![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
30 октября — день памяти святого праведного Лазаря
Четверодневного, друга Господня
В Евангелиях описывается три воскрешения, совершённых Господом: воскрешение дочери Иаира, воскрешение сына вдовы, несомого на погребение, и воскрешение Лазаря Четверодневного. И хотя все три случая описываются евангелистами очень ярко, достоверно и проникновенно, всё же история Лазаря более других ложится на сердце читателю. Почему так? Вот, наверное, почему.
Дочь Иаира умерла за несколько минут до прихода Господа, и, наверное, тело её не успело остыть; юного сына вдовы ещё и до могилы не донесли; а вот Лазарь пролежал в гробу четыре дня, и тело его, как известно, уже начало смердеть…
И сколько беспросветного отчаяния в этих словам Марфы: «Господи! уже смердит…» (Ин.11,39)! Каково ей было сказать такое о родном, любимом брате!.. Но ничего не поделаешь: смерть во всей её отвратности, во всей жестокости и неотвратимости уже возобладала над Лазарем.
Как сказал поэт:
Всё равно ты её подневольник и смерд,
всё равно не поможет твоё «Отвяжись!..»
Вы знаете, самый факт того, что смерть неизменно сопровождается этой грязью, этим зловонием, этим мраком, говорит о том, что смерть противоестественна для Божиего творения, а для человека в особенности!
Мы не должны умирать, мы созданы бессмертными! А если мы всё-таки умираем, то это с нашей стороны есть самое страшное извращение, какое только можно себе представить. Это самое решительное противление воле Божией, какое только бывает на свете, — как бы странно ни звучали такие слова.
«Бог не сотворил смерти…» — сказано в Писании (Прем.1,13). И если мы всё-таки умираем — значит, мы выступаем против Божественного творения.
Неверующему такие слова кажутся парадоксом, а верующему всё понятно: смерть — это грех в последней своей стадии. Апостол Иаков говорит просто: «…совершённый грех порождает смерть» (Иак.1,15).
«…Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился» (Ин.11,33—35).
Иногда спрашивают: почему Господь плакал над мёртвым Лазарем, если знал, что сейчас воскресит его?
А Он плакал не только над ним, но и над всем родом человеческим, грехами загнавшим себя в смертный смрад и ужас.
Три раза — всего три раза! — евангелисты рассказывали о слезах Господних. Плакал Господь в Гефсиманском саду, моля Отца о том, чтобы минула Его чаша сия. Плакал Господь, въезжая в Иерусалим в неделю Ваий, — среди всеобщего торжества плакал о том, что скоро эти ликующие будут вопить: «Распни Его!» И плакал он при могиле Лазаря. Сама редкость плача Божия говорит о том, что не над одним человеком Он пролил слёзы у той могилы, но над всем человечеством.
Он плакал над Адамом. Над Адамом, чей череп Ему вскоре предстояло омыть Своею кровью.
…И вот Лазарь воскрешён. Один толкователь Евангелия восклицает: мол, не знаешь, чему больше удивляться — тому ли, что мёртвый восстал из гроба, или тому, что он свободно идёт, связанный по рукам и ногам пеленами!
В самом деле: почему пелены остались на Лазаре? Господь, как мы помним, оставил Свои пелены во гробе… Св.прп.Иоанн Дамаскин в своём каноне на утрене Лазаревой субботы говорит так: «Мертвеца смердяща, связана повойми, Владыко, воздвигнул еси, и мене связанаго пленицами прегрешений, возстави поюща». Следовательно, пелены — это символ греха. Как человек в пеленах не может идти, так человек грешный не может победить смерть. Если же он всё-таки ходит, если всё-таки побеждает, то только по особой воле Божией, а не своею волею.
Лазарь почитается нами как человек праведный. Несомненно, по смерти своей (первой смерти, четверодневной) он был водворён на лоно Авраамово — то место в ветхозаветном аду, где пребывали праведники.
«Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк.16,22). Нищего в притче, как вы помните, звали Лазарем.
Тот ли это самый Лазарь, что был воскрешён Господом? Как будто ничто не мешает нам объединить этих двух Лазарей.
Говорят: «Но Четверодневный Лазарь не был нищим — ведь сестра его Марфа готовила для Господа, как сказано, большое угощение…»
Но, во-первых, что мешает предположить, что Лазарь уже после этого случая заболел (покрылся струпьями) и вследствие этого обнищал? Во-вторых, кто сказал, что забота Марфы о большом угощении не выражалась в беготне по соседям, чтобы под честное бедняцкое слово занять у них денег либо продуктов?
Но главное даже не в этом. Главное в том, что богач из притчи просит Авраама послать Лазаря из ада на землю, воскресить его, чтобы тот возвестил братьям богача их посмертную участь. Понятно, что Авраам отвечает богачу отказом, — ведь своей волей он никого воскресить не может. Это может только Господь.
И Господь воскрешает Лазаря.
Воскрешает в том числе и потому, что внял молитве богача. Не только поэтому: воскрешение Лазаря имело множество целей и оснований, весьма важных для всех нас… Но среди этих великих целей была и одна малая: исполнение молитвы умершего грешника.
Нигде не написано, посетил ли воскресший Лазарь братьев богача, но думается, что, несомненно, посетил. Передал ли он им всё, о чём просил богач? Несомненно, передал. А братья богача? Вняли ли они рассказу Лазаря? Авраам усомнился в такой возможности, а нам ли спорить с Авраамом?
Но, может быть, всё-таки?..
Вы представьте только: к вам в дом приходит человек, о котором точно известно, что он воскрес из мёртвых, у которого на лице ещё лежит печать смертного ужаса. Он приходит и говорит: «Я видел вашего покойного брата. Он страшно мучается…» Какое чёрствое сердце нужно иметь, чтобы не внять этим словам? Впрочем, чёрствые сердца в нашем мире не редкость…
Алексей БАКУЛИН