Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

19 января — Крещение Господне

КРЕЩЕНИЕ ЕСТЬ ТАИНСТВО ВЕРЫ

В событии Богоявления всех очень интересует тот таинственный момент, когда Бог Отец свидетельствует о Сыне. Кому предназначалось это откровение? Размышляет кандидат богословия доцент кафедры богословия СПбДА протоиерей Михаил ЛЕГЕЕВ.

Конечно же, оно предназначалось человеку, так же как и всё в жизни Христа Спасителя предназначается человеку. Тут важно помнить о том, что Христос при Боговоплощении добровольно принимает на Себя падшую человеческую природу. Но Он не принимает на Себя греховной испорченности нашей природы, а только следствия этой испорченности: телесное страдание, возможность умереть… Он алкал, жаждал, плакал, хотел спать… т.е. то, что называется в богословии «непорочные страсти». Высшей точкой этих непорочных страстей была Его добровольная смерть. Христос Спаситель принимает непорочные страсти, но остаётся Богом и совершенным Человеком в том смысле, что Его человеческая природа была чужда какой-либо нечистоты. Поэтому всё, что делает Христос Спаситель, нужно не Ему, а нам. Иногда даже у некоторых богословов можно встретить мнение, что Христос Спаситель принимает испорченную природу человека, чтобы исцелить её в Самом Себе. Если бы это было так, это означало бы нужду и Самого Христа Спасителя в исцелении, ибо если Он имеет в Себе что-то испорченное, то это требует исцеления. Но это не так. Христос Спаситель, выходя на Крещение, прообразует Крещение каждого из членов Церкви. А Богоявление — это глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф.3,17) — и сошествие Святого Духа в образе голубя.

Тут мы можем обратиться к нашему собственному Крещению. Когда человек крестится, входит в Церковь, он читает Символ веры, где исповедует веру в Отца, Сына и Святого Духа, который содержится в последовании Крещения. Также само Крещение совершается во имя Святой Троицы, в образ смерти и Воскресения Спасителя. Явление Бога Троицы в жизни отдельного человека совершилось при Крещении Христа Спасителя: это свидетельствует о видении Святой Троицы теми людьми, которые стояли вокруг Христа в тот момент. Но это видение есть образ будущего обо́жения, будущего теснейшего соединения человека с Христом Спасителем и со всей Святой Троицей. Крещение отдельного человека вводит его в мир Церкви, но ему ещё предстоит пройти долгий путь, который заканчивается теснейшим соединением с Богом, обо,жением. Святитель Григорий Палама в XIV веке изображает этот путь как путь от образа к реальности или от веры к знанию. Мы исповедуем Символ веры. Крещение есть вообще таинство веры во Святую Троицу, но вера есть образ невидимой реальности, а знание больше, чем вера. Знание, согласно святым отцам, есть теснейшее соединение с предметом знания. Знание — это не книжку святых отцов прочитать. Знание (в данном случае богопознание) — это теснейшее единение с Богом всем составом человеческой природы – духом, душой и телом, которые пока ещё разрознены в человеке. Это теснейшее единение человека с Богом будет прообразовано и таинственно явлено нам в Самом Христе Спасителе через Его смерть и Воскресение. Он-то всегда был Бог, но для нас Он передаёт, если можно так выразиться, не только являет, но и реально передаёт Своё богочеловечество, вручает нам, Церкви, через смерть и Воскресение. И через это каждый из нас, пребывая в Церкви, участвуя в таинстве Евхаристии, восходит к Богу и соединяется со Святой Троицей, со Христом Спасителем. Осуществляется познание Богочеловека, или обо́жение (это грани одной и той же реальности). А Крещение прообразует эту будущую реальность, оно есть образ реальности. И в этом смысле мы можем одинаково говорить и о Крещении отдельного человека, и о Крещении Христа Спасителя, помня, что Его Крещение прообразует реальность будущего богообщения для нас. Им всё совершается для нас, ничего не совершается для Себя Самого.

Не до конца многим понятен и такой момент: откровение Бога человеку начинается ещё до Его Крещения. Любой человек, приходя в Церковь, сначала узнаёт Бога по каким-то событиям своей жизни, а потом происходит Крещение. Как это соотносится с Крещением Господним?

Давайте зададимся вопросом: что происходит вообще в Крещении человека? Можно сказать, смена хозяина. Был такой период в истории Церкви, сейчас учёные его называют период «мужей апостольских». Мужи апостольские были непосредственными учениками апостолов, трудились в конце I — начале II века. В этот период особенно употребительно было выражение о двух путях: жизни и смерти. Это было именно потому, что в этот период особенно значимой темой богословия была тема Крещения: период был катехизический. Задача мужей апостольских была привести человека в Церковь, которая только начинала расширяться. Есть два пути: жизни и смерти, путь диавола и путь Христов. Человеческая природа сложна и состоит из духа, души и тела. Высшее начало природы — дух, который неделим в самом себе. Душа сложна, имеет силы — разумную, чувственную, волящую, и они могут между собой взаимодействовать. Тело ещё более сложно, имеет множество сил. Действительно, в Крещении происходит такая вещь: человеческий дух разворачивается от мира, от диавола и поворачивается ко Христу. До этого он по касательной смотрел, а сейчас он смотрит в глаза Христу. Это символически подтверждается в Крещении, когда человек в самом чинопоследовании таинства отрицается сатаны, поворачивается на 180 градусов и сочетается Христу. Это то, что происходит с его духом, или умом (чаще всего это синонимы у святых отцов). Происходит метанойя, изменение ума, изменение духа. Человек становится учеником Христовым — до этого он им не был, он как-то шёл к Христу или не шёл. Если мы говорим о церковном человеке, до этого он шёл разными путями, но он не был Христовым учеником. В момент Крещения он погружается в совершенно иную реальность, он становится членом Церкви, что есть тоже абсолютно конкретная реальность. Казалось бы, отруби человеку голову, приставь её обратно и сфотографируй. Вроде то же самое, а отличия принципиальные.

Крещение есть таинство веры, оно связано с ней. Это затравка, именно из веры начинает вызревать нечто. Говорим ли мы об общественном служении Христа — это та реальность, которая нужна нам, Церкви, говорим ли мы о самой Церкви, об отдельном человеке как о члене Церкви… Опять же можно сравнить с образом зерна, и Сам Господь такие образы приводит. Оно может лежать где-нибудь 1000 лет, потом его в землю посадят, и оно начнёт расти. Принципиально иная реальность для этого семени. Это тоже образ Крещения: начинается умирание семени и через него — возрастание чего-то нового.

предыдущая    следующая