Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Советуем посмотреть

ЗАЛОЖИЛИ КОТА В ЛОМБАРД…

Я хочу вспомнить один старый (1971 г.) советский телевизионный фильм. Детский фильм. Я и видел его в детстве, а недавно вспомнил, отыскал в Интернете, пересмотрел, пришёл в восторг и теперь горячо советую и вам его посмотреть.

Зачем взрослым смотреть детский фильм? (А я именно взрослым его рекомендую!) Ну просто потому, что нынешних детей не очень-то заставишь смотреть допотопную кинокартину, — да ещё и чёрно-белую, да ещё и без суперменов, пришельцев, выстрелов, погони и т.д. Не хотят они такое смотреть — ну и не надо, оставим их пока в покое. Посмотрим сами. Тем более что фильм этот снят так, что в полной мере его сможет оценить только взрослый человек: все эти тонкости актёрской игры, режиссёрских решений, операторских находок и т.д., они только взрослому понятны.

Фильм называется «Удивительный заклад». Снят он на Ленфильме постановщиком Леонидом Макарычевым по одноимённой повести Екатерины Борониной.

Повесть я, к стыду своему, не читал, и имя её автора — к ещё большему стыду — мне ничего не говорит. Со временем надеюсь заполнить этот пробел в моём культурном воспитании, но сейчас мы говорим о фильме.

Вот представьте себе: маленький русский городок на Волге. Широкие песчаные берега, равнины, холмы, деревянные домики. Время действия — 1905 год, год первой русской революции, но жители городка ничего о революции не слыхивали и воображают, что не услышат о ней никогда.

В этом городе живёт мальчишка лет десяти по имени Сёмка (играет его Володя Магденков). Сирота, оборванец, но грамотный! Даже начитанный, хотя в гимназиях не учился. Он работает рассыльным у местного мебельного мастера, а по ночам взахлёб читает книги про индейцев, которые берёт у знакомого гимназиста Кости (Гена Дюдяев), порядочного олуха и наглеца.

Сёмка — мечтатель. Начитавшись Купера и Майн-Рида, он грезит наяву, и создатели фильма охотно знакомят нас с его фантазиями: то и дело по кривым улочкам городка, по обрывистым волжским берегам пробегают с воинственным гиканьем индейцы из племени семинолов во главе с их вождём Оцеолой.

И вот скажите: как можно жить в тихом, сонном русском городке, работать за копейки у вечно пьяного мебельщика, сносить глумления оболтуса Кости-гимназиста, когда на земле есть Страна цветов Флорида, где благородные индейцы-семинолы, и томагавки, и мокасины, и орлиные перья украшают голову отважного Оцеолы?

Разумеется, Сёмка решает бежать во Флориду.

Дело-то нехитрое: насушить в дорогу побольше сухарей, законопатить брошенную кем-то лодку — и в путь, вниз по Волге. Доплыть до Астрахани, а там и до Флориды далеко ли?

Одна только загвоздка: как будет Сёмка говорить с семинолами, если он не знает американского языка?

Ему говорили, что в Америке все говорят по-английски, но он в эти глупости не верит: у него припрятана самарская газета, где чёрным по белому написано: «Лица, желающие овладеть в совершенстве в течение трёх месяцев разговорным АМЕРИКАНСКИМ ЯЗЫКОМ, благоволят обратиться по такому-то адресу в Самаре, где за 3 рубля продаётся самоучитель американского языка».

Возникают два вопроса: как попасть в Самару, если мебельщик выходных не даёт, и где взять три рубля?

Первый вопрос в принципе разрешим: в Самару скоро поедет Костя-гимназист. Надо дать ему деньги, объявление с адресом — и он привезёт самоучитель.

Но деньги-то где взять?

И тут Сёмке берётся помочь его лучший друг — ученик местного начального училища Алёша (Лёня Базуткин). Алёша — мальчик тихий, домашний, опрятный, первый ученик в училище, общепризнанный кандидат на единственное бесплатное место в гимназии. Живёт он с мамой и бабушкой, — очень бедно живёт: мужчин в доме нет, мама больна, не встаёт с кресла, и семья существует главным образом за счёт продажи того имущества, что было накоплено при жизни Алёшиного отца. Главный капитал семьи — три рубля, которые хранятся в заветной бабушкиной шкатулке.

А тут Алёша — тихий, благонравный мальчик — решается ради друга выкрасть эти три рубля.

Он бы, конечно, не стал этого делать, но Сёмка клятвенно уверяет его, что скоро хозяин заплатит ему аж четыре рубля, — с этих-то денег он и вернёт Алёше свой долг.

Просто Костя-гимназист уезжает в Самару уже сейчас, а получка будет через два дня — вот в чём беда.

И вот Алёшка, успокоенный этими рассуждениями, потихоньку лезет в бабушкину шкатулку, тащит трёхрублёвку, трёхрублёвка перекочёвывает в карман Кости-гимназиста и вместе с ним отбывает в Самару…

И тут случилась первая катастрофа: хозяин-мебельщик внезапно загулял и пропил всю Сёмкину получку до копейки.

И за ней разразилась вторая: оболтус Костя-гимназист вернулся из Самары без самоучителя американского языка. И без денег. Ну, так получилось.

Сёмка и Алёша морально раздавлены.

В отчаянии они принимают нестандартное решение: чтобы вернуть деньги, надо заложить в местный ломбард… Алёшиного кота.

Ну сами посудите: кот большой, очень красивый, сибирский, весь белый… Зовут Снежком. Неужели такого могут не принять в ломбарде?

И ведь приняли! (Почему фильм и называется «Удивительный заклад»). Приняли, и выдали квитанцию, и деньги выплатили — искомые три рубля!

А как это чудо произошло и что из этого вышло потом… Об этом мы вам рассказывать не будем, это уже получается, так сказать, спойлер. Сами ищите фильм в Интернете, сами смотрите: уверяю вас, о потраченном времени не пожалеете.

Фильм невероятный: во-первых, дети играют не на шутку, как нынешним взрослым актёрам и не приснится. Фактически я мало вспомню фильмов, где бы дети играли так виртуозно. Алёша и Сёмка (Володя и Лёня) — это просто какие-то Моцарты от кинематографии.

Но дело-то в том, что в этом фильме великолепно играют все: и Костя-гимназист, и приёмщик в ломбарде (Павел Шпрингфельд), и Алёшина мама (Валентина Талызина), и Алёшин дядя (Аркадий Трусов), и Алёшин учитель (Михаил Иванов), и… И вообще все. Даже массовка. Да, даже в массовке никто просто так не ходит перед камерой: у каждого своё выражение на лице, и это выражение — маленький, но яркий штришок в полотне фильма. Вот, например: торжественный выпускной акт в Алёшином училище. Зал полон народа: тут и ученики, и учителя, и гости — почётные и не очень… Камера скользит по лицам: на доли секунды гости возникают на экране, и за эти доли секунды мы успеваем что-то узнать о мелькнувшем перед нами человеке.

Виртуозность невероятная!

Да что массовка!.. Кот, тот самый кот, которого заложили в ломбард, — играет! Коза, случайно случайно попавшая в кадр, тоже играет: как подозрительно она косится на Сёмку с Алёшей — дескать, что-то эти мальчишки задумали…

Дождь играет! Конечно, это дождь кинематографический, из шланга, — но так он уместен в общей ткани фильма, так ощутим, что… С детства мне запомнилась насквозь промокшая парочка, бегущая под этим дождём, — муж и жена, очень молодые и не очень богатые. Она: «Ой, намокнем!..» Он: «Не сахарные, не растаем!» И всё. Но когда видишь это, чувствуешь, как мокрая одежда липнет к твоему телу и дождевые струи льются по волосам.

Маленький, забытый шедевр… Сколько их таких затерялось в многовековой русской культуре?

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая