![]() |
Газета основана в апреле |
|||
НАШИ ИЗДАНИЯ |
«Православный
Санкт-Петербург»
![]() ![]() ![]() ![]() |
Святая Русь
ПРИШЁЛ ХРИСТОС КО КНЯЖИЧУ НА НОВЫЙ ОСТРОВОК
Знаете
ли вы, что был на Руси святой, который в течение года ничего не ел?
Да, ничего не вкушал целую неделю, по воскресеньям причащался Святых Христовых Таин и вновь постился целую седмицу.
Зачем я рассказываю об этом? Чтобы кто-нибудь из читателей от большого ума взялся бы подражать этому вышеестественному подвигу?
Конечно, нет. Я только хочу напомнить вам, что подвиги древнего монашества порой превосходили всякое мирское разумение. Подражать им по своей воле — безумие, греховное безумие. Но помнить о них полезно. Полезно знать, что были на земле люди, которые жизнью своей доказали правоту евангельского завета: «…не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». (Мф.4,4).
Подвижник, о котором я веду речь, — это наш, севернорусский, святой, прп.Иоасаф Каменский (†1453 г.) Неизвестно точно, когда он родился, но, по всем расчётам, преставился он совсем молодым человеком, не достигнув и 30 лет. Вся его жизнь была особым подвигом предельного самоотречения, безоглядного предания себя в руки Божии. Именно из-за бесконечной высоты этого подвига мы и не можем судить о духовной жизни святого Иоасафа, нам видны только плотские, материальные её проявления: вот пищи он не вкушал, вот жил в строгом затворе, — а что его к этому привело? Как Господь поддерживал в нём огонёк жизни? На какие высоты залетала душа святого? Об этом нам и гадать не след.
Что же касается до основных вех его земной жизни, то мы можем рассказать следующее.
Во-первых, при крещении он был наречён Андреем. И родился он в княжеской семье. Был такой князь — Дмитрий Васильевич Заозерский Меньшой, князь хоть и захудалый, но владетельный, и владел он землями на берегу Кубенского озера (это в нынешней Вологодской области). Было у князя Дмитрия три сына (из них Андрей — младший). Скорее всего, и без того не обширные Заозерские земли были бы со смертью отца разделены на три — совсем уж мелкие — части, и княжил бы Андрей над тремя деревушками, — но вышло не так.
Князь Дмитрий погиб очень рано — пал в битве с татарами, и вдова его, ища защиты и покровительства, отдала свою дочь замуж за человека влиятельного и знаменитого — князя Дмитрия Шемяку. Этот Шемяка любителям русской истории весьма известен: всю свою жизнь он со страстью и яростью воевал за московский престол с московским великим князем Василием (отцом Ивана III Великого). Борьба у них шла нешуточная: однажды Шемяка захватил Василия в плен и ослепил его! После того князь Василий и получил своё прозвище — Тёмный.
Вот за такого-то лютого Шемяку и отдала свою дочь княгиня Заозерская София.
От своего злодейства Шемяка не много получил корысти: Василий, хоть и слепой, а всё же одолел его, а одолев, уморил ядом, а потом взялся и за всех шемякиных родичей. Не поздоровилось заозерским князьям: Василий Тёмный отнял у них Заозерье и взамен не дал ничего.
Собственно, с этого-то момента и начинается история монашеского подвига заозерского княжича Андрея. Он с детства был ребёнком тихим, книжным, боголюбивым, рассказы о политических злодействах его близкой родни не могли не ранить душу этого подростка. Поэтому лишившись удела, Андрей испытал только облегчение и с лёгким сердцем отправился искать монастырь, чтобы принять там постриг.
Искать пришлось недолго: на том же Кубенском озере, где прошла вся жизнь Андрея, на крошечном островке среди бурных волн, стояла обитель, называемая Спасо-Каменной. Увидев её, Андрей воскликнул: «Се покой! Зде вселюся!»
Поначалу княжича там не захотели принимать: родственник Шемяки!.. С таким поведёшься — бед не оберёшься: в Москве тотчас решат, что маленький монастырь восстал против великого князя Василия! Но Андрей умолил игумена и вскоре был пострижен с именем Иоасаф. Был такой древний святой Иоасаф-царевич, который бросил своё царство и стал подвижничать; в Спасо-Каменном монастыре нового монаха тоже долго называли Иоасафом-царевичем…
А дальше… Дальше рассказывать сложно. Дальше Иоасаф целиком ушёл в свой подвиг и скрылся из мира совершенно. Очень скоро он, юноша едва за двадцать лет, стал самым почитаемым монахом обители: все насельники склонялись перед ним. Духовных высот он достиг таких, что однажды ему явился Сам Господь Иисус Христос, благословил и пообещал процветания обители. А что это значит — узреть Самого Господа? Это особый дар, выше которого нет: подвижник, своими очами увидевший Бога, уже ничему земному не радуется, душа его рвётся к одному — вновь увидеть Возлюбленного… Почитайте записки св.прп.Силуана Афонского — он хорошо пишет о том, как мучительно скучает его душа без Господа…
Вот и Иоасаф испытал ту же муку, те же «скучания». Потому он и ушёл в строгий затвор — не мог больше смотреть ни на что земное. Потому он и пищу земную есть уже не смог: всё ему было немило перед памятью Божией.
Вот это надо нам хорошо понять: не потому он ничего не ел, что хотел поставить некий «рекорд благочестия», показать себя «чемпионом подвижничества», — нет, не в этом дело! Просто его душа горела такой неутолённой любовью к Господу, что в сравнении с этим ни с чем не сравнимым духовным голодом голод телесный им просто не замечался!
Целый год ничего не вкушал он, но понятно, что как бы ни был крепок его дух, а тело подобного поста выдержать не смогло: через год смерть подступила к нему. Тогда Иоасаф решился покинуть свой строгий затвор, попросил отвести себя в церковь на литургию, причастился, а затем в келии попрощался со всею братией по очереди, помолился за всю обитель и с молитвой на устах преставился.
Вот и всё, больше мы о нём ничего не знаем.
Нет, знаем: долгие годы мощи его покоились в Вологде, в кафедральном Рождества Богородицы соборе, а ровно пять лет назад их вновь перенесли на Кубенское озеро, на маленький островок, где стоит возрождённый недавно Спасо-Каменный мужской монастырь.
Сергей Ольховецкий