Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

4 февраля — Всемирный день борьбы против рака

БОЛЕЛИ ЛИ УГОДНИКИ БОЖИИ РАКОМ?

«Рак — это самая лучшая из всех болезней… Потому что другие недомогания ты не принимаешь всерьёз, надеешься, что скоро поправишься, и поэтому обычно внутренне ничуть не меняешься», — сказал прп.Порфирий Кавсокаливит. Зачастую приходится слышать, что онкологические заболевания — это удел духовно ущербных людей. Что рак связан с духовностью человека, с его греховностью, болезнью души и т.д. Так ли это на самом деле? И имеют ли отношение к духовно ущербным людям такие болезни, как заболевания сердечно-сосудистой системы, эндокринные заболевания, лор-болезни и прочие? И болели ли раком наши святые угодники? Ответы мы находим у диакона Олега Терлецкого († 2017).

Если придерживаться святоотеческих традиций и православного учения святых отцов, то получим обезоруживающе простой ответ на эти вопросы. Все болезни так или иначе связаны со страстями и грехами человека, и можно предположить, что наши святые, будучи людьми, могли болеть раком. Однако грех и святость — понятия несовместимые. Поэтому в случае с болезнями святых угодников Божиих нужно понимать, что не всегда болезнь связана с грехом, а бывают исключения из правил и замысел Божий, Его воля, неведомые нам. Также известно, что наши святые вымаливали и брали на себя грехи мира, смертельные болезни людей, уподобляясь Господу нашему Иисусу Христу, распятому за нас. В Символе веры сказано, что Спаситель распят за нас потому, что Своей крестной смертью Он избавил нас от греха, проклятия и смерти. Посмотрим, что об этом говорится в Священном Писании.

В Послании апостола Павла к Ефесянам об избавлении от греха сказано: «…в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по Богатству благодати Его…» (Еф.1,7). В Послании к Галатам об избавлении от проклятия повествуется: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: проклят всяк, висящий на древе)…» (Гал.3,13). В Послании к Евреям об избавлении от смерти написано: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2,14—15).

И кстати, гипотеза о том, что святые угодники Божии могли болеть раком, оказалась правдивой. Раком болели: прп.Иосиф Волоцкий (заболевание головного мозга), свт.Нектарий Эгинский (заболевание предстательной железы), прп.Порфирий Кавсокаливит (заболевание гипофиза), прп.Паисий Святогорец (заболевание толстого  кишечника),  прп.Анастасия Киевская (заболевание молочных желёз), прп.Иоанн Кронштадтский (заболевание желудка), святой праведный Алексий Южинский (заболевание кишечника).


Может быть, в твоей головке зародилась мысль, что раковая опухоль… сильнее Бога? Если так, то ты делаешь большую ошибку. Нет ничего превыше нашего Господа. Он, и только Он — над всем! И от Него зависит всё! Лекарство от рака очень простое. Врачи пользуются им ежедневно, оно постоянно у них под рукой… Но Бог не открывает им это средство, потому что в последнее время в результате раковых болезней наполнился рай!

Преподобный Порфирий Кавсокаливит


Необходимо отметить, что общей чертой этих святых людей было то, что с раннего детства они безвозмездно служили Богу и людям, труженики-по­движники с радостью выполняли заповеди Божьи, без каких-либо поблажек для себя, без просьб к Творцу об исцелении от своих смертельных болезней и немощей. Эти святые угодники Божьи добровольно пошли на крест: смиренно претерпевали лишения, клевету и телесные скорби, подражая горячо любимому ими Господу Иисусу Христу, нашему Спасителю. Таким образом, утверждение о том, что рак — это духовная болезнь, как мы видим, оказалось неверным. В каких-то случаях эта болезнь встречается и у святых угодников, будучи исключением из правил или замыслом Божиим, неведомым никому из нас.

Думаю, что замыслом Божьим и целью попущения злокачественного онкологического заболевания является «уведомление» человека о том, что время его земной жизни подошло к концу и начался обратный отсчет. Что, попустив серьезную болезнь, Господь принял решение отозвать его душу к Себе в вечность, что ему предстоит путь в Царствие Небесное или в царство тьмы. Обладая свободой выбора, человек получает возможность избрать тот или иной путь. По сути, онкобольной слышит глас Божий, призывающий к покаянию за всю прожитую жизнь. Поэтому мы должны считать это «уведомление» милостью Божьей, потому что существует множество заболеваний, в результате которых наступает скоропостижная смерть и человек уже не в состоянии прибегнуть к церковным Таинствам: не может осмысленно говорить, видеть, слышать и анализировать. Например, такое случается при остром инфаркте миокарда, инсульте, техногенных и природных катастрофах и др.

Приступающий к церковным Таинствам человек должен иметь ясное сознание (допускается незначительное оглушение сознания), но обязательно должен присутствовать самоанализ, иначе больной не может высказать свои мысли и покаяться. Поэтому заведомое «уведомление» о тяжёлом смертельном заболевании, когда ещё остаётся время для покаяния, и есть милость Божья.

После этого «уведомления» онкологический больной, оказавшись на распутье, может пойти по одному из трёх путей: 1) кутёжный (разгульный): взять от жизни за оставшееся время всё, что только возможно. По этому пути чаще всего идут люди неверующие, потому что считают, что за порогом этой жизни ничего нет, кроме небытия; 2) разумный (рациональный): больной осуществляет попытку излечения с помощью врача, доверяет врачу, его профессионализму, верит в лекарства и медицину, т.е. стремится помочь своему больному телу; 3) небесный (душеспасительный): больной воспринимает свою болезнь как «уведомление» и предупреждение Божие о грядущей вечности, не как наказание, а как милость Божию, направленную для спасения души.

Считаю, что лучшим выбором онкобольного является объединение разумного и небесного направлений.

Разные люди: паломники, духовные чада и монахи — задавали вопросы старцу Паисию, на тот момент уже смертельно больному раком толстого кишечника, приносят ли телесные болезни пользу человеку? Приведу ответы прп.Паисия Святогорца на эту тему. Например, беседуя с монахиней, прп.старец говорил: «Болезнь — это великое, великое благодеяние. Она очищает человека от греха, а иногда «гарантирует» ему небесную мзду. Душа человека подобна золоту, а болезнь подобна огню, который это золото очищает. Посмотри, ведь и Христос сказал апостолу Павлу: «Сила Моя в немощи совершается». Чем больше мучается человек от болезни, тем более чистым и более святым он становится — лишь бы он терпел и принимал болезнь с радостью». На эту же тему святой отец поучал: «Бог из всего извлекает пользу для блага человека! Всё, что Он попускает, оказывает нам духовную пользу». Угодник Божий учит: «Когда тело претерпевает испытание, душа освящается. От болезни страдает тело, наш глинобитный домик, но от этого будет вечно радоваться хозяин этого домика — наша душа — в том небесном дворце, который готовит нам Христос».

О молитве родных и близких людей об исцелении больного старец вещал: «Если мы не молимся за больного, то болезнь будет развиваться естественно. Тогда как если мы за него молимся, она может изменить свой естественный ход. Поэтому всегда молитесь за больных».

Доктор биологических наук и кандидат медицинских наук Валерий Борисович Слёзин (сотрудник Института мозга им.Бехтерева, заведует лабораторией) установил, что у молящихся православных людей были зафиксированы на энцефалограмме совершенно неизвестные до этого науке волны, которые излучает мозг. Можно сказать, что во время молитвы у православного человека мозг как бы отключён: он бодрствует, но он отключён.

«Во время молитвы ритм биотоков мозга существенно замедляется, так что становится возможным говорить о существовании четвёртого состояния сознания — медленного, или молитвенного, бодрствования. Мозг как бы выключается, прекращается активная мыслительная деятельность».

Ритм этих волн при молитве в мозге замедлен, как если бы человек спал, отдыхал. Отличие есть, но всё же…

Кроме этого, доктор Слёзин установил, что продолжительность жизни верующего православного христианина, у которого обнаружили онкологическое заболевание в неоперабельной стадии, благодаря молитве, как правило, больше, чем у атеиста, на 5—6 лет, что совпадает с данными Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). «Молитвой они [верующие] снимают страхи и повышают свой иммунитет». К сожалению, мы не знаем о чудесных случаях исцелений от рака, которые случаются ежедневно, потому что никто не ведёт их учёт.

По поводу здоровья и болезней прп.Паисий Святогорец как-то сказал: «Когда человек в полном порядке в отношении здоровья, то это как раз значит: что-то у него не в порядке. Лучше бы ему чем-то болеть. Я получил от своей болезни такую пользу, какую не получил от всего подвига аскезы, который совершал до того, как заболел. Поэтому я говорю, что если у человека нет обязанностей по отношению к другим, то ему лучше предпочитать здоровью болезни. Будучи здоровым, человек остаётся в должниках, а вот от болезни, относясь к ней с терпением, он получит мзду».

А игумен Киприан (Ященко), как бы подытоживая сказанное прп.старцем Паисием, свидетельствует: «Святому Паисию Божия Матерь дала откровение о болезни рака, о том, что Господь послал нам её на определённое время, и кто претерпит раковую болезнь без ропота, тот попадёт в рай… Он также сказал, что перед пришествием антихриста будет открыто лекарство от рака, оно очень лёгкое, о нём даже дети знают, но пока Господь заслонил это знание».

Возможно, поэтому митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), болевший раком, сказал: «Онкология — это особый путь к Богу. Это дорога избранных». Такими избранными и стали наши святые угодники Божьи, а также Святейший Патриарх Пимен, митрополит Киевский и всея Украины Владимир и другие священнослужители Русской Православной Церкви.

Таким образом: 1) больные раком, покаявшиеся и претерпевшие болезнь без ропота, попадают в рай; 2) лучшие результаты лечения получает онкобольной, объединивший разумный (рациональный) и небесный (душеспасительный) пути лечения тела и души; 3) верующие православные христиане, у которых обнаружено онкологическое заболевание, благодаря молитве живут больше на 5—6 лет, чем атеисты; 4) «всегда молитесь за больных», ибо если мы молимся за больного, недуг «может изменить свой естественный ход»; 5) «больной, стремящийся посредством приобщения к духовной церковной жизни получить исцеление от телесных болезней, похоже, так ничего и не осознал. На всё воля Божия, без полного предоставления себя Его воле и без смирения, которое является лекарством, нейтрализующим гордыню, человек обречён на неудачу»; 6) врач, применяющий для терапии своего пациента только медицинские знания, лечит только тело и не оказывает больному полноценную помощь. Хотя сознательное неоказание медицинской помощи и оставление больного в опасности являются уголовно наказуемыми преступлениями, однако проблема в том и состоит, что официальная наука не признаёт триединства плоти, души и духа человека. В результате из этого следует, что полноценное оказание помощи больному человеку должно состоять в воздействии не только на плоть, но и на душу и дух.

предыдущая    следующая