![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
(правда о великом блгв.князе Олеге Рязанском (1338—1402))
Из
уроков школьной истории запомнилось, что князь Олег Рязанский не участвовал в
Куликовской битве, поскольку был сообщником Мамая и ярым противником князя
Димитрия Донского. И вдруг необычная информация: когда у князя Димитрия Донского
возникли разногласия с тверским князем по поводу границ их княжеств, третейским
судьёй для разрешения спора был приглашён князь Олег Рязанский… Но предателей в
судьи не приглашают! Значит, у князя была репутация честного человека, его слову
доверяли, его мудрому решению следовали…
Спустя много лет узнал я всю правду о князе Олеге Рязанском.
Благоверный князь Олег Иванович Рязанский жил в сложное время, княжество всегда находилось под угрозой иноплеменных вторжений, и при нём оно 12 раз подвергалось нашествию и разорению, после чего князь Олег восстанавливал жизнь в крае, управляя ею мудро и стараясь, насколько возможно, сделать жизнь людей более защищённой и спокойной. Свои дни князь Олег Рязанский закончил в основанном им под Рязанью (с.Солотча) в 1390 г. на высоком берегу реки Старицы, при впадении в неё реки Солотчи, Солотчинском Рождества Богородицы монастыре, приняв схиму с именем Иоаким (инокинею окончила свою жизнь и его супруга — княгиня Евфросинья). Князь Олег отошёл ко Господу в 1402 г. Первоначально он был похоронен в каменном гробу в Покровском храме Солотчинского монастыря. Рязанцы почитали князя, и уже после того, как он был похоронен, люди стали поклоняться его кольчуге, которую он не снимал весь остаток жизни, нося как вериги. Кольчуга возлагалась на больных, и страждущие, страдающие люди получали исцеление. После закрытия монастыря в советское лихолетье, в 1923 г., честные останки св.князя и его супруги были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей. 13 июля 1990 г. останки Олега Ивановича были переданы в Иоанно-Богословский монастырь. В апреле 1994 г. Солотчинский монастырь передан Рязанской епархии, церковные власти открыли там Рождество-Богородицкий женский монастырь, и 22 июня 2001 г. останки вновь перенесены в Солотчинский монастырь. Впоследствии супруги были перезахоронены в Богородице-Рождественском соборе Солотчинского монастыря. В Солотчинском монастыре ныне хранится как одна из главных святынь обители его честная глава. На Рязанской земле благоверный князь Олег в течение многих веков почитается как местночтимый святой. 16 мая 2023 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принято решение о внесении имени благоверного великого князя Олега Иоанновича Рязанского, в схиме Иоакима, в Собор Рязанских святых.
Великим
князем Рязанским Олег Иванович стал двенадцати лет от роду, в 1350(51) году
(пока он был молод, управлять княжеством помогали бояре-советники во главе с
тысяцким), и прокняжил более полувека. На Рязанской земле не было более
благодатного времени — ни до, ни после. При князе Олеге не раздвинуло княжество
своих границ, но приумножилось людьми и богатством. Впоследствии благодарные
рязанцы поместили изображение князя на свой герб: «В золотом поле стоящий князь,
держащий в правой руке меч, а в левой ножны; на нем епанча червленая, а платье и
шапка зеленыя, обложенныя соболями». Эта честь — по великим заслугам! Нелёгкое
время досталось для княжения князю Олегу. И как только дело касалось интересов
родной Рязанской земли, князь-воин сразу брался за меч. Для Москвы же,
собиравшей под своё крыло разрозненные Русские земли, самостоятельное Рязанское
княжество было точно шкворень в колесе набирающей скорость тройки. Тогда князь
Дмитрий Донской отправился к печальнику Земли Русской — Прп.Сергию Радонежскому,
просить святого примирить его с князем Олегом: сколько можно проливать русскую
кровь? И Преподобный пошёл в Рязань…
Благодаря
мудрым беседам Прп.Сергия князь Олег сумел победить в себе гордыню, и на благо
всей земли Русской с Москвой заключён был «вечный мир и любовь из рода в род».
Возможно, именно за этот подвиг Русская Православная Церковь причислила князя
Олега к лику святых.
А ещё через несколько лет случилось чудо… После охоты в устье реки Солотчи наткнулся князь на деревянную келью, в которой жили два инока — Василий да Епифаний. «Здравствуй, княже, — поклонились они Олегу Ивановичу. — Давно предсказана нам Сергием Радонежским встреча с тобой». Но видя, что князь не очень верит их словам, напомнили о его тайной беседе с Прп.Сергием. А поведал тогда князь Преподобному слова своей старой няньки, что служение ближним — Божий крест, а ближние ему, князю, — рязанцы. На что святой старец ответил: «Правду сказала нянька, да не всю. Полная же правда в том, что и москвич, и суздалец, и пскович, и всякий русский человек — тоже твои братья. Даже больше: всякий православный человек — твой брат. Значит, и жить надо по правилу: «всё для Святой Руси, ничего для себя».
По преданию, после разговора с иноками князь Олег Иванович встал на колени лицом в сторону Москвы, осенил себя троекратным крестным знамением, поклонился и молвил: «Святый отче Сергий, я понял тебя! Спасибо, что вразумил».
В том же году на месте келий иноков Василия и Епифания князь Олег Рязанский основал Солотчинский монастырь, в котором и принял постриг. Отныне он, продолжая княжение, подолгу живёт в монастыре, несёт различные послушания. Двенадцать лет, до самой кончины, князь-инок носил под одеждой тяжкие вериги — свою боевую кольчугу.
Алексей ЛОГУНОВ