь? Почему люди вокруг такие плохие?» Это то, о чём образно, ярко и проникновенно говорил преподобный Паисий Святогорец: что все люди делятся на «пчёл» и «мух». «Мухи», когда подходят на исповедь, говорят: «Везде много мусора, помойка везде — и в душе, и вокруг». Но ни одна «муха» не говорит: «Прости меня, Господи, что я была пчелой, а стала мухой». Не так давно пришла ко мне молодая женщина и говорит: «Я уже несколько лет хожу в церковь, но у меня депрессия, постоянно плохое настроение, я нахожусь в унынии. И ещё… у меня очень плохие отношения с мужем». Я сразу спросил: «Когда вы последний раз причащались?» —
«Год назад, — отвечает. — Я недостойна, у меня много грехов. И знаете, я мужа уговариваю ходить со мной в церковь, но он отказывается». Я ей искренне тогда сказал: «Знаете, если бы я был вашим мужем, то, глядя на вас, тоже не пошёл бы в церковь».

Понимаете, что произошло в этой семье? Была нормальная жена, а как пошла в церковь да стала изучать грехи — погрязла в унынии и депрессии… И ещё мужа пытается к этому притянуть. Так у мужа сформируется понимание, что ходить в церковь — это всё равно что попасть в ад.

Но мы же с вами живём во времена Первого Пришествия Христа — значит, у нас есть возможность чудесного изменения. Новый Завет — это небывалый завет таинственного преображения души человека. Не зря Евангелие показывает нам образ благоразумного разбойника. Помните, как в песне Н.А.Некрасова «О двенадцати разбойниках»: «Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил». Да, первый, прежде всех праведников, он — разбойник! — вошёл в Царствие Небесное вслед за Господом. Разве это не должно вселять в нас надежду?

К тому же если человек не будет причащаться, считая себя недостойным, — он что, избавится от греха или у него станет меньше грехов? Нет! Именно святые Таинства Церкви — Причастие и исповедь перед Причастием — являются исцелением грешников в первую очередь.

Что касается недопущения к Причастию… Тут уже каждый священник должен сам чувствовать ситуацию и поступать согласно своей пастырской совести.

Но, с моей точки зрения, очень важно всё-таки быть проводником людей к Богу, то есть помогать людям встретиться с Господом, а не становиться посредником, другими словами — человеком, загораживающим дорогу к Богу. Это очень важно — не загородить человеку дорогу к Богу.

На протяжении веков существования христианства бытовали разные перечни грехов, по которым грешника отлучали от Причастия и накладывали епитимию. Но, как мне кажется, главная епитимия современного мира, наложенная на всех людей, — это отсутствие Причастия, отсутствие покаяния. То есть люди сами не очень-то стремятся изменить свою жизнь, не очень-то стремятся присутствовать в храме на службах, соборно молиться, тем самым фактически лишая себя возможности внутреннего духовного изменения.

Как подвигнуть себя вести образ жизни христианина? Вспомнить слова Спасителя: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11,28), — а также вспомнить слова Христа относительно детей: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14).

предыдущая    следующая