Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

НА ВОЙНЕ ВСЕМ СТРАШНО. ПОМОГАЮТ МОЛИТВА И ДОБРОЕ СЛОВО

Отец Димитрий — уникальная личность. Он совершил более 60 командировок в «горячие точки». В том числе на Северный Кавказ, Грузию, Сирию, на Донбасс. Написал книгу «На войне», помогающую выжить и остаться человеком. За отвагу и большую просветительскую работу награждён двумя орденами Мужества, орденом Дружбы Народов, медалями. Сегодня батюшка рассказывает, как вести себя в критической ситуации, что помогает не ожесточиться и насколько важны правила духовной безопасности.

— Отец Димитрий, вы из семьи офицера и не планировали стать священником. Учились в Высшем военно-политическом училище им.Андропова. Что стало поворотным моментом и изменило судьбу?

Моя учёба совпала с развалом Советского Союза, крушением прежней идеологии. Видя всю вакханалию, которая тогда происходила, я разочаровался во многом, что раньше казалось незыблемым. Смысл обучения потерялся — и я оставил училище. Помогла вера, которая постепенно заменила прежние истины. Пошёл в Церковь. Сначала работал сторожем, был пономарём, чтецом, затем поступил в семинарию. Так определился мой жизненный путь.

— Сейчас вы уже 19 лет как военный батюшка. На войне священнику, помимо духовных задач, надо приспособиться к боевым действиям. Как справляетесь с такой нагрузкой?

— Первый раз трудно, а когда уже со счёта сбился… С опытом набиваешь шишки, учишься, осознаёшь, как надо себя вести. Священник не имеет права брать в руки оружие, проливать кровь. В то же время на него все смотрят: как батюшка себя ведёт? Часто в критический момент всё решают секунды, и если будешь давать слабину — как тогда поступать другим? Поэтому нужно держать себя в руках, знать, что на тебе серьёзная ответственность, и готовиться к таким ситуациям. А если рядом человек боится — поддержать. На войне всем страшно, но молитва и доброе слово укрепляют и помогают правильно себя вести.

— В 2009-м в Чечне колонна спецназа, где были вы и отец Александр Рогожин, попала в засаду боевиков. Как в условиях опасности найти в себе силы, чтобы не просто помогать, а фактически воевать наравне с бойцами?

— Бой шёл около часа: пули свистели совсем рядом, «прилетели» и выстрелы из гранатомета. Несколько человек были ранены, а сопровождающий колонну майор убит. Но я видел, как достойно повели себя наши молодые солдаты и офицеры. Не нашлось ни одного, кто растерялся бы или струсил. Воевали все до единого. И это при том, что для них всех это был первый бой. Примечательно, что после разобрали все иконки и крестики, которые я брал с собой, и восемь человек крестились. А у меня появилось твёрдое ощущение, что делаю именно то, что должен.

(Батюшка не любит об этом рассказывать, но сегодня известны детали того боя. Отец Димитрий подбадривал солдат: «С Божьей помощью отобьёмся!», укреплял их дух, хотя самого ранило в руку. Наладил связь со штабом группировки и вызвал подкрепление, чем уберёг многих от гибели, и даже сам набивал в магазины патроны. За отвагу и самоотверженность протоиерей Димитрий Василенков был награждён орденом Мужества. — Прим.автора.)

— Второй орден Мужества вы получили в позапрошлом году за командировку в Сирию. Вынесли из-под обстрела девять человек! Как всё произошло?

— В Сирию мы поехали на открытие православной церкви в честь Святой Софии. Не скрою, мне было интересно посмотреть, как там живут христиане. Праздник был в самом разгаре. Мы с о.Константином раздавали иконки, общались с жителями, затем прошли крестным ходом. И вдруг в небе появился беспилотник…

Он взорвался буквально в нескольких метрах от площадки, где находились люди. Чудо, что всех закрыл памятник сирийскому солдату, иначе жертв было бы намного больше. Началась паника, так как мог прилететь второй «камикадзе». Мы стали выводить женщин и детей в безопасное место, переносить раненых, сами ушли последними. Ничего героического я здесь не вижу.

(Благодаря правильным действиям двух российских священников были спасены 15 мирных жителей, оказана помощь раненым. — Прим.автора.)

— Сейчас новые испытания для нашей страны — идёт специальная военная операция. Вы говорите, что солдат нужно учить не только держать оружие, но и правилам духовной безопасности, ибо от их незнания «происходит большинство потерь». На чём они основаны?

— Это в целом правила безопасности человека в нашем непростом мире. Нужно работать над собой, заниматься самоконтролем, стараться поступать по совести, а не по-свински. Постоянно быть внимательным к своим делам и словам. К сожалению, мы привыкли к преступному безразличию к своей жизни, хотя постоянно говорим о её неповторимости. Посмотрите: все в телефонах, наушниках. Машина несётся — ничего не замечаем. Многие равнодушны и к духовным нормам, семейным ценностям. Сегодня мы сражаемся за правое дело — значит, необходимо и жить по правде, а если гадить, то как выстоишь, как победишь?

У военного священника задача не менее сложная — спасение людей. Ведь надо не просто выжить, а остаться человеком, причём в условиях, которые этому не способствуют. Даже если война ведётся за справедливое дело, она приводит к ожесточению. Но бой когда-то закончится. И наша задача — чтобы люди, державшие в руках оружие, вернулись домой с нормальной психикой и продолжили мирную жизнь. Главная цель военного священника — привести воина ко Христу.

— Очевидцы боя в Чечне, о котором говорилось выше, вспоминали, что вы запрещали бойцам ругаться: «Не материтесь, иначе промахнётесь!» Почему считаете важным искоренять сквернословие?

— Мы должны хранить свои уста чистыми, а мат — язык нечистой силы, и ругающийся приобщается к этому злу. На войне же мат приносит гибель, так как мы обращаемся к нечисти — значит, призываем смерть, несчастья. В целом сквернословие — большой грех, а на фронте грехи командира и его подчинённых являются не просто ошибкой, а причиной поражения. Ещё великий сербский святитель Николай Велимирович предупреждал, что грех даже одного солдата «создаёт препятствие к военной удаче всей армии». А грех военачальника «равносилен измене и сдаче неприятелю». Вот и подумайте, что может произойти, если большинство вокруг, и армия в том числе, матерятся…

— Немало людей, в том числе талантливых, сейчас уехали из России и выступают с резкими заявлениями. Как вы к этому относитесь?

— Уехали — и слава Богу. Они не нас, себя наказали — струсили, смалодушничали. Живите теперь там, хлебайте этот «счастливый» мир. Но здесь и наша большая вина, в том числе моего поколения. Они не в другой стране выросли, а в нашем дворе, школе, семье. Значит, так мы их воспитали. Думаю, большинство — нормальные люди, поэтому если одумаются, пусть возвращаются и работают. Проблем — поле непаханое. А мы выстоим, выдержим и попытаемся сделать нашу жизнь лучше, чем была.

— Вы много работаете с молодёжью. А как воспитывать 15—18-летних, чтобы привить любовь к Родине?

— Считаю, что в работе с молодёжью сегодня надо многое менять. С одной стороны, немало говорится о воспитании молодых, выделяются солидные средства. Однако на деле спортивных секций, например, не хватает. Приходится возить детей в другие районы или обращаться в платные. Многодетным семьям, а у меня, скажем, четверо детей, в таких условиях непросто. Поэтому необходимо увеличивать доступные кружки, клубы, особенно военно-патриотические.

Сегодня же молодые ребятки как сидели в интернете, так и сидят. Возможно, со мной не согласятся, но считаю, что этот поток нужно ограничить. Это источник заразы, которая убивает души наших детей. В YouTube свободно распространяется столько вражеских роликов, что диву даёшься. Не случайно китайцы ввели свой внутренний интернет. А телевидение? Иногда посмотришь и понимаешь, что противники могли бы наградить многих известных лиц нашего телеэкрана. Сколько они творят глупостей и гадостей! Надо жёстко пресекать грязь, иначе молодёжь можем просто потерять.

— Вы не раз бывали в зоне СВО, привозили посылки от неравнодушных людей, письма, рисунки. Насколько важна такая поддержка?

— Очень важна. Не раз наблюдал, как меняются лица бойцов, когда они получают детские письма. Сначала читают вслух, а потом бережно складывают и уносят с собой. Мы должны помогать своей армии, а она — ощущать эту поддержку. Я бы сказал, что сегодня нужна духовная мобилизация всего нашего общества. Тогда легче воевать и побеждать. А победа обязательно будет за нами.

Елена ДАНИЛЕВИЧ,  «Аргументы и факты»

предыдущая    следующая